Если вам захочется прогуляться по нашему городу, особенно в районах
частной застройки, то вас посетит не только радость от зелёных
насаждений, но и гнетущее осознание замусоренности Королёва. Рядом с
имеющимися в определённых местах бункерными площадками неизбежно
появляются стихийные свалки, которые мусоровывозящее предприятие не
успевает убирать, особенно в летний период. Всё чаще можно наблюдать
картину: проезжает мимо бункера машина, притормаживает, открывается
окно и оттуда летит мешок с мусором. При этом водителю совсем не важно,
куда он попадёт. Откуда взялось это бескультурье? Кто так относится к
Королёву — случайно заехавшие отдохнуть на речке гости или сами жители?
На эти вопросы каждый ответит по-своему. Хотя, думается, людям, живущим
рядом с такими горами мусора, всё равно, откуда они взялись. Их больше
волнует, кто, когда и как сможет их убрать. О ситуации с вывозом мусора
в Королёве мы и поговорили с начальником Управления по благоустройству
Николаем МИХАЙЛИНЫМ.
— Николай Алексеевич, хотелось бы понять, как сейчас
обстоит дело с вывозом мусора. Все мы привыкли к тому, что в
микрорайонах города расположены бункерные площадки, а рядом с
многоэтажными жилыми домами — контейнерные, куда каждый житель
складывает мусор. Но, выбросив отходы, человек вовсе не задумывается,
что дальше с ними будет. Главное, чтобы их убрали с глаз долой. А с
какими проблемами сталкивается мусоровывозящее предприятие — МУП
«Автобытдор»?
— Если говорить о микрорайонах, то там расположено 24 бункерных
площадки, которые нужно вывозить ежедневно, а пропуск хотя бы одного
дня неизбежно ведёт к образованию свалки. Ёмкость одного бункера — 8
м3. На данный момент, чтобы вывезти на полигон 1 м3, нужно заплатить, с
учётом всех расходов, 207 рублей. Если умножить это на 8 (объём одного
бункера) и на 24 (количество бункеров в микрорайонах), то получится 39
744 рубля. Вот такую сумму необходимо платить «Автобытдору» в день,
чтобы навести в микрорайонах порядок. В год это превращается в 14,5 млн
рублей. Реально же жители микрорайонов платят в год около 2,2-2,3 млн
рублей. Точно такая же ситуация и в многоэтажном секторе. А теперь
представьте себе, какой убыток несёт мусоровывозящее предприятие. Есть
такое выражение: деньги — мусор. Так вот, обратное тоже справедливо.
Поэтому основная проблема сейчас состоит в сверхнормативном мусоре,
который вырабатывают люди в процессе своей жизнедеятельности, но при
этом никем не оплачиваемый. Я уже не говорю даже о том, что техника
«Автобытдора» изнашивается, а средств на приобретение новой нет… А ведь
предприятию нужно не только убираться в городе, но и по возможности
совершенствовать технологии сбора, сортировки и переработки отходов,
что совершенно невозможно осуществить, находясь в убытке.
— В чём же вы видите возможные пути решения создавшихся трудностей?
— Предложить достойную оплату за вывоз мусора. Все жители
микрорайонов, а не только добропорядочные 15-20%, исправно платящие за
эту услугу и сейчас, должны платить именно за тот объём, который
вывозится. Точно так же и жители многоэтажных домов. Но здесь надо
учитывать, что владельцы частных домов будут платить больше, так как
мусора в частном секторе также больше, чем в многоэтажках. Здесь и сор
от домашнего хозяйства, и листва, и спиленные сучья деревьев… А ведь
если бы на месте «Автобытдора» была бы любая коммерческая
мусоровывозящая компания, она бы выполняла работы строго по договору, а
сверх указанных объёмов ничего бы не вывозила. Сейчас управлениям по
вопросам развития и жизнеобеспечения микрорайонов города поручено
проводить разъяснительную работу с населением о необходимости
заключения договоров на вывоз мусора.
