«…Чтобы школе славу принести» - Эти слова из гимна нашей гимназии № 5 определяют побуждающий мотив и направляющий вектор педагогической деятельности учителей и учебной, познавательной работы учащихся, которые всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены. Одним из самых ярких показателей успешных, содержательных и целенаправленных творческих усилий являются подготовка и участие ученика в школьных, городских, областных и российских олимпиадах, что сильно влияет на уровень престижа школы.
Современная школа призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Поэтому последние десять лет в числе олимпиад появляется большое количество гуманитарных – олимпиады по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву.
Как ответ на резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом, создаётся и становится популярной олимпиада по экологии. Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития олимпиады по информатике. В связи с переходом России на модель рыночной экономики возникают олимпиады по экономике и основам предпринимательской деятельности. Появляется олимпиада по технологии.
Первый этап Всероссийской олимпиады школьников, который ежегодно проводится в МОУ «Гимназия № 5», – это школьная олимпиада, в которой по своему желанию могут принимать участие ученики 5–11-х классов. Школьная предметная олимпиада – это итог работы педагогического коллектива гимназии с одарёнными обучающимися не только в ходе учебных занятий, но и во внеурочной деятельности (кружках, факультативах, секциях), а также показатель развития у обучающихся творческого отношения к предмету вне рамок образовательной программы, возможность проявления склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации в справочной и научнопопулярной литературе. Школьные предметные олимпиады проводятся для выявления одарённых и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся.
По результатам школьной олимпиады, из её победителей и призёров формируется команда участников городского тура олимпиады, задания которого требуют от участников нестандартного подхода, творческой индивидуальности, высокого качества, умений и навыков. В 2008/2009 учебном году по итогам выступлений на городской олимпиаде учащиеся МОУ «Гимназия № 5» заняли 85 призовых мест: первых – 20, вторых – 32, третьих – 33! Это большой успех, демонстрирующий положительную динамику роста уровня подготовки учеников: в 2006/2007 учебном году в гимназии было 68 победителей и призёров городского тура, в 2007/2008 учебном году – 72.
Гимназия гордится своими достижениями – 26 февраля в актовом зале школы состоялось торжественное чествование и награждение учащихся победителей и призёров городской олимпиады и учителей-предметников, подготовивших своих воспитанников к успешным состязаниям.
Директор гимназии Вера Ивановна Журавель и заместитель директора по УВР, курирующий всю работу по организации и проведению предметных олимпиад всех уровней Елена Львовна Новикова, под аплодисменты зала вручали учащимся и педагогам почётные грамоты и поощрительные призы. В словах приветствий ученики благодарили своих учителей за полученные от них знания, а учителя благодарили своих учеников за оправданные надежды.
Наибольшее количество победных мест набрали ученики 11 «В» класса Сусин Михаил и 9 «А» класса Медведев Алексей, – призёры по пяти предметам.
Ученицы 9 «А» класса Волобуева Мария и Ващенко Нина стали призёрами олимпиад по четырём предметам.
Медведев Алексей, 9 «А» класс: «Мы улучшили прошлогодние результаты, достигли поставленных целей. Мы гордимся своими успехами и тем, что достойно представили свою школу на городских олимпиадах».
Ващенко Нина, 9 «А» класс: «Для нас олимпиады 2008/2009 учебного года вновь предоставили возможность проявить свои способности. Мы благодарны нашим преподавателям за высокий уровень предоставленных знаний и администрации школы за финансовое поощрение».
Кузина Жанна, 7 «А» класс: «Я в первый раз участвовала в олимпиаде по технологии, да и сама олимпиада по этому предмету проводилась впервые. Для меня это было новое, неповторимое ощущение. Никто из нас не знал, какие задания будут нам предложены. Но учителя, одноклассники и, конечно же, родители всячески поддерживали меня. Я совершенно уверена, что именно эта поддержка помогла мне занять почётное призовое место и принести нашей любимой гимназии маленькую частичку общего успеха. У меня уже есть опыт участия в олимпиадах, и я надеюсь, что удачи будут сопровождать меня и в дальнейшем».
Михайлова Анна, 11 «В» класс: «В городских олимпиадах я участвую с восьмого класса, и они мне очень нравятся. Нравится соревноваться. Нравится ощущать вкус победы. Нравится осознавать, что ты обладаешь знаниями и умеешь красиво и логично мыслить. Встречаешь знакомые лица, видишь конкурентов из других школ. По всему телу распространяется приятное ощущение радости, что ты представляешь родную гимназию, отстаиваешь честь школы. Всегда хочется быть лучшим. Быть первым. Целеустремлённость – полезное качество. Мы учимся побеждать. И побеждать красиво. При помощи олимпиад мы начинаем думать о наших будущих профессиях. Жаль, что я учусь в школе последний год и больше не буду участвовать в городских и областных олимпиадах. Но в жизни таких олимпиад – «олимпиад жизни» – будет очень много, так что мы пока не ставим точку».
К победным результатам наших учеников готовили двадцать восемь учителей-предметников, каждый из которых достоин глубокой благодарности и профессионального уважения.
Елена Александровна Королёва, учитель математики, классный руководитель 10 «Б» класса: «Мы, педагоги гимназии № 5, рассматриваем городские олимпиады как некий итог школьного олимпиадного движения, которое начинается с олимпиад по русскому языку и математике в первом классе и продолжается как непрерывный процесс внутри каждого класса и параллели в целом. В течение всего учебного года ребята решают множество нестандартных задач, накапливая личный опыт, познают вкус победы, переживают первые поражения. Здесь выявляются те учащиеся, которые в старших классах будут участвовать и побеждать в олимпиадах разного уровня.
