Мужчина 76-ти лет в бессознательном состоянии оказался запертым в квартире. Его жена, не сумев открыть входную дверь, позвонила в аварийно-диспетчерскую службу МУП «ЖКО». Информация о случившемся была передана в единую дежурнодиспетчерскую службу Администрации г. Юбилейного. Оперативный дежурный Александр Сергеевич Девятков вызвал по указанному адресу отряд спасателей и бригаду «Скорой». Спасатели прибыли через пять минут, вскрыли металлическую дверь. Пострадавшему оказали медицинскую помощь...
Единая дежурная диспетчерская служба (ЕДДС) — структурное подразделение отдела гражданской обороны Администрации г. Юбилейного. Она была создана согласно Постановлению Главы города в феврале 2010 года. Главное её предназначение — повышение оперативности реагирования Администрации и служб города Юбилейного на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации.
Об основных особенностях и последних событиях в работе службы нам рассказал её руководитель, инженер отдела гражданской обороны Александр Петров.
— Сколько человек у вас в подчинении? Как построена их работа?
— В своём составе служба имеет 4 оперативных дежурных. Каждый из них в течение суток фиксирует любое обращение горожан: будь то жилищнокоммунальные проблемы, социальные вопросы или же сложности, возникшие с оказанием медицинской помощи. Принятую информацию диспетчер передаёт специалистам, которые разбираются в ситуации и принимают необходимые меры.
Обо всех поступивших звонках оперативный дежурный докладывает заместителю Главы Администрации — начальнику отдела по делам ГО и ЧС Владимиру Юрьевичу Вайло и мне как руководителю ЕДДС. Каждый день в 8.15 утра сводка сообщений, поступивших за сутки, доводится до сведения Главы города. В зависимости от степени важности принятой информации соответствующим службам выдаются команды на решение возникших проблем.
— Назовите, пожалуйста, номер телефона вашей службы.
— Нам можно позвонить по номеру: 8(495) 515-02-99. Хочу заметить, что все звонки, поступившие на телефон оперативного дежурного, записываются: информация хранится на сервере. Это во многом помогает нам в работе, улучшает её качество. Увы, случается, что на дежурного накидываются с бранью, разом обвиняя его во всех грехах и бедах. А ведь он не виноват в случившемся, а, напротив, готов помочь позвонившему, и не надо ему в этом мешать.
Задача дежурного — постоянно быть на связи. При необходимости, он оперативно выходит на отдел полиции, аварийно-диспетчерскую службу МУП «ЖКО», дежурную службу Королёвского гарнизона пожарной охраны. Нами заключены соглашения об обмене информацией и сотрудничестве с городской больницей, в том числе со станцией скорой помощи, а также с Государственным казённым учреждением «Мособлпожспас», которому подчинены ПЧ-329 и поисково-спасательный отряд № 10.
Дважды в сутки — в 6.00 и в 17.00 — наш оперативный дежурный обзванивает все экстренные службы города и докладывает об обстановке в дежурную службу Губернатора, в Главное управление региональной безопасности Московской области. И это — обязательные ежедневные доклады.
— Сколько звонков поступает к вам в среднем за день? О чём чаще всего сообщают горожане?
— Чтобы за сутки не было обращений, требующих оперативного вмешательства, бывает, но очень редко. Жалобы на сложные бытовые ситуации поступают ежедневно. Как правило, нам сообщают о заливах квартир; порывах труб; о падении деревьев; об отсутствии электричества в квартирах и на улицах, о запахе в подъезде и крысах на улицах города. Нередко горожане захлопывают квартиру и тоже звонят к нам. В экстренном случае, если за дверью ребёнок или больной, в действие вступает спасательный отряд. В противном случае такая проблема решается службой по вскрытию дверей, и выполненная работа оплачивается заказчиком согласно прейскуранту. Не так давно нам позвонили, что на балкон жильцов дома № 7 на ул. Пушкинской упал оборвавшийся электрический провод. Нам же пришлось вызывать наряд полиции по сигналу о том, что в кафе «Сквер» в четыре часа утра не стихают шум и музыка. Звонят нам и в связи с правонарушениями в городе, и по причине перегорания лампочки в подъезде...
