Мы уже сообщали о положении жильцов домов №№ 13-17 на улице Первомайской, которые подлежат расселению в связи со сносом этих домов, попадающих в зону отчуждения при расширении Федеральной трассы М-8. Как выяснилось, расселение и, соответственно, как минимум, предоставление равноценного жилья «грозит» не всем жителям этих домов. Владельцам приватизированных квартир некая фирма, которая, по словам его представителя «выкупила их доли» предлагает по 1,5 миллиона рублей за их коммунальные квартиры. О том, что можно купить за эти деньги в Московской области, говорить не приходится. Фактически выкуп их коммунальных квартир за эту цену означает то, что их просто выбрасывают на улицу.
На вопросы о том, почему проблемой расселения граждан занимается неизвестно кем и как созданный штаб по расселению граждан, почему никто из руководителей города не встретился с жильцами домов на Первомайской и не объяснил ситуацию, каким образом оказались выкуплены квартиры, и почему об этом владельцы квартир поставлены в известность задним числом, насколько действие (точнее, бездействие) властей по переселению жильцов этих домов соответствует законодательству - ответов пока нет.
Но есть нечто более весомое, что появилось за это время. 22 марта ГД Российской Федерации приняла закон, регулирующий принудительное изъятие земли в Подмосковье в случае необходимости использования ее для развития инфраструктуры. Этот закон был одобрен Советом Федерации 27 марта, а 8 апреля Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Не будем вдаваться в подробности, рассмотрим только новую упрощённую процедуру изъятия собственности граждан Московской области по этому закону.
В случае необходимости изъятия какой-либо собственности у граждан (квартир, частных домов, земельных участков), необходимой для развития инфраструктуры и ускорения градостроительства власти должны за два месяца определить права собственников на те объекты, которые требуется изъять и опубликовать список объектов, намеченных для изъятия. Информация о решении изъятия собственности публикуется не позднее семи дней после принятия решения об изъятии. В течение двух месяцев это решение может быть оспорено владельцами прав собственности.
В случае, когда это решение не оспорено или суд признал законным принудительное изъятие собственности, наступает следующий, трехмесячный этап. В течение этого срока должно быть произведено изъятие путем выкупа и (прошу обратить внимание) возмещение убытков, если собственность принадлежит владельцу на ином праве. Выкуп или компенсация убытков производится на основе письменного соглашения владельцев жилья с представителями властей. Отсюда следует прямой и однозначный вывод - не может быть никакого «коммерческого посредника» между владельцем собственности и представителем (госорганизацией) власти. Таким образом, выкуп долей собственности за 1,5 миллиона рублей, предложенный владельцам коммуналок неизвестной фирмой, новым законом не предусмотрен. Кроме того, никакая коммерческая структура не уполномочена не только выкупать собственность, но и вообще участвовать в сделке. Договор заключается напрямую между владельцами жилья в нашем случае владельцами приватизированных квартир и государственной организацией, уполномоченной произвести расселение граждан.
Что делать, если в течение трех месяцев между владельцем собственности и организацией, уполномоченной на расселение граждан, не достигнуто письменное соглашения?
В этом случае дело передается в суд, и только суд вправе решить вопрос о компенсации и принять решение о принудительном изъятии собственности. Без решения суда после принятия нового закона переселение граждан, не согласных с условиями (размером компенсации), предложенными им, невозможно.
Что нужно делать жителям улицы Первомайской? Во-первых, требовать заключения письменного договора с государственной организацией, уполномоченной на расселение граждан с условиями, которые удовлетворят обе стороны – государство и владельцев жилья. Если такое соглашение не будет достигнуто, то обращаться в суд. Это может сделать любая сторона. Естественно, что суд должен учесть, что как минимум, чтобы не нарушить право жильцов, им должна предоставлена равнозначная жилплощадь плюс затраты на переселение, плюс компенсация моральных издержек. Это общепринятая мировая практика, когда владельцы собственности в случае её принудительного изъятия не только не теряют, а и существенно выигрывают.
Теперь о тезисе и возможных возражениях, что «закон обратной силы не имеет». Нет, имеет.
Закон не имеет обратной силы только в том случае, если по новому закону наступает ужесточение наказания. В случае, если новый закон облегчает участь граждан или способствует более полному соблюдению их прав, то условия старой сделки считаются недействительными и, соответственно, расселение граждан должно проводится по новому закону, как учитывающему права владельцев жилья.