"Реформирование ЖКХ-веление времени"
Как мы уже сообщали, состоялось очередное заседание городского
Общественного совета. На нём в том числе рассматривался вопрос о
предстоящем реформировании предприятий ЖКХ. Глава Королёва Александр
Морозенко охарактеризовал нынешнее состояние городского
жилищно-коммунального хозяйства и представил перспективы его развития,
сделав акцент на выполнении положений Федерального закона № 185 «О
Фонде содействия реформированию ЖКХ».
Глава города отметил, что возникшие проблемы в мировой
экономике, в первую очередь в банковской сфере, не могли не коснуться
нашего государства. Правительство предприняло ряд антикризисных мер:
хочется надеяться, это поможет с меньшими потерями пройти данный
исторический отрезок времени. Тем не менее наблюдается снижение темпов
экономического развития. Например, уменьшился объём жилищного
строительства — очень подорожали кредитные ресурсы. Сегодня, чтобы
строить, надо брать в банках кредиты под 20-25 процентов, но это уже
запредельные суммы. На это реагируют и Президент страны, и премьер. Но
пока их реакция — таковы реалии — дойдёт до конкретного ответственного
лица, пройдёт не один месяц.
Вторая проблема, которая сегодня существует, — кризис нашего
коммунального комплекса. Глава города напомнил, что усилиями предыдущих
поколений была создана мощная инфраструктура, и тогда горожане не знали
больших проблем ни с водой, ни с теплом, ни с электричеством. Это всё
было принципиально решено ещё в 60-е, 70-е, 80-е годы. Однако последнее
десятилетие коммунальное хозяйство фактически кредитовало другие
отрасли, например здравоохранение, народное образование. Отпуская
энергоресурсы, воду, тепло в первую очередь на социальные и
государственные нужды, эта отрасль никогда адекватной платы за эти
ресурсы не получала.
Вспомним 80-е годы. Тогда наши горожане платили всего 20
процентов от стоимости коммунальных услуг, остальные деньги
компенсировал городской бюджет по представлению Правительства — в
бюджете региона денег не было. Коммунальные предприятия изыскивали
возможность нормально работать, и это делалось за счёт нещадной
эксплуатации имевшегося оборудования. Понятия амортизации,
планово-предупредительного ремонта были смещены и фактически
уничтожены. Стали происходить аварии (например, взрыв котла на
«Альфа-Лаваль-Потоке»), резко увеличилось количество утечек на
городских водо- и трубопроводах. Когда-то на коммунальных сетях было
всего две аварии в год, теперь их количество выросло до 30.
Вместе с этим экономическое положение наших коммунальных
предприятий таково, что если бы их оборудование было новым и
неизношенным, то тех тарифов, которые установлены сегодня государством
в лице Территориальной энергетической комиссии было бы вполне
достаточно для нормального существования экономики этих предприятий. Но
те средства, которые ныне поступают предприятиям ЖКХ, не могут ни
обеспечить высокой эффективности коммунального хозяйства, ни решить
вопросы внедрения новой техники. Например, у нас в теплохозяйстве
находятся котельные, предназначенные только для выработки тепла. И всё.
А везде на более-менее современных предприятиях работает теплоцентраль,
то есть котёл и с ним генератор электричества, и при этом коэффициент
использования газа повышается на 15-20 процентов. При сегодняшней
немалой цене на газ это очень существенная экономия. Но власть на
местах не может ничего сделать в этом направлении, потому что нет
инвестиционных программ — государство этим не занимается.
