Наше законодательство о местном самоуправлении — классический пример
дисбаланса прав и обязанностей местной власти. Другими словами,
огромное количество обязательств местной власти перед жителями при
минимальных возможностях эти обязательства выполнить. Этот дисбаланс
нередко приводит к конфликтам между властью и горожанами.
Для жителя местная власть самая главная, потому что самая близкая.
Именно к ней он обращается в первую очередь, пытаясь решить ту или иную
проблему. Но местная власть, по закону, не всегда, к сожалению, имеет
возможность помочь. Перед местными руководителями часто встаёт дилемма:
соблюдение буквы закона или защита интересов жителей.
Поэтому нередко городская администрация решает ту или иную проблему не
благодаря, а вопреки закону. Но бывает так, что эти усилия сводятся на
нет нерадивостью и равнодушием отдельных чиновников. И вместо решения
проблемы — конфликт почти на ровном месте.
Ситуация, сложившаяся во-круг дома 2/34 по улице Орджоникидзе,
— наглядная иллюстрация к сказанному выше. Дом, построенный более 70
лет назад, в 2006 году областной комиссией был признан непригодным для
проживания. В мае 2007 года выходит постановление Главы города, в
котором на основании заключения межведомственной комиссии дом был
признан аварийным, согласно чему его жители подлежали расселению. К
концу 2008 года расселение планировалось завершить, но не получилось.
Глава города Александр Морозенко в середине января встретился
с инициативной группой жителей дома. В результате конструктивного
разговора было выработано совместное решение, по которому переселение
жильцов пройдёт поэтапно и завершится к концу 2009 года. Для контроля
за выполнением решения была создана комиссия из представителей
администрации и жителей дома. От жителей в комиссию вошли Людмила
Ранько и Наталья Скрытина.
Кстати, именно Людмила Ранько ещё девять лет назад начала
бить тревогу по поводу состояния дома. Первоначально рассматривался
вариант капитального ремонта, но после всевозможных расчётов и осмотров
специалисты пришли к выводу, что дешевле построить новый дом, чем
ремонтировать старый, а проведение текущего ремонта в буквальном смысле
— выбросить деньги на ветер. Полностью отремонтированной и перекрытой
крыши дома хватило только на год. Поэтому и было принято решение, о
котором я упомянул выше.
Надо иметь в виду и то обстоятельство, что помимо дома по
улице Орджоникидзе непригодными для проживания признаны ещё два жилых
строения — на улицах Советской и Лесной. Поэтому проблема переселения
имеет более широкий характер.
Город самостоятельно решить вопрос переселения не может —
необходимы субсидии из федерального и областного бюджетов. Для того
чтобы получить субсидии, надо «попасть» в федеральную программу. Этот
сложный и растянутый во времени, требующий огромного количества
согласований процесс завершён. Все три дома вошли в федеральную
программу.
Задержки с расселением дома по улице Орджоникидзе связаны с
рядом объективных и субъективных обстоятельств. Причём с
обстоятельствами, которые не всегда возможно предусмотреть. Для
расселения необходимо построить новый дом. Фирме «Развитие ХХI» под
застройку был выделен земельный участок, который граничит с охранной
зоной историко-краеведческого музея. Вновь пошёл длительный процесс
согласований. Пока шло согласование, возникла новая проблема. Жители
одного из соседних домов выступили категорически против нового
строительства из чисто эгоистических соображений — они тоже хотели
переехать в новые дома. Посыпались их письма-жалобы в различные
инстанции: прокуратуру, областное правительство. С каждой жалобой надо
разбираться, а это ещё потеря времени. Как бы то ни было, на сегодня
проблемы утрясены, необходимые согласования получены, и, если ничего не
случится, строительство нового дома начнётся в апреле 2009 года. До
этого времени жители будут переселяться в уже готовые дома.
Но даже при таком благоприятном раскладе есть ещё
прогнозируемые проблемы, которые решать предстоит совмест-но жителям,
застройщикам и городской администрации.
Вот что об этих проблемах говорит заместитель главы городской администрации Василий Билоус:
— В старых домах однокомнатная квартира составляла порядка 30
квадратных метров, в новых — это уже 42 — 50 квадратных метров. Из
федерального бюджета будут оплачены 30 квадратных метров, разницу в
метраже компенсирует областной бюджет. Но всё это будет сделано из
расчёта 42 794 рубля за квадратный метр. В Королёве стоимость одного
метра колеблется где-то в пределах 60-70 тысяч рублей. Из каких средств
компенсировать разницу стоимости одного метра? Будем решать вопрос
конкретно с каждым жителем. Есть ещё одна проблема, решение которой не
в нашей компетенции. В этих аварийных домах есть коммунальные квартиры,
в которых проживают по нескольку семей. Областное правительство
отказало нам в просьбе — предо-ставить каждой семье отдельную квартиру,
и был предложен такой вариант. Если, например, в четырёхкомнатной
квартире проживало четыре семьи, то максимум, что они получат, —
двухкомнатную квартиру на две семьи. Но хочу заметить, что эти семьи не
снимаются с очереди на улучшение жилищных условий.
Жителям аварийных домов нужно и важно понимать ещё одну вещь.
Они имеют право отказаться от переезда в другой район города и ждать
квартиру в новом доме рядом со старым. Но тогда не исключён вариант,
что такой житель лишится права на субсидии, которые прописаны в
дополнениях к федеральному закону №185.
В беседе с Людмилой Ранько и Натальей Скрытиной стало понятно,
что главная причина конфликта не в трудностях переселения (в
большинстве своём жители — люди адекватные и понимающие, что в этом
во-просе многое попросту не зависит от местных властей), а в равнодушии
чиновников.
— Мы исправно платим за коммунальные услуги, в том числе и за
текущий ремонт, — говорит Людмила Петровна. — В подъезде нет лампочек,
выбиты стёкла. Обращаемся в ЖЭК. Там отказывают, мотивируя тем, что дом
всё равно расселяют. Складывается впечатление, что дом уже снесли, его
не существует, а мы ходим тут, одолеваем своими просьбами сотрудников
коммунальных служб. А ведь в большинстве своём в доме живут люди
пожилого возраста, которым просто физически трудно делать что-то самим.
Как видим, трудностей более чем достаточно и в возникновении
некоторых из них виноваты конкретные люди. Об этом прямо и жёстко
сказал Глава города Александр Морозенко:
— Обидно, что огромная работа городских властей по этой
проблеме смазана нерасторопностью и равнодушием отдельных наших
чиновников. Будем делать оргвыводы. В ближайшее время издам
постановление, в котором будут закреплены порядок и сроки расселения
этого дома.