Конкурс среди молодых учёных и специалистов на соискание премии имени
академика С.П. Королёва — традиция нашего города. Каждый год те, кого
принято называть будущим отечественной космонавтики и ракетостроения,
представляют свои разработки на суд компетентного жюри.
В конце декабря тринадцать соискателей, среди которых были
сотрудники РКК «Энергия», ЗЭМа РКК «Энергия», НПО ИТ, ЦНИИмаша и
корпорации «ТРВ», выступили с докладами перед конкурсной комиссией. По
правилам, возраст участников не превышает 35 лет, а их работы ранее не
должны быть отмечены государственными, отраслевыми или денежными
премиями. Словом, премия имени С.П. Королёва — это достойная награда
для тех, кто стремится к успеху на научном поприще.
Стоит отметить, что в этом году в нескольких проектах весьма
актуальная тема: как откорректировать систему обучения молодых
специалистов и решить проблему дефицита квалифицированных рабочих
кадров на предприятиях отрасли.
Так, в проекте «Совершенствование процесса обучения молодого
специалиста на примере трёхкоординатной фрезерной обработки на станке с
ЧПУ» сотрудница ЗЭМа РКК «Энергия» Лилия Смоленцева видит проблему с
такого ракурса:
— В современном мире технологии меняются очень быстро, поэтому
необходимо, чтобы молодые специалисты могли всё быстро освоить и
приступить к работе. Но, как показывает практика, для того чтобы
молодой специалист соответствовал требованиям предприятия, на которое
он пришёл, нужно около года. Задача: сократить период накопления этого
начального опыта. И улучшить качество его подготовки, с тем чтобы он
мог приступить к полноценной работе уже спустя несколько месяцев после
прихода на предприятие.
Лилия Смоленцева предлагает создать специальную компьютерную
программу, которая «заменит» работу наставника, обучающего нового
сотрудника.
— На данный момент существует такая схема обучения молодого
специалиста, — поясняет автор идеи. — Он приходит с технологической и
компьютерной подготовкой, знает базовые схемы, умеет работать с данными
и так далее. Молодому специалисту на предприятии даётся наставник,
который ведёт его. Однако времени у наставника немного, поэтому
качественного обмена опытом не получается. Я предлагаю другой вариант:
новый сотрудник будет работать с многоуровневой программой, благодаря
которой он научится читать чертежи деталей, которые были изготовлены на
данном предприятии, разберёт стандартные ситуации.
У конкурсной комиссии тут же возник резонный вопрос: разве
можно полностью исключить из цепочки образования живое общение двух
поколений: молодых специалистов и ветеранов отрасли?
Но Лилия Смоленцева уверила, что, по её идее, наставник будет
передавать ученику, так сказать, «эксклюзивный» опыт — то, чему не
обучит ни одна программа. Но благодаря современным технологиям у них
останется больше времени на живое общение. Ещё одна особенность проекта
конкурсантки в том, что программу придётся разрабатывать под каждое
отдельно взятое предприятие, ведь на производстве есть свои
особенности.
Члены жюри внимательно рассмотрели проект девушки, но первое
место не присудили. Первой премии был удостоен Виктор Пауков (ЗЭМ РКК
«Энергия», проект «Автоматический пневматический пульт»), вторая премия
присуждена Илье Тузову и Екатерине Пашкиной (ЦНИИмаш, проект
«Исследование аэродинамических особенностей системы выведения малых
спутников «Воздушный старт»). Третья премия — у Александра Анненкова
(НПО ИТ, проект «Использование сигнала с частотной манипуляцией для
повышения качества характеристик передающего устройства СВЧ-диапазона»)
и Михаила Ковалевича (корпорация «ТРВ», проект «Совершенствование
технологии пневматической формовки для изготовления конструкций
ракетно-космической техники»). Поощрительная премия присуждена
Александре Белостоцкой (корпорация «ТРВ», проект «Профессиональное
самоопределение учащихся старших классов и проблема обеспечения
производства востребованными кадрами»).