Вместе с тем государство ориентирует муниципалитеты на
привлечение инвестиций. А для этого предприятия ЖКХ должны обладать
определённым качеством. В первую очередь, это касается их
организационно-правовой формы. Жилищно-коммунальные службы должны быть
не муниципальными предприятиями, а акционерными обществами. Мы с этим
тоже согласны, отметил Александр Морозенко. В ноябре 2008 года
городской Совет депутатов принял решение акционировать муниципальные
предприятия «Теплосеть», «Водоканал», «Автобытдор», «Жилсервис» и
«Жилкомплекс». Теперь у органов местного самоуправления есть право
заниматься этими вопросами. Потому поставлена цель: создание
акционерных обществ со 100-процентным муниципальным капиталом. В
дальнейшем на некоторую долю этих акций можно будет привлечь
инвестиционные средства для технического перевооружения королёвских
коммунальных предприятий.
Ещё один вопрос: где взять кадры для успешной работы ЖКХ? На сегодня
эта проблема системная, она стоит не только перед градообразующими
предприятиями. Очень тяжело конкурировать с Москвой: 25 минут езды на
электричке — и человек из Королёва попадает в другой субъект Федерации,
где зарплата работников теплового хозяйства в два раза больше, чем в
области.
Глава города ещё раз подчеркнул: нужно сделать всё, чтобы
сдержать рост тарифов на коммунальные услуги. А сегодня они меняются в
первую очередь из-за повышения цены на энергоносители. В этом году
рентабельность королёвских предприятий не превышает трёх процентов.
С другой стороны, отметил Александр Морозенко, наш город
находится в первой десятке по доходам и где-то в третьей десятке
городов и районов Подмосковья по расходам, в том числе по квартплате и
коммунальным услугам. Поэтому муниципалитет вынужден сейчас
рассматривать непопулярные меры в тарифной политике в связи с
некоторыми решениями Правительства. Ожидается рост энергоносителей,
электричества, газа на 25 процентов. И город к этому уже готовится:
например, рассматривается вопрос о повышении на 30 процентов тарифа на
вывоз из города мусора в связи с тем, что придётся пользоваться
полигоном в Сергиево-Посадском районе. Пробег спецмашины с мусором
увеличивается в 4 раза и в итоге составляет 84 километра. Сегодня
городские службы убирают мусор по тарифу, установленному
муниципалитетом (220 рублей за один кубический метр), а на полигонах
его принимают по коммерческой цене — 300 рублей за кубометр. Каждый
кубометр наносит муниципальной казне 80 рублей убытка.
Вопросов в реформировании предприятий ЖКХ очень и очень много.
Одним-двумя годами эта реформа для нашего города не завершится. Нужна
большая кропотливая работа, взаимное доверие населения и
муниципалитета. В этой связи городской Общественный совет мог бы стать
связующим звеном между администрацией и населением и взять на себя
функции общественного контроля за выполнением тех решений, которые
принимаются органами местного самоуправления по повышению эффективности
деятельности нашего жилищно-коммунального хозяйства.
Работа предстоит большая, необходимо достичь тех показателей,
которых требует Федеральный закон №185 «О Фонде содействия
реформированию ЖКХ».
Например, 25 процентов наших жителей должны быть объединены в
ТСЖ, а в составе управляющей компании государственная и муниципальная
доля не должна превышать четверти.
Отвечая на один из вопросов членов Общественного совета, Глава города сказал:
— В сфере ЖКХ мы давно и плодотворно сотрудничаем с немецкими
фирмами. В Германии создан целый концерн по санации жилья и
реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Мы находимся в сфере
интересов этого концерна, вместе с Губернатором области были приглашены
в Германию для продолжения делового сотрудничества. При этом, конечно,
необходимо будет решить ряд серьёзных вопросов на уровне Правительства.
Городское имущество определяется сотнями миллионов рублей.
Королёв — это более 170 тысяч жителей, 70 тысяч квартир, тысячи домов,
десятки до¬школьных учреждений, школ... За всем этим имуществом нужен
уход и, самое главное, нужны средства, которые позволят содержать город
в порядке. И Глава города уверен: для кардинального улучшения ситуации
предприятия ЖКХ надо акционировать. Политическая позиция в этом вопросе
выработана. А значит, эту идею необходимо активно претворять в жизнь.