Одновременно с повышением цен планируется расширять зону
обслуживания. В городе есть целые кварталы, где отсутствует возможность
получения данной услуги. Например, район Гознак в микрорайоне
Первомайский. Там раньше стоял бункер, в который сваливала мусор вся
округа. Это было невыносимо для живущих в непосредственной близости от
площадки, и её ликвидировали.
— Каким же образом можно будет обслуживать такие районы?
— Мы собираемся внедрить приём мусора по графику, когда
специальная машина будет приезжать по определённому адресу, в
определённое время и в течение 15-20 минут принимать от жителей мусор,
а затем отправляться по другому адресу. Такой способ будет применяться
там, где нет возможности разместить бункерную площадку, от которой,
конечно, тоже невозможно будет совсем отказаться.
— А какой способ вывоза мусора вы считаете самым справедливым, чтобы
ни предприятие, оказывающее услугу, ни люди, её получающие, не были,
так сказать, в обиде?
— Я считаю, что это индивидуальный вывоз мусора. Но этот метод
требует больших организационных затрат, таких, как приобретение
специальных автомобилей с задней загрузкой, создание абонентской
службы, приём на работу дополнительных рабочих и т.д. Да и возможен
такой вывоз только там, где хорошие дороги с широкой проезжей частью и
нормальными обочинами, чтобы рядом с домовладением можно было выставить
в момент забора либо специальный мешок для мусора, либо небольшой
контейнер. В этом случае оплата за предоставленную услугу производилась
бы за фактически вывезенный объём.
— В последнее время проблема вывоза мусора часто
обсуждается в администрации города. На прошедших совещаниях
рассматривались ещё какие-либо варианты предоставления этой услуги?
— Да, например, в микрорайоне Первомайском, на улице Солнечной,
дом 9, есть бункерная площадка, создающая головную боль как руководству
микрорайона, так и жителям. Туда сваливают мусор все, кому не лень.
Особенно обострилась ситуация, когда на Первомайке ликвидировали
несколько бункерных площадок. Чтобы как-то упорядочить вывоз мусора, в
этом месте планируется разместить пункт платного приёма мусора, который
будет осуществляться специальным сотрудником либо на основании
фактической оплаты, либо по заранее оплаченным талонам.
В многоэтажном жилом секторе будет применена другая схема. В
порядке эксперимента несколько домов, которые не расположены в местах
транзитного проезда и прохода граждан, будут оплачивать вывоз мусора по
факту. То есть в течение месяца будет вестись учёт вывозимого мусора, а
затем жилищной компании будет выставлен счёт со стороны
мусоровывозящего предприятия. Но здесь возникает проблема: как быть с
льготными категориями граждан, например, пенсионерами, у которых даже
уровень потребления ниже, чем у работающего, а тем более хорошо
зарабатывающего населения.
В числе других мер, способствующих улучшению ситуации со
сбором и вывозом мусора, сейчас готовится к пуску несколько линий
мусороперерабатывающего предприятия, работа которого позволит на 15-20%
сократить расходы на вывоз за счёт использования материалов, годных к
вторичной переработки. В последующем работа этого предприятия будет
усилена приобретаемой в настоящий момент специальной техникой:
дробильной установкой, пресс-контейнерами для уплотнения мусора,
автомобилями с увеличенной ёмкостью кузова для транспортировки отходов
на полигон. Ориентировочные сроки начала работы мусороперерабатывающего
предприятия июль — август, а приобретение, наладка и включение в
производственный цикл нового оборудования — ноябрь — декабрь.
…Вопрос о вывозе мусора, его оплате и способах пока остаётся
открытым и активно рассматривается в администрации города. А пока мы
все будем ждать решения проблемы, стоит задуматься, как самим можно
улучшить ситуацию. Ту же листву и мелкие ветки можно, например,
оставить в огороде для перегноя, в качестве удобрения. И, в конце
концов, научиться выходить из машины и бросать мешки с мусором в
бункер, а не куда попало. Ведь на замусоренность территории влияют не
только экономические, но и социальные факторы. Мы должны гордиться не
только ростом своего благосостояния, но и культурой потребления.