Когда-то при выборе товара покупатель ориентировался лишь на короткую оценку выбираемой продукции. И, как следствие, мог выбрать некачественный товар или же быть обманутым мошенниками. В настоящее время права потребителя не только защищены законом большинства стран, но и существует всемирно признанный день, 15 марта, посвящённый защите прав потребителей и отмечаемый на протяжении уже 20 лет. Российская Федерация так же входит во Всемирную организацию союза потребителей, и с 1992 года принят закон «О защите прав потребителей», гарантирующий гражданам надлежащее качество приобретаемых товаров и услуг.
Отличительной чертой является то, что день защиты прав потребителей в России каждый год проходит под новым лозунгом.Понятие «потребитель» возникло благодаря Джону Ф. Кеннеди в 1961 году. В речи, которую он произнёс в Конгрессе США, впервые были озвучены основные права потребителя, а именно: право на безопасность, право на информацию, право на выбор потребляемой продукции, право на то, чтобы быть услышанным, право на возмещение ущерба и право на потребительское образование. Всемирная организация союза потребителей дополнила список, и в настоящее время потребитель обладает следующими базовыми правами: правом на безопасность, правом на информацию, правом на выбор, на возмещение ущерба, на потребительское образование, правом на удовлетворение базовых потребностей, а так же правом на здоровую окружающую среду.
Спустя 30 лет в СССР приняли первый в истории государства закон, направленный на защиту прав граждан, собирающихся приобрести определённый товар или услугу. Этот закон получил название «Закон о защите прав потребителей», а так же создали Всесоюзную федерацию, куда вошли такие потребительские общества, как санэпиднадзор, Госстандарт, антимонопольный комитет, кредитные союзы и подобные им организации, направленные на помощь потребителю. До принятия закона спорные вопросы, возникающие между покупателем и продавцом, решались лишь с помощью свода правил, перечисленных в «Правилах торговли» и в «Организации техники торговли».
Специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области в городах Фрязино, Королёв, Лосино-Петровский, Юбилейный, и в Щёлковском районе является Любовь Михайловна Муницына, проработавшая в советские годы товароведом-бракером в универмаге. Специалисты именно этого профиля не только вели учёт, но и отвечали за конечный контроль качества товара, попадающего непосредственно к потребителю. Любовь Муницына до сих пор вспоминает стандарт качества многих товаров, произведённых в Советском Союзе, например, туфли фабрики «Скороход». Многие советские вещи служат до сих пор - холодильники, автомобили, телевизоры и стиральные машины. Да, существовала проблема дефицита, но купленная вещь служила годами.В отличие от вещей советского производства, сегодняшние предметы бытовой техники гораздо функциональнее и удобнее в обращении. Но менять современные утюги, холодильники, стиральные машины и прочие предметы домашнего обихода, приходится гораздо чаще. И, к сожалению, производственный брак попадается довольно часто. Нередки ситуации, когда вещи ломаются сразу после окончания гарантийного срока.
В понижении качества товара определённую роль играет как удешевление себестоимости продукции, так и желание производителей повысить товарооборот. Перенасыщение рынка товарами и услугами ненадлежащего качества, увеличение количества бракованной продукции сыграло основную роль, по мнению Любови Михайловны, в создании закона «О защите прав потребителей».
Однако даже наличие законодательной базы не всегда приносит ожидаемый результат. Эксперты Роспотребнадзора отмечают, что продавцы зачастую нарушают права покупателей на возврат некачественных товаров, несмотря на закон.Алексей Жарков - специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора по городам Королёв и Юбилейный, отмечает, что покупатели часто обращаются с вопросом по поводу того, обязан ли продавец возвращать деньги за товар лишь после того, как покупатель его три раза отремонтирует. Например, вернуть деньги за мобильный телефон удастся лишь после того, как вы отремонтируете его в сервисном центре не менее трёх раз. Продавец при этом апеллирует к закону. Оказывается, что руководствуясь «Законом о защите прав потребителей», вы это делать не обязаны и можете требовать немедленного возвращения денежных средств либо замены некачественного товара на аналогичный качественный. Такой же трёхкратный подход используется продавцом в отношении экспертизы для установления характера дефекта. Людмила Муницына рассказывает, что по закону, экспертиза должна производиться не более одного раза и проводиться за счёт производителя.
Разобраться в том, чья же вина в поломке, с кого требовать деньги неподготовленному человеку бывает непросто. Но, как отмечают эксперты Роспотребнадзора, потребительская грамотность населения заметно возросла. Если в 2010 году в территориальный отдел Роспотребнадзора с жалобами обращались 214 человек, то в 2011 году эта цифра заметно возросла. Около 60 письменных жалоб разобрано уже в первом квартале этого года, а помимо письменных жалоб разбираются и устные обращения.
В списке жалоб лидируют жалобы на недоброкачественные товары продовольственной группы, на брак бытовой техники. Эксперты сталкиваются и со случаями откровенного мошенничества, когда сделав полную предоплату товара, покупатель вообще ничего не получал. Многие потребители, столкнувшись с ущемлением своих прав, а то и с явным мошенничеством, предпочитают не жертвовать своим временем и силами, добиваясь правды. Но всё оказывается не таким сложным, каким выглядит на первый взгляд. Специалисты-эксперты территориального отдела Роспотребнадзора всегда окажут вам помощь. А будучи юридически осведомлённым, вы всегда сумеете добиться соблюдения своих прав.
Телефоны структурного подразделения территориального отдела Роспотребнадзора по городам Королёв и Юбилейный: 516-57-49, 516—81-79.
По материалам газеты "Неделя в Подлипках"
Источник: ЮБиК - Юбилейный и
Королёв