Театр с давних времен был и по сей день остается неотъемлемой частью культурной жиз-ни любого города. Живая игра актеров на сцене всегда ценилась больше, чем отобранные для фильма удачные дубли. Кроме того, театр — это прекрасная возможность взглянуть по-новому на прочитанные произведения или познакомиться с авторами, ранее не известными. Режиссер королёвского любительского театра «Эльф» Анатолий Горлашкин как никто другой знает об этом. И у него есть свой взгляд на театральное будущее.
— Анатолий Петрович, к сожалению, немногие знают о вашем театре. Расскажите о его истории.
— Наш театр начался 16 лет назад. Тогда я вёл английский клуб у себя дома. Было две группы: детская и взрослая. В какой-то момент я подумал, что нужно поставить спектакль на английском языке силами младшего клуба для взрослых. Этот опыт был бы полезен и тем, и другим. Тут следует упомянуть, что я раньше был музыкантом. Мы вместе с сыном играли в оркестре. Позже я расширил функции оркестра и сделал из него клуб по интересам. Мы там и в КВН играли, и прочее. Boт я и решил поставить в этом клубе «Пиноккио» на английском языке. Мы с ребятами пришли туда в воскресенье, когда никто не работал, а администрация ничего не знала, и поставили спектакль. Но на нем присутствовал один из руководителей Первомайского района, который позже прислал благодарность за спектакль ничего не знающему директору Дома культуры. Тот, естественно, возмутился: «Что это такое? Мне присылают благодарности, а я ничего не знаю!». Но, подумав и взвесив всё, он дал нам указание организовать театр. Вот так и начался «Эльф». С тех пор мы выросли. Нас приглашают выступать и в разных городах Подмосковья, и в самой Москве, и в Санкт-Петербурге. В 2008 году даже пригласили на международный фестиваль в Вильнюсе. За годы существования театра мы получили много наград
— То есть изначально актерами были ваши же ученики. А откуда вы берете актеров сейчас?
Они сами приходят. Просто узнают от знакомых: действующие актеры приводят своих друзей. У нас театр такой всё время был... родственников много: мать и дочь, отец, и дочь, сестра и брат. Всех желающих мы принимаем в нашу театральную семью. А есть и такие актеры, которые с первых дней «Эльфа» так и играют в нём до сих пор. Таких, конечно, остались уже единицы: Женя Свистков, Оля Юрасова...
— А ваш сын? Он участвует в спектаклях?
— Он звукорежиссер. Вообще у меня раньше была идея соединить театр с оркестром, в котором мы с сыном играли тогда. Вот, представьте, вместо фонограммы — живая му-зыка. Это должно было быть что-то! Но не получилось...
— Чтобы полностью сложилась картина об «Эльфе», расскажите о вашем репертуаре...
— Вначале я ставил только сказочные спектакли, потому что считал, что легче всего привлечь к театру внимание детей. И я не верил, что люди будут приходить к нам, ведь я никогда не был режиссером, не учился этому, просто случайный человек. Но с каждым спектаклем зрителей становилось всё больше и больше. И сейчас мы уже набрали, конечно, репертуар не только для детей. У нас есть всё: и комедии, и трагедии. Хотя в настоящий момент все мои силы направлены на осуществление особого проекта...
— Какого?
— Проекта, где театр работает на школьную программу. В идеале, я бы хотел, чтобы все театры нашего города объединились вокруг этой идеи. Мы бы готовили по школьной программе спектакли и давали бы их в одном из Центров Королёва. Школы бы при этом получали список произведений из нашего репертуара. Например, они знают, что сегодня у нас спектакль по Горькому, завтра — по Островскому, выбирают, что им нужно, и приводят к нам своих учеников. Плюс к этому можно всякие вечера поэтические делать опять же по школьной программе. Я считаю, это очень перспективно. Во всяком случае, этот проект — это живой глоток. В нём — будущее! Он может стать полезным пособием по литературе, если хотите, по русскому языку, а может, и по истории! Я могу сам сценарии писать, связанные с историческими событиями. Ведь не обязательно ставить целый спектакль, можно делать какие-то инсценировки. Это бы заинтересовало любого школьника, пробудило бы интерес к истории и литературе, которую многие ученики просто не любят или не понимают. Я это знаю, потому что сам преподаю и разговариваю с ними на эту тему. Кстати, яркий пример пользы этого проекта - мои артисты. Как только они сталкиваются с новым произведением на сцене, то сразу начинают читать книгу.
— А что нужно для осуществления вашего проекта?
— Это должна быть совместная работа театров и школ. Во-первых, было бы здорово, чтоб в этом оказалось задействовано максимальное количество театров города. Во-вторых, нужно провести работу со школами. Конечно, хочется, чтоб этим занялись чиновники. Дело-то благое. Ведь я по многим школам нашего города прошёлся. От силы три спектакля удалось дать. А это ничтожно мало. Только директор Королёвского техникума технологии и дизайна одежды пошёл нам навстречу и дал помещение, которое мы уже начали оборудовать. Но, понимаете, не дал бы директор команду - никто бы за это не взялся.
— Что-то уже сделано в рамках проекта?
— Да, конечно.. Каждую последнюю субботу месяца мы даём бесплатные спектакли по школьной программе в этом техникуме, который находится неподалеку от стадиона «Металлист». Это наша база. У нас уже есть спектакли по Чехову, Гоголю, готовим «Войну и мир». В следующем году обязательно поставлю «На дне» Горького, «Грозу» Островского, «Баню» Маяковского. Я берусь брать классику строго по школьной программе и потихонечку увеличивать свой репертуар. И, в конце концов, выстроится вся школьная программа.
— Помимо работы на школу, у вас есть еще планы, мечты?
— В планах у «Эльфа» продолжить давать детские и взрослые спектакли для города. В этом месяце будет «Волшебник Изумрудного города», в следующем – «Снежная королева» под Новый год. А потом уже взрослые: «Прелести измены» и «Любовь до потери памяти» Красногорова, «Странная миссис Севидж», «Антигона» и многие другие. Конечно, продолжим участвовать в фестивалях. Нас уже зовут в Дубну, Рязань, Москву и Петербург. А что касается мечтаний... Я очень хочу, чтобы после меня был человек, который продолжил бы моё дело. Театр — это мой ребенок. Я не хочу, чтобы он умер. Ведь мы делаем доброе дело. Так пусть же всё задуманное сбудется!
СПРАВКА
Анатолий Петрович Горлашкин родился в 1953 году в нашем городе, здесь живёт и по сей день. Он учился в музыкальном училище по классу баяна, где овладел практически всеми музыкальными инструментами. Затем были два года службы в армии, после которой Анатолий Петрович поступил в МГУ им. Ломоносова на филологический факультет. После окончания университета, желая овладеть педагогикой, учился в МГПИ. Параллельно год занимался в литературном объединении, писал стихи и юмористические рассказы. Позже работал в школе учителем английского языка. Преподаёт и сейчас.
16 лет назад Анатолий Петрович создал любительский театр «Эльф», режиссером которого является по сей день. Со временем хобби превратилось в главный вид деятельности. Сценарии режиссер пишет сам. Театр на данный момент объединяет два состава — старший и младший. За годы существования «Эльф» под руководством А.П. Горлашкина дал около двухсот спектаклей, становился призером многих областных и всероссийских фестивалей.