Очередное заседание президиума Общественного совета нашего города могло быть обычным, будничным, если бы не один из рассматриваемых вопросов — об оплате услуг ЖКХ.
Дело в том, что, когда в феврале этого года населению рассылались платёжные квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг за январь 2010 года, управляющая компания «Жилкомплекс» предъявила жителям обслуживаемых домов квитанции по пересчёту за 2009 год услуги за отопление. Это обычная практика: по итогам года проводится корректировка платежей. И всё бы ничего, но компания пересчитала эти платежи по так называемому двуставочному тарифу, фигурирующему в договоре между «Жилкомплексом» и поставщиком тепловой энергии — ОАО «Теплосеть». Что же касается расчётов с населением, то, согласно постановлению Главы города №2004 от 29 декабря 2008 года «Об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги», жители тех домов, в которых есть приборы учёта тепловой энергии, должны рассчитываться с управляющей компанией, основываясь на показаниях общедомовых счётчиков и тарифах за каждую потреблённую гигакалорию тепла.
В администрацию города, в другие организации, в том числе и Общественный совет, стали поступать обращения жителей этих домов, возмущённых предъявленными в результате перерасчёта суммами платежей. Вот что сообщил нам по этому поводу председатель Общественного совета г. Королёва Виктор ТРУБИЦИН:
— Мы вместе с администрацией города стали изучать сложившуюся ситуацию. Заместитель главы администрации по жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Тюрин совместно с Управлением экономики и Управлением разработки и экспертизы муниципальных правовых актов и при нашем участии обсудили с руководителями управляющей организации «Жилкомплекс», АНО «Королёвский расчётно-кассовый центр» (КРКЦ) и ОАО «Теплосеть» сложившуюся ситуацию и поручили ОАО «Жилкомплекс», АНО «КРКЦ» провести за 2009 год перерасчёт населению за тепловую энергию в домах с установленными общедомовыми приборами учёта без применения двуставочного тарифа. Было решено опубликовать в «Калининградке» соответствующую информацию (см. «КП» от 18 марта, статья «Возврат по платежам»), чтобы разъяснить читателям принимаемые администрацией меры по исправлению допущенных нарушений.
Вместе с тем работники ЖКХ, отстаивая свою позицию, попросили дать им две-три недели, чтобы проконсультироваться с Энергокомитетом Московской области и получить соответствующие разъяснения. Мы пошли им навстречу. Время шло, сигналов от служб ЖКХ не поступало, и тогда мы решили провести оперативное заседание президиума Общественного совета, на которое пригласили руководство администрации города, членов сектора Общественного совета по работе с коллективами муниципальных и частных предприятий в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, руководителей «Жилкомплекса», «Теплосети» и Королёвского расчётно-кассового центра.
— Как проходило обсуждение?
— Достаточно бурно. Руководители управляющей компании и теплоснабжающей организации оправдывали свою позицию, считая, что не нарушали никаких нормативных документов. Приводили в свою пользу и такой аргумент: жители домов, где есть счётчики тепла, платят за теплоснабжение меньше, чем те, у которых эти счётчики не установлены. Мы им разъясняли, что государственная политика в области ЖКХ направлена на то, чтобы везде установить общедомовые счётчики тепла (по данным прессы, в Москве эти счётчики стоят более чем в 90 процентов домов), так как население должно оплачивать лишь фактически потреблённую им энергию.
Мы напомнили руководителям коммунальных служб, что в конце прошлого года вышло постановление Правительства РФ № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии». В нём говорится, что все организации коммунального комплекса, независимо от форм собственности, должны быть открытыми в своей деятельности. Они обязаны обеспечить свободный доступ к информации о товарах и услугах, цены на которые регулируются государством. По любому вопросу предмета своего ведения коммунальщики обязаны рассказывать, что, как и почему они делают.
— Какое решение вынес президиум Общественного совета по этой проблеме?
— Оно состоит из нескольких пунктов. В частности, президиум решил:
считать неправомерным и нарушающим права жителей домов, оборудованных общедомовыми приборами учёта тепла, проведённые руководством ОАО «Жилкомплекс» и АНО «КРКЦ» перерасчёты платы за отопление с применением двуставочного тарифа…
предложить руководителям ОАО «Жилкомплекс» А.А. Билану и АНО «Королёвский расчётно-кассовый центр» С.В. Титенко опубликовать в счетах-квитанциях разъяснения произошедшей ситуации и принести извинения жителям домов, оборудованных общедомовыми приборами учёта, за допущенные ошибки в перерасчёте коммунальной услуги «отопление» за 2009 год…
— Как же отреагировали руководители управляющей компании и теплоснабжающей организации на решение президиума Общественного совета?
— Они заверили Совет, что платежи за 2009 год будут пересчитаны в соответствии с требованиями постановления Главы города № 2004 от 29 декабря 2008 года. Жители «пострадавших» многоквартирных домов, получив платёжки за март, убедились, что управляющая компания «Жилкомплекс» начала зачёт переплаченных сумм.
— Виктор Ильич, а что нужно сделать, чтобы подобные ситуации не повторялись вновь?
— В решении президиума Общественного совета мы выдали соответствующие рекомендации администрации Королёва. Руководству города, в частности, рекомендовано:
провести анализ правильности начисления платы по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг;
обязать коммунальные предприятия обеспечить выполнение постановления Правительства РФ № 1140 от 30 декабря 2009 года, предоставлять жителям города свободный и своевременный доступ к информации об условиях оплаты жилищно-коммунальных услуг;
включить в типовой договор жителей с управляющими компаниями пункт об обязательном участии представителей домовой общественности при плановой фиксации показателей общедомовыми приборами учёта потребляемых коммунальных услуг.
Мы надеемся, что в будущем при изменении порядка оплаты за жилищно-коммунальные услуги население будет предварительно информироваться об этом, чтобы не возникало ненужной социальной напряжённости в нашем наукограде.