Саша Ванин – победитель городского тура олимпиады по математике среди десятых классов – всегда активно участвовал во всех классных и школьных олимпиадах, три года – в Международной олимпиаде «Кенгуру».
Лия Владимировна Марченко, учитель физики, классный руководитель 7 «А» класса: «Конец осени для нас, физиков, волнующая и очень ответственная пора: проходит городской тур олимпиады. В этом году я особенно волновалась за семиклашек: первый раз они шли защищать честь школы в городском туре по физике. Однако наши ребята Климович Никита (7 «А» класс) и Маркитантова Наталья (7 «Б» класс) не подвели и заняли I и III места соответственно. В качестве победителей они поехали в г. Долгопрудный на областной тур.Совсем непростые задания ожидали ребят, но Никите всё оказалось по силам: I тур –
теоретический, II – экспериментальный позволили ему набрать в целом 50 баллов. В результате Никита занял 6 место в общем рейтинге участников, и 14 марта состоится вручение нашему юному физику диплома II степени. Нужно отметить, что круг интересов у мальчика не ограничивается физикой: совсем недавно в интернет-конкурсе «Лучшая новогодняя открытка» он занял I место, а в городском конкурсе информационных технологий «Улитка» получил диплом I степени.
Удачи тебе, Никита, и новых побед!»
Екатерина Соломоновна Моливер, учитель биологии, классный руководитель 8 «А» класса: «В ноябре и декабре 2008 года в г. Юбилейном проходили городские туры олимпиад по биологии и экологии. Готовиться колимпиадам мы начали в первой четверти: разбирали олимпиадные задания прошлых лет, повторяли наиболее трудные разделы биологии; были проведены школьные олимпиады. В олимпиаде по экологии принимали участие ученики 9–11 классов, в олимпиаде по биологии – учащиеся 7–11 классов. Результаты были следующие; экология – 1 место Волобуева Мария (9 класс), Дёминов Павел (11 класс), 2 место Титов Владислав (11 класс), 3 место Никитин Дмитрий (11 класс). Биология: 1 место Волобуева Мария (9 класс), 2 место Овчинникова Марина (9 класс), Титов Владислав (11 класс), 3 место Медведев Алексей (9 класс).
В январе 2009 года проходили областные олимпиады по биологии и экологии. Олимпиада по экологии состояла из теоретического тура и защиты экологического проекта. Ученица 9 класса Волобуева Мария успешно справилась со всеми заданиями и стала призёром В число призёров по биологии попал и ученик 11 класса Титов Владислав, также отлично выполнив задания теоретического и практического туров.
На протяжении нескольких лет наша школа участвует во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде центра «Эйдос» по биологии, а с прошлого года – и по медицине. Эта форма работы позволяет попробовать свои силы в олимпиадном движении множеству ребят, которые не участвуют по каким-либо причинам в городских предметных олимпиадах. Творческий характер заданий, свободная обстановка способствуют успешной самореализации учеников. Наши ребята становились призёрами и лауреатами данных олимпиад, кроме того, успешно выступали мы и в командном первенстве. Лауреатами в разные годы стали Ефимова Анастасия (9 класс), Дурнасова Ксения (8 класс), Волобуева Мария (9 класс), призёрами – Куликова Саша (выпускница 2008 года, 2 место), Толстая Дарья (11 класс, 3 место).
Ещё одна интересная дистанционная форма – Дистанционная обучающая олимпиада по биологии (ДООБ), проводимая окружным методическим центром северо-западного округа Москвы.
Для участия в ней требуются не только знания по предмету, но и навыки работы с информационными ресурсами и программами, то есть интеграция с предметом информатика. Работа команды 9 класса «Умней, ещё умней» в ДООБ этого года оценена дипломом 3 степени».
Людмила Александровна Семенихина, учитель географии и экономики: «Олимпиадные задания городского тура по экономике были различной сложности: от простых, стандартных до сложных, но интересных. Участие в олимпиаде помогает учащимся глубже осмыслить и освоить изученный материал, расширить свой экономический кругозор, быстрее адаптироваться к взрослой жизни.
Победителями городского тура по экономике стали: Рухлов Никита (9 «Б» класс)– I место, Цветков Дмитрий (9 «Б» класс)– III место, Сусин Михаил (11 «В» класс)– III место. Хорошие результаты показали участники олимпиады по предпринимательской деятельности и основам потребительских знаний: Голубцова Евгения и Новикова Анастасия (10 «А» класс) – II место, Рухлов Никита (9 «Б» класс) – II место. В конце декабря прошла городская олимпиада по географии. Победителями олимпиады стали: Линшиц Марк (10 «А» класс) – I место, Сусин Михаил (11 «В» класс) – III место.
Как показывает опыт, победители олимпиады отличаются не только высоким уровнем географических знаний, но также нестандартным подходом к проблемам, комплексностью мышления, способностью к самостоятельным выводам.
Олимпиада способствует формированию интереса к географии, творчества, находчивости и настойчивости, объединяет одарённых детей, побуждает и стимулирует развитие их способностей».
Участие в олимпиадах приносит ученикам удовлетворение фундаментальных стремлений человека: потребности быть компетентным, умелым, сильным, успешным. Это научение победной тактике жизни!
Успех – самый лучший воспитатель, ибо он даёт ученику главное: уверенность в собственных силах и самом себе. Мудрые утверждали: «Тот, кто победил самого себя, победит весь мир».
Желаем учащимся гимназии № 5 уверенной олимпийской поступи и взятия намеченных высот в учёбе, науке, творчестве, радости открытий и самопознания.
Е.Л. НОВИКОВА, заместитель директора по УВР,
Е.А. СУХИХ, заместитель директора по безопасности
Источник: Газета "Спутник"