5 июля 85-летняя Татьяна Петровна, проживающая на улице Суворова, возвращалась из магазина. У подъезда к ней подошёл молодой мужчина и предложил проверить газовую плиту. Женщина согласилась и даже попросила его донести до квартиры сумки. Незнакомец деловито прошёл на кухню, окинул взглядом плиту и тут же вынес вердикт: её надо менять. В этот момент в квартиру самостоятельно и без приглашения поднялся второй мужчина. Вдвоём они предложили хозяйке написать заявление на льготы по установке новой газовой плиты. «Установка, — сказали они, — стоит 30 тысяч рублей, но вам, как ветерану труда, мы всё сделаем за 6200». Женщина прошла в свою комнату и принесла деньги. Правда, вместо шести тысяч она взяла шестьдесят и на глазах у обрадованных мошенников положила их на холодильник. А потом села писать заявление. Когда она закончила, обнаружилось, что напарник «газовика-добровольца» исчез. Сам «доброволец» попросил хозяйку квартиры вытащить из духовки сковородки и, пока она это делала, ушёл.
Кто из них забрал с холодильника деньги, пока остаётся неразгаданной загадкой.
Примечание: специальной службы, которая занимается проверкой газовых плит и ходит по отдельно выбранным квартирам, не существует. Есть служба газа, работники которой раз в год проводят профилактику и ходят по всем квартирам. О своём появлении они заблаговременно извещают объявлением на доске информации перед подъездом, и в этом объявлении просят жителей находиться дома в определённый период времени. Установка газовых плит осуществляется по заказу. И естественно, при наличии новой плиты, которую заказчик (в данной истории — пенсионерка Татьяна Петровна) должен купить в магазине бытовой техники за свои деньги.
4 июня к 88-летней Екатерине Макаровне, которая тоже возвращалась из магазина, у дома по улице Гагарина подошла сердобольная незнакомка и вызвалась донести сумки. Пожилому человеку, естественно, такое внимание было приятно, тем более что пенсионерка живёт на пятом этаже. Пока они поднимались, к ним присоединилась ещё одна женщина, которая представилась сотрудником страховой службы и попросила посмотреть страховой полис. Втроём они прошли в квартиру. Екатерина Макаровна дала им свой медицинский полис, и тут «выяснилось», что он «устаревший» и подлежит замене. Одна мошенница дала пенсионерке бланк заявления и стала диктовать, что нужно написать. А поскольку это было удобнее делать на кухне, туда они и отправились. Другая «гостья» в это время осталась в комнате. Через несколько минут они взяли у пенсионерки так называемое заявление и ушли. Екатерина Макаровна вернулась в комнату и обнаружила, что диван перевёрнут вверх дном. Пожилая женщина поспешила на балкон — проверить денежные сбережения, которые хранила под подносом для цветов. Но 64 тысячи рублей уже исчезли вместе со «страховщицами».
Примечание: сотрудники страховых медицинских компаний, так же как и мастера по установке плит, не ходят по улицам парами и уж тем более не ищут, кому донести до квартиры сумку. Они принимают клиентов, желающих заменить полис, непосредственно в страховой компании. А там такие очереди, что времени на праздное времяпрепровождение на улице в разгар буднего дня у страховщиков нет. А вот документ, подтверждающий, что данный человек действительно сотрудник страховой компании, у настоящего страховщика обязан быть при себе.
13 марта в квартире на улице Карла Маркса раздался телефонный звонок. 83-летняя Наталья Никитична сняла трубку и услышала голос зятя, который взволнованно сообщил, что сбил на дороге пешехода. Когда он успел это сделать, если совсем недавно ушёл из дома вместе с женой в магазин? Этот вопрос в голову испуганной женщине не пришёл. Она слушала голос в трубке, который между тем говорил, что у него есть знакомый сотрудник милиции, и он может помочь избежать ареста. Но нужны деньги. Деньги у Натальи Никитичны были только на счёте в сбербанке, и она сказала об этом «зятю». Тот предложил прислать за тёщей машину, чтобы поехать в банк. Он даже назвал цвет и номер машины.
Через 20 минут Наталья Никитична села в этот автомобиль, за рулём которого был совершенно незнакомый человек, и отправилась за деньгами. Там она сняла 195 тысяч рублей и прибавила к ним те 18 тысяч, что взяла из дома. Эти деньги она впоследствии отдала курьеру, который ждал машину на проспекте Королёва. После чего водитель отвёз женщину домой.
