Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов - одно из главных направлений модернизации образования. В этом учебном году первые классы всех школ перешли на ФГОС второго поколения, что принципиально изменяет уклад школы, работу педагогического коллектива. Требования стандарта предполагает организацию в образовательном учреждении, как первой, так и второй половины дня. В первой первоклассники изучают учебные предметы, причём набор уроков не отличается от привычной программы начальных классов. Во второй - организуется внеурочная деятельность по разнообразным направлениям развития личности. Этот ресурс позволяет школе достичь нового качества образования, а ребёнку - выбрать область интересов, развить свои способности.
Но, как и любое новое дело, внедрение ФГОС — процесс очень сложный. На начальном этапе возникают вопросы, требующие общего поиска ответа. Именно поэтому в гимназии № 3 (которая уже в прошлом году стала пилотной площадкой этого направления) прошёл «круглый стол» по вопросам введения внеурочной деятельности в первых классах.
«Мы должны всё обсудить, — сказала начальник Управления образования, культуры, молодёжной политики и спорта Н.А. Чурсина, открывая встречу учителей первых классов всех школ города. — И понять — хорошо ли нашим детям...» Она напомнила, что на внеурочную деятельность отводится 10 часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по 2 часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Содержание занятий образовательные учреждения определяют самостоятельно. Н.А. Чурсина предложила всем оценить, насколько оправдана такая нагрузка на первоклассников, устают ли они, рассказать, как относятся родители к нововведениям.
Учитель младших классов Е.О. Фаловская поделилась опытом организации внеурочной деятельности в первых классах лицея № 4. Здесь после окончания уроков нашли возможность устроить 30минутный перерыв — чаще всего это прогулка на улице. Затем два кружка по 35 минут с перерывом на обед. Внеурочная деятельность ведётся по нескольким направлениям: военно-патриотическое (кружок «Юный патриот» — руководители М.И. Кирьянова, Е.Е. Пескова, Е.О. Фаловская), научно-познавательное («Экономика» — Е.Е. Пескова), художественно-эстетическое («Основы хореографии» и «Хоровое пение» — М.А. Дорож-кина, Н.А. Сердюк), трудовое («Умелые ручки» — М.И. Кирьянова), физкультур но -оздоровительное («Юные спортсмены» — М.А. Вашкевич),
проектная деятельность («Хочу всё знать» — Е.О. Фаловская). К организации прогулок и мероприятий широко привлекаются родители.
Рассказывая о кружке «Умелые ручки», М.И. Кирьянова отметила, что его посещение помогает расширять индивидуальные и познавательные интересы детей. Здесь больше разнообразия деятельности и самостоятельности в выборе сюжетов и материалов, чем на уроках труда. Первоклассники используют знания и умения, полученные на уроках математики, окружающего мира и изобразительного искусства. Занятие в группах и создание коллективных работ помогает воспитывать аккуратность и желание помочь друг другу. М.И. Кирьянова продемонстрировала картины из осенних листьев, осьминожек и кукол из ниток, сложные аппликации — прекрасные работы своих учеников.
Хороший опыт физкультурно -оздоровительной внеурочной деятельности представила М.А. Вашкевич. Укрепление здоровья, воспитание моральноволевых качеств, знакомство с теоретическими знаниями по закаливанию, истории олимпийских игр, строению человека и другими — всё это результат работы кружка «Юные спортсмены».
Педагоги озвучивали и трудности, с которыми сталкиваются: одевании и раздевании целого класса в зимний период при проведении физкультурных игр на улице, нехватка специальных помещений и другие.