— Чем оправдывается такая высокая нагрузка на диспетчера вашей службы?
— Для нас важно знать о любой нештатной ситуации в городе. Отключили горячую воду? Где и почему? Мы должны проследить всю цепочку событий. Что это, прорыв теплотрассы, остановка котла в котельной или её насосов? Каковы последствия и достаточно ли ресурсов для устранения нештатной ситуации? Кто привлечён для оказания помощи? И так далее.
Мы должны отреагировать на заявление граждан по любому вопросу, чтобы в конечном итоге в полной мере владеть оперативной обстановкой в городе, не говоря уже о случае возникновения чрезвычайной ситуации.
— Выходит, вы ежедневно вызываете огонь на себя?
— Для этого мы и существуем. Когда возникают особенно острые социальные проблемы, к примеру, повышение тарифов на услуги ЖКХ, число обращений граждан вырастает в огромный поток звонков. Большинство из них адресованы работникам конкретных городских служб, но немалую часть принимаем и мы. В таких случаях дежурный собирает, систематизирует информацию и передаёт её соответствующим специалистам.
А бывает, что наш оперативный дежурный даёт рекомендацию, как вести себя в той или иной экстренной ситуации: в случае возгорания, утечки газа или если вдруг разливается ртуть.
— Правильно собрать ртуть — очень важно. Поясните, пожалуйста, как надо действовать в такой ситуации?
— Необходимо тщательно собрать её в баночку и залить водой, чтобы не было испарений, а далее следует позвонить в санэпидемстанцию. При большом объёме разлившейся ртути лучше вызвать спасателей. В каждом конкретном случае можно проконсультироваться с нашим оперативным дежурным.
— Получается, специалист службы должен быть профессионально подготовлен к вопросам по любой возможной проблеме в городе?
— Наши дежурные периодически проходят стажировку в Центре управления кризисными ситуациями, а раз в пять лет все они проходят переподготовку в специализированном центре «Звенигород». Ежемесячно Центр управления кризисными ситуациями проводит для наших оперативных дежурных тренировочные занятия: совместно с экстренными службами ими отрабатываются те или иные учебные чрезвычайные ситуации. Согласно вводным, это может быть взрыв бытового газа, пожар, ДТП, рассматриваются все возможные сценарии, вплоть до падения самолёта. Дежурный должен оперативно разработать план действий, подготовить ряд формализованных документов, а затем доложить о том, с кем и как он взаимодействовал, отобразить на карте города движение всех сил и средств, привлечённых для решения возникших проблем. Его должностная инструкция требует постоянной тренировки и повышения профессиональных знаний и навыков.
— Не могу не спросить о последних событиях в деятельности отдела ГО и ЧС в вопросах профилактики и сопровождения работ по устранению нештатных ситуаций в городе.
— Мы приобрели тренажёр для обучения населения навыкам оказания первой медицинской помощи. На электронном «Гоше» можно отрабатывать технику выполнения непрямого массажа сердца, восстановления дыхания. Планируем создать учебный класс: будем приглашать горожан заниматься по любым интересным для них темам.
В этом году отдел ГО и ЧС приобрёл дополнительные спасательные средства на водных объектах. Мы закупили ранцевые огнетушители. Они очень удобны и эффективны при патрулировании леса в пожароопасный период. Для добровольной пожарной команды, сформированной в МУП «ЖКО», нами приобретены пять комплектов спецодежды для пожарного. Кроме того, в оперативное использование городскими школами переданы очередные партии порошковых огнетушителей. Наконец, отделом приобретены мотопомпы для откачки как холодной, так и горячей воды, которые будут использоваться при ликвидации аварий на сетях города.
Источник: газета "Спутник"