Школьное образование - особая гордость Юбилейного. Не раз школы города становились местом проведения различных педагогических семинаров и встреч. И всё же, масштабность и уровень происходившего 11 ноября в гимназии № 3 мероприятия даже для нас были неординарными. По предложению Министерства образования Московской области, Юбилейный стал одним из двенадцати городов области, удостоенных почётного права проведения IV Педагогической ассамблеи. Одно из лучших образовательных учреждений города и области - гимназия №3- приняла почти 200 учителей начальных классов из более 70 муниципальных образований области.
0бластаня Педагогическая ассамблея проводится Министерством образования Московской области на базе работы клуба «Педагог года Подмосковья», в который входят победители и лауреаты этого престижного конкурса. Такие массовые встречи направлены на распространение передового опыта, внедрение новых инновационных технологий. Здесь проходит обсуждение насущных проблем, стоящих перед современными учителями, намечаются пути совершенствования педагогической деятельности и перспективы модернизации региональной системы образования.
Администрация города Юбилейного, Управление образования, спорта, культуры, работы с детьми и молодёжью, Учебно-методический центр и коллектив гимназии № 3 сделали всё, чтобы у нас Педагогическая ассамблея прошла на самом высоком уровне. Продуманность организации (встреча участников, подготовленность кабинетов и аппаратуры, чёткость расписания, прекрасные условия работы), радушие, внимательность и корректность учителей и старшеклассников, прекрасная работоспособность, сосредоточенность учеников младших классов на открытых уроках и многие другие моменты с благодарностью отмечались всеми участниками и гостями ассамблеи.
Организаторы предложили участниками 8 организационных потоков - одновременно шли 8 открытых уроков и мастер-классов, которые давали лучшие из лучших - победители национальных проектов, областных конкурсов педагогического мастерства. К сожалению, нельзя «объять необъятное» - говорили многие, и каждый участник выбирал для себя самое интересное и важное.
Вот что увидели участники одного потока. Открытый урок в первом классе по теме «Закрепление чисел от 1 до 10» провела В.А. Фролова-учитель лицея № 42 Люберецкого района. Очень трудно работать в незнакомом классе - это понимают все присутствующие педагоги. Но наши первоклассники были на высоте: вели себя безукоризненно, были активными, чувствовалось, что урок их увлёк и заинтересовал. Да и как не увлечься «поиском сокровищ», став «самыми настоящими пиратами». На обычной доске парусный корабль, на который забраться можно только по лесенке, где каждая ступенька -арифметический пример. Ученики быстро решают, легко отвечают на вопросы. Замечательный ход учителя - вместо традиционных
отметок каждый даже за маленький ответ или добавление получает «пиратскую чёрную метку». Столь же интересных заданий на уроке очень много: сравнение количества пушек и якорей, подсчёт слов «пираты» в песенке из фильма про Варвару-красу (вот где необходимы возможности интерактивной доски), ожерелье из геометрических фигур и даже математическая зарядка, когда надо не только успеть решить пример, но и, в зависимости от результата, присесть или вытянуться вверх. Сколько же можно придумать заданий всего с десятью цифрами! И найдено на этом блестящем уроке главное сокровище - заинтересованность, увлечённость детей, легко и прочно усвоенные знания, свобода общения учителя, интересные педагогические приёмы.
Второй урок - в кабинете только педагоги. Мастер-класс даёт «хозяйка» - учитель гимназии № 3 города Юбилейного С.Н. Шибаева. Тема «Реализация компетентного подхода в образовательной практике» затрагивает волнующий всех педагогов вопрос о стандартах второго поколения, которые скоро должны прийти в школу. Но в гимназии № 3 это уже не теория, а практика, поскольку образовательное учреждение служит муниципальной и областной экспериментальной площадкой по их внедрению. Речь идёт о формировании компетенции уучащихся, которые должны получить не просто набор отдельных знаний и навыков, а комплекс универсальныхумений. Современный педагог не даёт готовых знаний, а создаёт условия, при которых ученик захотел бы и смог бы открыть эти знания, которые, в свою очередь, являются не самоцелью, а средством развития личности учащихся.
С.Н. Шибаева останавливается на новшестве - расширении внеклассной работы для формирования личности ребёнка. В своей практике Светлана Николаевна нашла интересный путь: предложила ученикам рассказать о своём увлечении. Результат - индивидуальная проектная работа. Конкретный план, предложенный учителем в виде ответов на вопросы, не только позволил рассказать другим о своей страсти, но и расширить знания, проанализировать пути развития. Стрельба, футбол, танцы, рисование, изготовление интересных и полезных вещей собственными руками, физические опыты, гео-кешинг (поиск «кладов»), изучение исторических мест Подмосковья... Интересы учеников были представлены в виде презентаций (на бумаге или в электронном виде), главным девизом которых стало «Расскажи так, чтобы заинтересовать другого». Всё это помогло детям раскрыться, изменить статус в классе, найти друзей по интересам, получить полезные навыки в оформлении и подаче материала. Была создана карта интересов классного коллектива. Многие участники мастер-класса подходили за конкретными рекомендация
ми, уточнениями, и каждый выразил восхищение и высочайшую оценку достижений С.Н. Шибаевой.
