«Итак, наш город связан теперь с Москвой комфортабельным
«Спутником». До неузнаваемости и в лучшую сторону изменилась и
прилегающая к станции Болшево территория. Проезд дороговат — 80 рублей
в одну сторону, но зато знаешь, за что платишь, — за скорость, комфорт
и чистоту в вагонах.
Лично я с большой надеждой взирал летом на стройку в Болшеве,
радовался и ожидал, что будет остановка на станции Подлипки-Дачные,
ведь город-то один, и половина населения, включая жителей Юбилейного,
чтобы ехать в Москву, садится в Подлипках. Понимаю, что технически
трудно осуществить посадку и высадку пассажиров на станции Подлипки.
Единственный выход, на мой взгляд, — расширить и удлинить платформу от
Москвы, что неизбежно повлечёт перенос существующих путей, и к тому же
приём «Спутника» будет связан с пересечением главного пути. Да, трудная
задача, но ведь Сергей Павлович Королёв учил нас, что невыполнимых
задач нет и, значит, всё может быть нам под силу.
И если бы проблема решилась, можно было бы не делать остановку
на станции Мытищи. Но в этом вопросе я, возможно, недопонимаю
финансовую заинтересованность Мытищ в проекте «Спутник». А пока мне,
живущему в районе станции Подлипки-Дачные, приходится пересаживаться на
«Спутник» либо в Мытищах, либо в Болшеве и так же добираться обратно из
Москвы.
Г. АБУЛОВ, житель Завокзального района»
С момента пуска скоростного поезда «Спутник» от Болшева до
Москвы прошло полтора месяца. И можно сделать какие-то выводы о том,
насколько разгрузились утренние и вечерние электропоезда и разгрузились
ли вообще. Чтобы разобраться, как обстоят дела с пассажиропотоком на
платформах в Болшеве и Подлипках в часы пик, я становлюсь рядовым
пассажиром, который выезжает на работу рано утром и возвращается
соответственно вечером. Платформа Болшево монинского направления.
Обстановка уже к 8 часам утра вполне нормальная, нет ажиотажа у касс и
у турникетов. Павильон на платформе №1 достаточно просторный, и новые
автоматы пока не заедают в отличие от турникетов на станции
Подлипки-Дачные. Очереди за билетами на «Спутник» и на обычную
электричку практически одинаковые, кассы работают оперативно, и
пассажиры вовремя успевают и на обычный пригородный поезд, и на
скоростной.
На платформе №2 (от Москвы) три маленьких павильона, один из
которых ведёт в переход, а два других — на лестницу, по которой теперь
переходят железную дорогу. Вроде бы всё сделано для удобства
пассажиров, чтобы они не набивались в один лишь подземный переход.
Единственное исключение составляют женщины с колясками и пожилые люди,
которым сложно подниматься высоко по ступенькам. Двухколейный спуск для
«колясочников» и велосипедистов предусмотрен только в подземном
переходе. Так что если таким пассажирам нужно на проспект Космонавтов,
придётся добираться в обход.
В первом павильоне нет дежурной, и открыт один проход через
турникет. Грех не воспользоваться зайцу или любопытному. В данном
случае я представляю собой второго, поэтому прохожу на платформу через
любезно предоставленную «калиточку». Конечно, я намеренно веду себя в
ловушку. Потому что потом мне каким-то образом нужно выйти в город.
Выйти решаю из другого павильона — на лестницу. И здесь, конечно,
сталкиваюсь с препятствием: без билета на выход миновать «пункт
автоматического контроля» нельзя. «Я не пассажир, — объясняю я. — Сами
подумайте, электричка из Москвы была десять минут назад». — «И как вы
тогда сюда попали?» — «Через неработающий турникет». После недолгого
спора меня всё-таки выпускают. Но, разумеется, каждая сторона остаётся
при своём мнении.
