Странная ситуация, сложившейся вокруг
наземного пешеходного перехода через железную дорогу у
станции Подлипки
(около
Дома быта) сложилась уже давно. Внешне выглядело так: руководство железной дороги —
для обеспечения безопасности при прохождении поездов — переход
упразднило и велело оградить это место решётками. Но ночью королёвские
умельцы решётки спиливали — для удобства перехода через «железку», —
и народная тропа, соединяющая обе части города, снова оживала. И так
длилось достаточно долго: решётки приваривали — их спиливали —
приваривали — спиливали...
Но в конце прошлого года был возведён деревянный настил через
железную дорогу, и переход снова открыли.
Почему же так нелегко далось это нужное для города решение —
продлить жизнь железнодорожному переходу? Что мешало сделать это раньше?
За разъяснениями мы обратились к непосредственному участнику этих
событий —
заместителю главы администрации города по науке,
промышленности и транспорту Александру НИКОЛЬСКОМУ.
— Александр Владимирович, почему этот переход, которым
много лет пользовались наши горожане, вдруг в один не самый прекрасный
день оказался закрытым?
— Решение о демонтаже настила и закрытии наземного пешеходного
перехода у Дома быта было принято руководством Московского отделения
железной дороги в связи с тем, что на участках движения поездов
со скоростями свыше 40 километров в час происходили всякого рода
происшествия. Многие из них заканчивались плачевно для тех, кто
переходил в этих местах железную дорогу. И на протяжении последних
десяти лет этот пешеходный переход фактически не функционировал, так как
настил был демонтирован. Отсутствие настила вызвало нарекания
со стороны жителей города.
В 2004 году администрация города провела совещание с участием
представителей Министерства
транспорта Московской области, в адрес
которого обратились жители нашего города с просьбой оказать содействие
в восстановлении этого наземного пешеходного перехода,
и граждан-заявителей. Со стороны руководства Московской железной дороги
был заявлен категорический отказ: нет, мы восстанавливать не будем! Это
наше право, железная дорога является нашей собственностью. Если хотите,
стройте надземный или подземный переход.
— Но ведь подобное строительство требует немалых
финансовых ресурсов!
— Конечно! Строительство надземного или подземного перехода
стоит 180 — 250 миллионов рублей, примерно 10 процентов от этой суммы
занимают проектные работы и экспертиза. Есть ещё и технические проблемы.
Переход пришлось бы возводить в зоне, где находится большое количество
коммуникаций и провода высокого напряжения. Не случайно все наземные,
надземные и подземные переходы, расположенные в районе железных дорог,
проектируются специализированными проектными организациями в подчинении
Министерства транспорта России.
— Как развивались события дальше?
— Подобная акция закрытия переходов через железные дороги была
проведена не только в Королёве, но и по всей Московской области. В 2005
году в связи с участившимися обращениями представителей муниципальных
образований и жителей Подмосковья Министерство транспорта Московской
области по поручению правительства Московской области приступило
к разработке целевой программы строительства пешеходных переходов
в районе железнодорожных путей. Согласно этой программе, в течение 10 —
15 лет должно быть возведено около 50 пешеходных переходов, в том числе
и на станции Подлипки. Выяснилось, что решения по строительству
пешеходного перехода в Королёве у Дома быта будут приниматься в 2012 —
2015 годах. Ведь в прошлом году Московская железная дорога уже вложила
значительные средства в реконструкцию станции Болшево, запустила
движение скоростных поездов «Спутник» по маршруту Москва — Болшево.
— То есть вопрос о переходе у станции Подлипки снова
откладывался «на светлое будущее»?
— У данной проблемы есть и ещё одна сторона. Наверное, не менее
десяти раз за последние пять лет мы обсуждали эти вопросы с руководством
железной дороги, с руководством станций Подлипки и Болшево, где просили
возвести хотя бы временный наземный пешеходный переход. Справедливости
ради должен отметить, что мы и сами не очень корректно формулировали
наши требования. Чаще всего мы ссылались на то, что существующий
подземный пешеходный переход, который был построен на станции Подлипки
около 20 лет назад, не соответствует современным требованиям
по обеспечению безбарьерной среды обитания. Пандусы, которые существуют
у нас в подземном переходе, отвечали требованиям 80-х
годов.
Сегодня выработаны новые требования, новые стандарты для этих
пандусов. Подгонять существующие пандусы под новые стандарты это всё
равно что переделать подземный переход. Затраты колоссальные! Да,
железная дорога может изменить ширину полозьев, чтобы детские коляски
и коляски, с которыми ходят наши ветераны, могли свободно по этим
направляющим проходить. Но с другой стороны, увеличивая ширину пандуса,
мы уменьшаем ширину лестничного марша, по которому идут остальные
пешеходы. А это создаст другую проблему, потому что через станцию
Подлипки ежедневно проходит около ста тысяч человек. В этой ситуации
и администрация Королёва, и руководство железной дороги считают, что
единственный выход — это строительство второго разгрузочного пешеходного
перехода. Он нужен не столько для того, чтобы наши жители проходили
к платформам, сколько как путепровод, соединяющий две части города.
Естественно, он должен соответствовать современным стандартам
по уклонам, по ширине проходов. Можно, конечно, замахнуться и на такой
переход, который построен на станции Мытищи (с лифтами), но это очень
дорогое удовольствие. Он, конечно, отвечает всем требованиям современных
стандартов, но для нас дорог. На такие деньги можно построить два,
а то и три современных пешеходных перехода, оборудованных всем
необходимым.