Мастер-класс по нетрадиционным урокам в начальной школе провела Н.И. Сквознякова (Ленинский район, Видновская средняя общеобразовательная школа № 2). Таблицы звуков и букв русского языка, образующие домик, который постепенно наполняется жильцами - узнаваемыми буквами, праздники числа на уроках математики, использование интерактивной доски на математических КВНах, театральные миниатюры на уроках чтения, большие спектакли в театральном кружке, кукольный театр, проведение уроков по предмету «Окружающий мир» на улице - это только часть представленных педа-гогическихнаходох. УвлеклаНадеж-да Ивановна коллег-специалистов и интегрированным уроком «Грибы: съедобные и несъедобные». Тяжело дать определение этому действу: литературно-музыкальная композиция, образование слов в русском языке, рисование, музыка (весёлые звуки настраивали на активную работу), разгадывание загадок, создание необычной аппликации, изучение опасных грибов. Очень серьёзные педагоги превратились в смеющихся, пытающихся всё выполнить, заново познающих любопытных «первоклашек», которых даже приглашение в актовый зал для подведения итогов не могло сразу оторвать от создания «гриб-ныхшедевров».
Эти 3 из 24 проведённых в этот день в гимназии № 3 уроков и мастер-классов дают представление о высочайшем уровне Педагогической ассамблеи. Особенно гости отмечали успехи учителей нашего города: урок в 4-м классе С.В. Дороховой (школа № 2) по предмету «Окружающий мир» - «Чудес полна могучая природа, ты только помоги их сохранить!» и урок-исследование «Моя родословная» во 2-м классе Н.В. Сизо-ненко (гимназия № 5).
Пролетели незаметно часы, гости и участники собрались в уютном зале гимназии № 3. Обсуждения, впечатления, положительные эмоции.
Приветствуя участников Педагогической ассамблеи, Глава города В.В. Кирпичёв поблагодарил Министерство образования Московской области за доверие и совместную работу. Рассказав о Юбилейном, о достижениях в сфере муниципального образования, Валерий Викторович раскрыл многие направления, по которым Администрация и Совет депутатов поддерживают педагогические кадры. В частности, о практике последнего времени предоставления возможности коммерческого
найма и покупки на очень выгодных условиях жилья. Глава города пожелал всем участникам новых достижений и успехов.
«Мы очень рады, что нам довелось встречать вас - педагогов начальных классов, - сказала директор гимназии № 3 Л.П. Данилина, обращаясь к участникам ассамблеи, - от вас зависит, какими будут наши дети. Учитель начальной школы - это самый лучший учитель. Огромное спасибо за вашу работу». «Узнай, научись, добейся успеха» - под этим девизом живёт лидер образования города - гимназия № 3, о чём участникам ассамблеи рассказал представленный фильм.
Заведующий отделом дошкольного и общего образования Министерства образования М. о. Н.В. Будылкина в своём выступлении отметила закономерность вы-борагородаЮбилейного, какместа проведения самого масштабного мероприятия года - Педагогической ассамблеи, и поблагодарила Главу города, Управление образования, УМЦ, коллектив и директора гимназии № 3 за её прекрасную организацию. Обращаясь ко всем участникам, она заметила, что от мастерства учителя начальных классов во многом зависит дальнейшая судьба детей. Значимость и высочайшее мастерство продемонстрировали все, кто давал открытые уроки и мастер-классы. «Праздником профессионального педагогического мастерства, торжеством нашей педагогической профессии, к чему мы каждый день прилагаем усилия» стала, по словам Н.В. Будылкиной, Педагогическая ассамблея в Юбилейном.
«Начальная школа - самое инновационное звено всего образования», - подчеркнула, обращаясь к участникам ассамблеи, доцент, заведующая кафедрой педагогики начального обучения МГОГИ Г.Н. Гришина. - Впереди много проблем, но такими силами мы их обязательно решим». Она отметила «атмосферу радости - праздник души» в зале, где собрались «лучшие - педагоги творческие, яркие, инициативные, педагоги, которые занимаются инновационной деятельностью».
«Низкий поклон за такой радостный день», - такими словами от имени всех участников педагог Е.А. Чулихина (Орехово-Зуевский район, Малодубенская средняя общеобразовательная школа) поблагодарила организаторов ассамблеи. Такие мероприятия - это бесценный обмен опытом и идеями, подчёркивали все, говоря уже о подготовке к следующей V Педагогической ассамблее.