Как известно, российская школа, начиная с 2005 года, стала переходить на новые стандарты общего образования второго поколения. Целью введения нового стандарта является формирование системы образования школьников как некого социального заказа, рассматриваемого в качестве договора, согласующего требования, предъявляемые выпускнику семьей, обществом и государством со структурой школьных программ, их освоением и дальнейшим применением усвоенных знаний в своей профессиональной деятельности. Результатом коллективной разработки 17 научных групп, возглавляемых ведущими учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), стало появление нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Начиная с 1 сентября 2011 года, все школьные программы и методика обучения первоклассников строятся в соответствии с требованиями этого нового стандарта второго поколения. После 4 месяцев работы в новых условиях коллектив гимназии №17 города Королёва на своем педсовете подвёл итоги применения нового образовательного стандарта в первых классах гимназии. Педагоги школы и её руководство в лице директора гимназии Веры Анатольевны Герасимовой и заместителя директора по учебно-воспитательной работе Ларисы Андреевны Сметаниной рассмотрели и обсудили все изменения в учебном и воспитательном процессе, которые принесло введение нового стандарта обучения в воспитание и образование гимназистов первого класса.
Тон и направление обсуждения были заданы Ларисой Андреевной Сметаниной, указавшей на главное инновационное отличие нового образовательного процесса от прежнего, в котором, по её мнению, появилось фундаментальное ядро начального образования. Приоритетным способом формирования этого ядра должна стать информатизация учебного процесса. Все учителя первых классов успешно применяют информационно-коммуникационные технологии при обучении гимназистов, что даёт возможность повышать уровень активизации учебной деятельности.
Лариса Андреевна напомнила собравшимся, что в основе методики преподавания всех дисциплин, изучаемых с применением требований нового образовательного стандарта второго поколения, лежит деятельностный метод. Основы идеи деятельностного метода, 4 месяца применяемого в гимназии, достаточно просты: необходимо в универсуме деятельности учащихся младших классов выделить виды, которыми должен овладеть ученик начальных классов, и построить структуру проведения урока и дидактическую схему реализации таким образом, чтобы в ходе обучения происходило формирование способности гимназистов к реализации проявленных видов деятельности с условием роста интеллектуального и мнемонического потенциала учащихся.
Как известно из курса психологии, деятельность – это разумные и направленные поступки человека, производящего значимый продукт для самого человека и его окружения. Поэтому принципиальное отличие деятельностного метода от традиционной методики демонстрационно-наглядного метода обучения заключается в том, что главным в процессе обучения становятся не учитель, а учащиеся. Главная цель деятельностного метода - системное развитие всех деятельных способностей школьников, определенных в процессе онтологического анализа мира деятельности обучаемого. Также Лариса Андреевна остановилась на том, что способность формирования деятельностной активности школьников может быть осуществлена только при использовании развивающих методов обучения. Фактически, следуя Леонтьеву и Выготскому, ФГОС требует, чтобы процесс воспитания был организован таким образом, чтобы школьник, обучаясь, развивался.
Исходя из этой задачи развития, содержание учебной деятельности учащихся должно направлено, прежде всего, на усвоение теоретического базиса, который, в конечном итоге, и станет фундаментальным ядром новой системы образования. Новая система отличается от прежней тем, что раньше во время освоения и приобретения учащимися эмпирических понятий и значений, этот механический процесс не приводил к росту умственного и мнемонического потенциала школьников. В новой методике преподавания используются две активные формы работы: парная и групповая. Развивающей цели обучения служит применение ролевых игр и имитации, а также широкое использование обучающих программ на электронных носителях.
Эффективные результаты в процессе обучения школьников даёт использование интерактивной доски. Для ускоренного развития интеллектуальной и познавательной способности учеников педагоги применяют весь спектр наглядных методов обучения в виде фотографий, схем, портретов, иллюстраций и материалов из электронных библиотек. Далее на педсовете слово было предоставлено учителям начальных классов. Ирина Васильевна Селецкая отметила, что в связи с изменением требований и стандартов новой системы обучения изменились рабочие программы, которые теперь имеют иную структуру и содержание: планируемые результаты и формирование универсальных учебных действий (УУД). Она рассказала о своем опыте составления программ, а также отметила, что в соответствии с требованиями стандарта преподавание в гимназии ведется по новым учебникам «Перспектива».
Характеризуя содержание этого нового комплекта учебников, Ирина Васильевна отметила их новизну, реализующую системно-деятельный подход к обучению.Татьяна Борисова Суржикова ознакомила своих коллег с задачей, видами и целями универсальных учебных действий (УУД), применяемых в новой методике обучения, рассказала о связи содержания изучаемых предметов с УУД и представила учителям «Портрет выпускника начальной школы», который был получен на основе сформированности УУД.
Немалую роль в воспитании и образовании школьников играет внеурочная деятельность гимназистов. Зинаида Геннадиевна Варфоломеева рассказала о формах и видах внеурочной деятельности в гимназии. Многообразны не только формы этой деятельности, которые реализуются в виде кружков, секций, экскурсий, театрализованных мероприятий, поисковых исследований, но и виды проведения внешкольных занятий. После уроков школьники могут проводить свой досуг в виде игры, познавательного исследования, проблемного общения, спортивно-оздоровительного мероприятия или в виде художественного творчества. Для реализации этой деятельности в гимназии имеется полная материальная и техническая база в соответствии с требованиями ФГОС, что позволяет проводить спортивные соревнования и игры, сопровождать любой процесс выступления видео-, аудио- и графической поддержкой, получать любую информацию в библиотеках и электронных информационных сетях.
В дополнение к этой теме Ирина Владимировна Терехина сообщила об участии учеников гимназии во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах, что позволяет активизировать внеурочную деятельность школьников в соответствии с требованиями новых стандартов обучения. Все присутствующие педагоги единодушно отметили, что внедрение новых стандартов обучения – это сложный процесс, о результатах внедрения которого можно судить только в конце учебного года. Основное звено, от которого зависит успех внедрения требований ФГОС – это учитель, на котором держался, держится и будет держаться весь учебный и воспитательный процесс.
По материалам газеты "Калининградская правда"