Кроме болшевских платформ монинского направления меня
интересует так называемая старая платформа, с которой электропоезда
идут во Фрязино. Вот там оказывается много народу. Не хотят идти на
«Спутник» (время — половина девятого утра)? Вместе с ними сажусь в
электричку. Вернее, втискиваюсь в тамбур, потому что дальше него пройти
не получается. И еду на станцию Подлипки-Дачные. Поезд встречает толпа
ожидающих пассажиров, разбившихся на большие группы в местах остановки
входных дверей электрички. Меня выносят из тамбура, и вместе с
вышедшими мы дружно проталкиваемся в турникетный павильон. Там, чтобы
сканировать билет, нужно встать в очередь. Часть турникетов не
работает, и начинаются метания от одного автомата к другому и
столкновения с опаздывающими на электричку. А поскольку некоторые из
них, не мудрствуя лукаво, перепрыгивают через тормозящие движение
«железяки», есть риск получить в лоб ботинком. А сколько народу прыгает
с платформы на пути… Никакие предупреждения о том, что это опасно для
жизни, не действуют. Потому что когда куда-то торопишься, как правило,
думаешь только о том, как бы успеть вовремя. Хотя в данном случае это и
неправильная позиция.
Вечером на станции Подлипки-Дачные наблюдается та же картина, что и
утром. Обе платформы заполнены. Это связано с рядом отмен электричек
как в Москву, так и из Москвы. Когда приходит поезд, снова начинается
давка в турникетном павиль-оне. Ничего нового. С билетом до станции
Ивантеевка сажусь на фрязевскую электричку. Это ещё один эксперимент:
пассажиры часто путают Фрязино и Фрязево. Естественно, турникет на
выход не «читает» штрих-код. Приходится договариваться с дежурной.
Стоит задуматься о справедливости установки турникетов на выход. Однако
об этом позже.
Ну и, наконец, осталось прокатиться на «Спутнике». Встаю в
очередь за билетом. Передо мной две женщины, судя по всему,
собирающиеся ехать на нём в первый раз. «Сколько стоит до Москвы?» —
спрашивает первая у кассира. Услышав ответ: «80 рублей», пожимает
плечами и отходит от окошка. Вторую интересует стоимость билета до
Лосинки, и, узнав её, она поступает аналогично предыдущей пассажирке.
Я доезжаю на «Спутнике» до Мытищ с намерением пересесть на
встречный «скоростной» и убедиться, что от Мытищ он едет полупустой.
Предположение подтверждается. В вечерний час пик основная масса
пассажиров «Спутника» выходит именно в Мытищах, а не в Болшеве. Обратно
еду мимо заполненных пассажирами платформ в Подлипках…
А теперь отдельно следует сказать о турникетах на выход. Как
бы хорошо ни оборудовали платформы пригородного сообщения и московские
вокзалы, эти «автоматические пункты контроля» на выходе создают
пассажирам ощутимые неудобства. Некоторые (случайное попадание на
перрон, билет на проезд по другой железнодорожной ветке той же зоны и
столкновения пассажиров, идущих с поезда и на поезд) были описаны выше.
Есть и масса других. Весной этого года борьба железнодорожников с
«зайцами» дошла до абсурда: в поездах ярославского направления работали
сразу по две бригады контролёров (на один поезд). Получается, что с
момента посадки на электричку пассажир был обязан в три раза бережнее
хранить билет: чтобы дважды показать его контролёрам и выйти через
турникет…
В своё время защитники прав потребителей выиграли ряд судов по
поводу незаконности турникетов на выход. Первый суд состоялся 20 марта
2002 года. Тогда судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда
утвердила решение Мещанского суда Москвы о незаконности турникетов на
выход и признала противоправным принудительное взимание ОАО «Российские
железные дороги» 50 рублей с пассажиров электричек, не имеющих билета,
за выход с конечной станции (сейчас стоимость билета на выход равна
стоимости проезда в пределах одной зоны). Кроме того, суд обязал
железнодорожников, пытающихся таким образом бороться с безбилетниками,
не только убрать сами турникеты, но и довести информацию о судебном
решении до сведения пассажиров электричек как через средства массовой
информации, так и через объявления на специальных информационных
стендах на вокзалах и непосредственно у касс на выход.
Однако в 2005 году руководству РЖД всё-таки удалось обжаловать
решение суда, ссылаясь на постановление Правительства РФ №111 от 2
марта 2005 года, в котором прямо написано, что контроль наличия у
пассажиров проездных документов может осуществляться не только на
железнодорожной станции и в пути следования поезда, но и при выходе
пассажира через пункт контроля проездных документов.
Общество прав потребителей и ОАО «РЖД» продолжают сражаться
дальше. А турникеты на выход по-прежнему осложняют жизнь и облегчают
кошелёк пассажиров.