— А переход в это время продолжал жить, правда,
он скорее напоминал полосу препятствий...
— Наша ошибка состояла в том, что ранее в переговорах
с представителями железной дороги мы делали упор на то, что пешеходный
переход должен быть удобен в первую очередь мамам с колясками. И совсем
не говорили о том, что на территории города, в Завокзальном районе,
в микрорайонах Первомайский и Текстильщик, жители которых тоже
пользуются этим пешеходным переходом, проживает немало лиц
с ограниченными возможностями — от 3 до 4 тысяч человек. А для них как
раз требования к переходам совершенно другие. Для лиц, которые вынуждены
пользоваться инвалидными креслами-колясками, проход по обычному
подземному переходу, с пандусами и с ограждениями, связан с большими
трудностями.
С учётом этого обстоятельства мы в июне 2009 года организовали новую
встречу с участием руководства Московской железной дороги, но в итоге
оно опять не дало разрешения на восстановление здесь настила. Почему?
Потому что в ближайшее время они должны были на этом месте поменять
стрелочные переключатели. Существующие стрелочные переключатели
со стороны платформы «на Москву» позволяют поездам проходить этот
участок дороги со скоростью 40 — 60 километров в час. Установка новых
стрелочных переключателей большей протяжённости позволяет увеличить
скорость прохождения этого участка до 60 — 80 километров в час. При
таких скоростях не может быть и разговора о том, что здесь можно
организовать наземный пешеходный переход в виде настила. Наши партнёры
по переговорам так аргументировали свою позицию: «Вы же не будете
на этом настиле постоянно дежурить и пропускать людей между поездами».
— Как же удалось выйти из тупика?
— После этой встречи мы ждали примерно полтора месяца, в конце
концов получили официальный отказ открывать переход у Дома быта.
Мотивация понятна: зачем подвергать себя лишний раз критике, если здесь
будут случаться несчастные случаи, и не дай Бог, со смертельным исходом?
Если дать согласие на восстановление настила, та же прокуратура
спросит: как же вы выполняете требования по обеспечению безопасности
пассажирских перевозок, когда сами допускаете такие вещи? Но и в этих
условиях администрация города не оставляла надежды на лучшее.
На протяжении трёх последующих месяцев мы просили представителей
железной дороги провести ещё одну встречу. 18 декабря она состоялась.
На встрече присутствовал первый заместитель начальника
Московско-Курского отделения железной дороги Олег Мяготин. Он прошёл
и по существующим подземным переходам, и побывал там, где в то время
существовал несанкционированный пешеходный переход. Граждане, которые
шли по этому переходу, высказывали своё мнение.
Мы подписали совместный акт, согласно которому железная дорога
должна до 31 декабря сделать наземный деревянный настил. Со своей строны
мы обязались восстановить пешеходную дорожку, ведущую к этому настилу,
восстановить здесь освещение и помочь в проведении работ по продлению
забора в сторону станции Болшево, чтобы ограничить несанкционированный
переход граждан в других местах железной дороги. Большая часть этой
работы была проведена в течение десяти дней, и 30 декабря переход,
к радости горожан, заработал.
— И мы можем поздравить королёвцев с официальным
открытием нового «старого» перехода...
— Не совсем так. Вообще-то, официального разрешения
на строительство этого настила никто не давал. Подписанный нами
совместный акт — это, строго говоря, внутренняя бумага. Официально
на территории Московской области настилы в зонах со скоростями движения
от 40 километров в час и выше не допускаются.
— А как же существующий пешеходный настил через железную
дорогу вблизи станции Перловская?
— Там есть одна особеность: переход находится в зоне прямой
видимости плюс около него установлена световая и звуковая сигнализация.
У нас всё намного сложнее. Электропоезда и поезда дальнего следования,
которые идут со стороны станции Болшево, входят в зону видимости
от станции Подлипки на расстоянии порядка 50 — 60 метров. К тому же
в этой зоне есть четыре стрелочных переключателя, и наш настил попал как
раз между ними. А по правилам настилы не должны находится в зоне
стрелочных переключателей. Поэтому принятое нами решение — это своего
рода компромисс.
В условиях финансового кризиса раньше чем в 2015 году заводить разговор
о строительстве настоящего надземного перехода, отвечающего всем
требованиям безопасности, наверное, вряд ли придётся.
— Переход будет снабжён звуковой сигнализацией?
— В настоящее время железная дорога установила здесь освещение,
сейчас они решают вопрос по установке звуковой сигнализации.
Мы надеемся, что в ближайший месяц-полтора и эти проблемы будут решены.
— Александр Владимирович, что необходимо знать тем
королёвцам, кто уже пользуется или будет пользоваться этим переходом?
— Хотел бы сделать упор на то, что железная дорога является
зоной повышенной опасности. И все, кто пользуется этим переходом, должны
помнить, что личная безопасность прежде всего зависит от них самих.
С другой стороны, надо понимать, что при происшествиях на этом
пешеходном переходе у руководства железной дороги появится повод опять
его закрыть. Помните и о тех людях, которые ограничены в своих
возможностях. Сейчас они могут воспользоваться этим переходом,
и не хотелось, чтобы этот переход через какое-то время перестал
существовать и их и без того не простое бытие существенно
усложнилось бы.
В ближайшее время мы планируем разместить транспаранты у этого
пешеходного перехода, которые напоминали бы, что железная дорога — это
зона повышенной опасности, и люди должны соблюдать здесь определённые
правила поведения. Это наше, как администрации, обязательство —
пропаганда правил безопасности нахождения людей в зоне железной дороги.