Учитель младших классов И.Н. Магрицкая рассказала об особенностях внеурочной деятельности в школе № 2, где к её организации привлечены не только учителя первых классов, но и учителя музыки, физкультуры, иностранного языка и педагог-психолог. Осложняют работу трудности составления расписания (например, как ввести в сетку первых классов учителей-предметников) и нехватка помещений — лабораторий, игровой комна-
ты, занятость библиотеки, спортивного и актового залов. Как самую главную проблему И.Н. Магрицкая выделила вопрос соответствия физических возможностей ребёнка, возможностей его здоровья тем нагрузкам, которые испытывают первоклассники. «Первоклассники устают!» — отметила она. При этом в ФГОС нет чёткого ответа на вопрос: можно ли 1450 часов внеурочной деятельности (рассчитанных на 4 года начальной школы) перераспределять по годам, уменьшив их в первом классе и перенеся на более старшие (туда, где они нужнее)? По мнению педагогов — право распределять эти часы должно быть у образовательного учреждения.
В школе № 1 особые условия организации внеурочной деятельности для первоклассников, о которых рассказала Н.Н. Романенкова. Здесь обустроена спальня (на 14 человек) для дневного отдыха первоклассников, что позволяет существенно снизить нагрузки для детей, ходящих в группу продлённого дня. Для организации кружков в школе привлечены педагоги дополнительного образования (М.И. Шапошников ведёт студию «Музыкальный калейдоскоп», Т.С. Любецкая — спортивные танцы) и учителя-предметники. Поскольку ФГОС предполагает, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребёнок и его родители имеют право выбора, в школе № 1 есть случаи непосещения ребёнком внеурочных занятий (с оформлением всех соответствующих документов).
Педагоги гимназии № 5 — О.В. Киенко и Н.Г. Гимадинова из своего опыта выделили орга-
низацию внеурочной деятельности за счёт ресурсов образовательного учреждения. Хороший опыт гимназии — театральная студия, куда ходят все первоклассники. Однако другие кружки (особенно физкультурнооздоровительного направления) по решению родителей посещают не все ученики.
Заместитель директора по УВР Т.М. Мордовец, педагог-организатор Н.И. Гальянова и учитель младших классов М.В. Молчанова рассказали об опыте гимназии № 3. Здесь, как на пилотной площадке, ФГОС внедряются в первых и во вторых классах, что усложняет расписание, привлекает больше учителей дополнительного образования. В гимназии разработано и успешно реализуется 15 программ внеурочной деятельности всех возможных направлений.
Главный специалист Управления образования Е.В. Шмато-ва и директор УМЦ И.Ю. Климова рассказали о проводимых мониторингах внедрения ФГОС и дали пояснения по методическим рекомендациям Министерства образования Московской области, отметив, что изначально внеурочная деятельность задумывалась как индивидуальная работа по желанию ребёнка, когда на кружок идёт не весь класс сразу, а только те, кто хочет. Но реализация такого подхода требует дополнительных ресурсов и пока мало реализуема в школах.
Участники «круглого стола» выделили и вопросы, общие для всех школ, которые необходимо решать на более высоком уровне, — например, как оплачивается дополнительная занятость учителей, организующих
внеурочную деятельность или отводящих детей на кружки и т.п., как организована охрана труда, как привлечь педагогов дополнительного образования, которые (по представлению разработчиков ФГОС) должны взять на себя внеурочную деятельность, как соблюсти все требования СанПиНов для детей и учителей, что необходимо менять в Уставах образовательных учреждений и другие.
Ещё один вопрос, затронутый на обсуждении, — оснащение школ новым оборудованием — интерактивными досками, планшетными компьютерами. Уже в этом учебном году в гимназии № 5 приобретены нетбуки, документ-камеры, микроскопы и другое специальное оборудование для всех четырёх первых классов и учителя начали работать с ними. Однако присутствующие педагоги отметили трудности во внедрении и использовании новой техники — она практически не русифицирована (даже инструкции по применению только на английском языке), необходимы специалисты для установки приложений, программ и обучения педагогов, сложность подключения учительского компьютера и рабочих мест учеников, неудобство индивидуальной работы, когда на парте только один планшет и другие.
Участники «круглого стола» отметили необходимость и пользу подобного обмена опытом и мнениями для поиска решений поставленных задач. В завершении работы Н.А. Чурсина поблагодарила всех педагогов за активность, энтузиазм и инициативу.
Источник: газета "Спутник"