Примечание: в данном случае мошенники очень легко могли остаться ни с чем, если бы женщина задалась вопросом: почему её дочь, вместе с которой зять ушёл в магазин, не позвонила? Почему за деньгами не приехала она? Зачем потребовались все эти люди, если был человек, который в первую очередь должен был примчаться домой? Здесь, конечно, коварную роль сыграл стресс. Но всё же Наталья Никитична могла бы сама созвониться с дочерью. И спросить документы у непонятных водителя и курьера.
29 июня произошёл случай, который во многом похож на предыдущий. Только 73-летней пострадавшей «из отделения милиции» звонил не зять, а «сын», который попал туда якобы за драку. Днём женщина разговаривала с сыном по сотовому телефону, они обсуждали организацию поминок отца, и ничто не предвещало беды. И вдруг через два часа он позвонил и сообщил, что попал в милицию за драку. «Его голос показался мне странным, — рассказывала потом в настоящем отделении милиции Валерия Васильевна, — и я спросила: Костя, что у тебя с голосом? Он ответил, что в драке ему разбили нос и губу». Затем лже-сын передал трубку «сотруднику милиции», который сказал, что задержанный не только подрался, но и разбил чужую машину, чем нанёс материальный ущерб другому человеку, и чтобы тот забрал заявление, нужно заплатить 300 тысяч рублей.
Эти немалые деньги требовалось передать в течение 10 минут (какой нетерпеливый «потерпевший» оказался!).
Тут Валерия Васильевна решила проявить бдительность. Не кладя трубку городского телефона, она набрала сотовый Константина и услышала: «Мам, я сейчас в метро. Перезвоню!» В это время городская трубка вещала, что за деньгами явится друг Константина по имени Дима.
И Валерия Васильевна, так и не соотнеся, что от метро, где находится сын, до Королёва и обратно никоим образом нельзя добраться за 10 минут, на которых так настаивал «сотрудник милиции»... пошла доставать свои сбережения. А ведь настоящий Константин ответил ей нормальным голосом. И сказал волшебное слово «перезвоню». И в трубке сотового был шум метро. Ничего не помо-гло — Дима забрал 200 220 рублей.
Через 10 минут пожилая женщина позвонила Константину и спросила: «Тебя отпустили из милиции?» «Из какой милиции, мама?» — ответил весьма удивлённый сын.
Некоторые мошенники, которым неинтересно носить сумки и играть в попавших в беду родственников, объединяются в большие альянсы и тогда «играют по-крупному». Это иллюстрирует следующий пример.
3 марта 75-летней Наталье Николаевне на домашний телефон поступил звонок из департамента Москвы и Московской области по экономическим преступлениям. Собеседник представился Александром Сергеевичем и спросил, приобретала ли Наталья Николаевна медицинскую продукцию по рекламным акциям. Та ответила, что приобретала, но разочаровалась в продукции и больше покупать её не будет. Тогда «тёзка Пушкина» сообщил, что у фирмы, где женщина приобретала препараты, арестованы счета и всем покупателям, чьи данные обнаружены в компьютерной базе, полагается компенсация.
Наталье Николаевне полагался 1 миллион 200 тысяч рублей. Правда, чтобы получить эти деньги, женщине было предложено перевести 16 170 рублей на частный счёт некоего П., чьи реквизиты Александр Сергеевич любезно сообщил.
С этого денежного перевода, который женщина осуществила через банк на следующий день, началась история грандиозного вымогательства.
Через несколько дней мошенники позвонили вновь и потребовали перевести 30 тысяч рублей за хранение компенсации. Потом они заявили, что деньги нужно переводить не только на счёт П., но и на счёт некой гражданки К., и Наталья Николаевна перечислила этим людям 20 700, 22 540 и 30 000 рублей последовательно.
Ещё 60 000 рублей потребовал «сотрудник службы безопасности» Алексей Николаевич — якобы за инкассирование денег. Затем в «налоговую службу», из которой тоже поступил звонок, со счёта Натальи Николаевны отправились отчисления в размере 58 500 рублей.
Через несколько дней после этого перевода женщине позвонил Виктор Юрьевич из «Росгосстраха» и сказал, что для страхования компенсации нужно заплатить 82 000 рублей.
1 апреля на другом конце провода оказался «майор транспортной милиции» Павел Ильич, который сурово сообщил, что инкассаторская машина, которая везла долгожданную компенсацию, арестована, и штраф в размере 35 000 рублей должна заплатить Наталья Николаевна.
Она выполнила и это требование. Потом были другие — такие же нелепые. В своём желании получить миллион женщина остановилась лишь тогда, когда обнаружила, что обогатила разные «службы и инстанции» (а на самом деле — мошенников) на 914 000 рублей.
Но было поздно. Сотовые и городские телефоны, которые мошенники оставили ей для связи, перестали отвечать.
В следственном управлении при УВД по г. Королёву по данным мошенничествам возбуждены уголовные дела.