В четверг Лига защиты прав пациентов передала в редакцию документы по факту неоказания медицинской помощи 71-летней жительнице подмосковного города Юбилейный Людмилы Зиминой, что в итоге способствовало ее смерти. Документы в организацию передал супруг покойной Владимир Зимин. Бумаги также направлены в Генеральную прокуратуру России.
С конца лета 2008 года у Людмилы Зиминой начал разрушаться тазобедренный сустав. Амбулаторное лечение, которое начали проводить в декабре, только ухудшало ее состояние, боли не прекращались и нестерпимо усиливались, и к средине февраля 2009 года женщина уже не могла передвигаться без посторонней помощи.
В поликлинике по месту жительства Зиминой выдали направление в
центральную городскую больницу № 1 города Королева на операцию.
По словам Владимира Зимина, операция должна была состояться в понедельник, 16 февраля, а проводить плановую операцию по замене сустава протезом должен был тогдашний заведующий отделением травматологии хирург Андрей Павлов. Однако врач, согласно утверждениям Зимина, поставил условие: для того чтобы лечь на операцию, пациентке нужно было найти двух доноров крови. В тот день ни доноров, ни возможности сдать кровь в больничном отделении переливания крови ( ОПК) у Зиминых не было, так как ОПК проводит забор крови только по средам.
По словам Владимира Зимина, в больнице им сказали, что госпитализируют больную только по предъявлении справки о сдаче крови. В госпитализации хотя бы для обезболивания Людмиле Зиминой отказали, невзирая на ее жалобы на сильную боль, а операцию перенесли на среду, 18 февраля.
Но и к этому дню доноров найти не удалось: ни Владимир Зимин, ни их с супругой родственники по ряду критериев для донорства не подходили. Найти людей, могущих стать донорами, ему удалось лишь спустя несколько дней. Зимин побывал в ОПК больницы и предоставил туда паспортные данные людей, готовых сдать кровь. Сдача была назначена на 25 февраля.
Но до этой среды Людмила Зимина не дожила. "За день до переливания крови, 24 февраля, жена не выдержала боли, приняла много снотворного и умерла, — говорит Владимир Зимин. — Мы не успели выполнить бесчеловечное требование хирурга Павлова. А в больнице не нашлось 940 миллилитров крови стоимостью 611 рублей".
Без внятных объяснений Ни заместитель главного врача больницы по хирургии Владимир Игнатьев, ни главный врач Елена Малинникова не смогли внятно объяснить мужу погибшей Людмилы Зиминой, кто же дал такую жесткую установку по госпитализации больных.
"Главврач лгала, когда говорила, что это впервые не взяли на операцию больного без сдачи крови. Таких больных, которых не клали в больницу без сдачи крови двумя донорами, десятки.
Это система, — утверждает Владимир Зимин. — Проверить это элементарно и по документам, и по беседам с больными, которых уже прооперировали или будут оперировать, и спрашивая медперсонал больницы, работников отдела по переливанию крови".
После смерти жены Зимин обращался в самые различные инстанции, в том числе в городскую и областную прокуратуры, министерство здравоохранения Московской области и Минздравсоцразвития России, обвиняя сотрудников больницы в доведении Людмилы Зиминой до самоубийства.
Проверки, проведенные по его обращениям, этих обвинений не подтверждают, как и не связывают смерть Людмилы Зиминой с передозировкой лекарств: согласно выводам патологоанатомов, женщина умерла от ишемической болезни сердца. Однако Владимир Зимин уверен: в гибели его жены виноваты медики, а в заключение о причинах смерти попали намеренно сфальсифицированные данные.
"Я все равно никогда не прощу их (врачей больницы. — "Газета") за то, что они сотворили с моей женой", — сказал "Газете" Владимир Зимин.
"Мы имеем дело со случаем оставления больного в опасности. Это факты, оценку которым должна дать теперь Генеральная прокуратура", — прокомментировал эту трагедию президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский. Он добавил, что даже если Людмила Зимина действительно скончалась от сердечного приступа, то и инфаркт мог быть спровоцирован нестерпимой болью.
Отказа в госпитализации не установлено По запросу редакции в Минздравсоцразвития России подтвердили факты неоднократных обращений Владимира Зимина в ведомство.
"В связи со смертью жены В.М. Зимина Федеральным медико-биологическим агентством проводилась проверка деятельности отделения переливания крови МУЗ "Городская больница № 1" города Королева на соответствие установленным требованиям в сфере донорства крови. В ходе проверки грубых нарушений в деятельности отделения переливания крови не выявлено", — говорится в ответе из министерства. Кроме того, ведомство сообщило: " Потребность МУЗ "Городская больница № 1 " города Королева в компонентах крови полностью удовлетворяется собственной заготовкой. Факта отказа в госпитализации Л.Г. Зиминой не установлено".
Министерство здравоохранения Московской области на обращение Владимира Зимина ответило, что при подготовке пациентов к плановой операции, сопровождающейся возможной кровопотерей, врачи в рекомендательной, а не ультимативной форме предлагают близким родственникам больного сдать кровь. "В случае отказа от сдачи крови больные при наличии медицинских показаний госпитализируются, и для них в установленном порядке заказывается кровь на день проведения операции", — говорится в письме из ведомства.
Возникают два простых вопроса. Почему, имея все показания к операции, назначенной на 16 февраля, больная так и не была госпитализирована? И почему медики не смогли хотя бы качественно обезболить Людмилу Зимину? Хочется думать, что точки над i в данном случае сможет расставить Генпрокуратура.
Статья опубликована в издании "Газета", №214 от 13 ноября 2009