Проект «
Архитектурный облик города» является частью стратегии развития Большого Королёва на период 2015 — 2030 годы и нацелен на то, чтобы сделать город привлекательным и удобным для жизни, создав в нем понятную пространственную логику, гармоничную визуальную среду и придав законченный облик как центральным улицам, площадям и паркам, так и удаленным от центра объектам городской инфраструктуры. Администрацией Королёва разработаны 10 пилотных концепций проектов по изменению архитектурного облика города.
Концепция № 8 - Школы как общественные центры города
Предложение
Основной задачей данной концепции является расширение возможностей использования школьной территории местными жителями и превращение школ в локальные общественные центры в составе научно-образовательной среды города.
Для достижения этой цели предлагается по-новому организовать школьные участки, выделив в них зоны различного назначения так, чтобы стало возможным проводить одновременно множество различных мероприятий, рассчитанных как на школьников, так и на другие группы населения. Для этого каждая часть должна иметь вход и из школы, и со стороны улицы. Таким образом, в зависимости от времени дня и поставленной задачи, она может быть совершенно обособлена от остальной школьной территории, оставаясь при этом открытой для посетителей, или полностью изолирована от внешнего окружения для использования только учениками и преподавателями. Принцип открытости в этом случае не мешает обеспечивать необходимый уровень безопасности школьников.
На примере гимназий №18 и №3, построенных по одному проекту, в рамках работы над новым обликом города предложена пилотная схема реорганизации участка второй из них, расположенного в районе Юбилейный.
Её ключевым элементом является площадь перед входом в школу, преобразованная в городское общественное пространство, к которой, как к шлюзу, присоединяются различные функциональные блоки: выставочная галерея, медиатека, стадион, кафе с внутренним двором, ботанический сад. В зависимости от ситуации конкретной школы и доступных ресурсов, роль таких блоков могут выполнять открытые площадки, павильоны или новые капитальные пристройки к основному школьному зданию. В каких-то случаях, новая организация школ позволит сделать их частью городских центров, как это предлагается для гимназии №3 и пешеходной зоны на Пушкинской улице.
Наличие в школе различных общественных пространств будет способствовать развитию у детей и взрослых творческих способностей, общению, самообразованию, самовыражению и, в конечном итоге, самореализации. Например, в галерее могут проводиться выставки работ школьников, а в медиатеке они могу выступать на публике со своими произведениями.
На территории стадиона могут проводиться соревнования как между школьниками, там и между местными жителями. На террасах и в кафе организуются различные мастер-классы, семинары и курсы. Но даже без этого приятно посидеть на свежем воздухе с чашечкой кофе в ожидании своего ребёнка. Ботанический сад — это тихое место, предназначенное для прогулок и отдыха, а также для экспериментов и наблюдений. Соединяет все эти зоны галерея по периметру входной площади. Она присоединяется к зданию школы на уровне 2 этажа и используется как рекреационная зона, выставочное пространство, а так же зимний сад. Посредством нее, можно перекрыть школьный двор и устроить в нем трансформирующийся летний кинотеатр мини открытую сцену.
Необходимо преобразовать и внешний облик школ, сделав его более разнообразным и приветливым. Необходимо отметить, что в Королёве многие школьные здания построены по индивидуальным проектам, что значительно упрощает эту задачу и во многих случаях потребует не столько больших затрат, сколько творческого подхода.
Схема размещения школ на территории города Королёва. Радиус пешей доступности — 800 м
Концепция развития школьной территории
Гимназия №3, район Юбилейный, ул.Лесная, 22
Примеры архитектурных решений