14 октября с.г. состоялось заседание Комиссии
Совета депутатов города Юбилейного Московской области по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению. Наряду с другими, на заседании рассматривался вопрос «О легитимности передачи голосов при проведении 24 августа 2010 года тайного голосования по выборам Председателя Совета депутатов города Юбилейного». То, о чём было доложено председателем Комиссии и рассказано в выступлениях членов комиссии и других депутатов, заставило нас, жителей города, присутствующих на этом заседании, прийти к выводу — наш Совет депутатов так и не приступил в полном объёме к выполнению функций представительного органа местного самоуправления, хотя прошло уже более двух с половиной лет со дня выборов. В городской газете уже были высказаны, причём неоднократно, критические замечания в адрес депутатов и конкретно А.М. Абрамова, который так и не сумел организовать работу Совета депутатов и был отстранён депутатами от руководства. Чем же занимались всё это время депутаты? Только не решением городских проблем. Наделением себя неограниченными контрольными полномочиями, незаконным правом участвовать в назначении на должность руководителей муниципальных учреждений и их освобождением, многократными изменениями Регламента работы Совета депутатов и т.п. И самое главное — выборами нового Председателя. По сообщениям депутатов, последние полгода за кресло Председателя постоянно шла борьба. Но поскольку никто не обладал поддержкой большинства, кресло оставалось пустым. В таких условиях началась подковёрная борьба за перетягивание голосов, что ещё больше осложнило работу Совета.
24 августа 2010 года на заседании Совета депутатов, по предложению одного из депутатов, было принято беспрецедентное решение: при тайном голосовании депутат может голосовать не одним бюллетенем, как это принято по всем законам избирательного права, а и с учётом переданных ему голосов, то есть несколькими бюллетенями. В ночь с 24 на 25 августа 2010 года тайным голосованием, всего 11-ю голосами, из которых четыре были переданы ушедшими с заседания депутатами (Н.Н. Григорьева, Т.В. Мартинович, Е.Ф. Балаев, О.В. Баскакова) был избран Председателем Совета депутатов Б.И. Голубов. При этом депутат А.М. Абрамов проголосовал сразу тремя бюллетенями, а депутат Д.В. Клопнев — двумя. Самое интересное заключается в том, что вопрос о выборах Председателя Совета депутатов не был заранее внесён в повестку дня заседания горсовета, а значит, депутаты передавшие голоса Абрамову и Клопневу, не могли знать, по какому вопросу будет проводится голосование после их ухода и каким образом будут использованы их голоса. Следовательно, как мы полагаем, результаты этих выборов можно считать не легитимными.
На наш взгляд, это обыкновенное нарушение, не имеющее ничего общего с законностью. И мы считаем совершенно правильным, что этому дана соответствующая оценка на заседании Комиссии Совета депутатов по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению, а именно:
1. Признать порядок и результаты выборов Председателя Совета депутатов города Юбилейного Московской области, произошедшие в ночь с 24 на 25 августа 2010 года, юридически сомнительными.
2. Рекомендовать Совету депутатов г. Юбилейного на ближайшем заседании пересмотреть принятые ранее изменения в Регламент Совета депутатов, касающиеся передачи голоса (как при открытом, так и при тайном голосовании).
В дополнение ко всему, хотелось бы сказать депутатам, что их никто насильно не заставлял баллотироваться в депутаты, что все они, без исключения, в своих программах уверяли избирателей в том, что их действия на поприще депутатской деятельности будут направлены исключительно на решение насущных проблем жизни города. Осталось до новых выборов менее полутора лет, и пора, наконец, депутатам заниматься в большей степени не внутренней жизнью Совета, а проблемами города.
Комиссия Совета депутатов города Юбилейного Московской области
по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению
РЕШЕНИЕ № 2 от 14 октября 2010 года
Депутатская комиссия по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению, рассмотрев информацию её председателя «О легитимности передачи голосов при проведении 24 августа 2010 года тайного голосования по выборам Председателя Совета депутатов города Юбилейного Московской области» установила:
Уставом г. Юбилейного Московской области (ст. 27) установлено, что Председатель Совета депутатов избирается тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов в порядке, установленным Регламентом Совета. Аналогичная норма содержится в ст. 8 Регламента Совета депутатов.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Регламента Совета депутатов (далее — Регламент) депутат, не имеющий возможности присутствовать на заседании Совета депутатов, может передать свой голос другому депутату, письменно информируя об этом Председателя Совета депутатов.
Пунктом 3 ст. 28 Регламента Совета депутатов было установлено, что при тайном голосовании каждому депутату выдаётся лишь один бюллетень по решаемому вопросу. Однако 24 августа 2010 года на заседании Совета депутатов города Юбилейного Московской области депутатом А.М. Абрамовым было предложено изложить указанный пункт в новой редакции: «Депутату, имеющему переданные ему другими депутатами голоса, выдаётся на один бюллетень для тайного голосования больше количества переданных ему другими депутатами голосов». Такого рода изменение Регламента было принято при тайном голосовании большинством голосов. Одновременно обсуждались и другие изменения в Регламент, при этом отдельные из них были приняты, другие же нет.
Пунктом 4 ст. 34 Регламента Совета депутатов установлено, что решения Совета депутатов вступают в силу в порядке, установленным Уставом г. Юбилейного. Однако сам Устав г. Юбилейного не детализирует механизм вступления в силу изменений в Регламент, тем самым, предоставляет право принятия решений по такого рода вопросам самим депутатам.
Таким образом, по завершении постатейного голосования о внесении изменений в Регламент депутатам следовало принять решение о внесении всех принятых изменений в Регламент, а также о порядке вступления в силуэтих изменений(с моментапринятия, либо с определённого дня и или в ином порядке).
Вместе с тем, при голосовании 24 августа 2010 года на заседании Совета депутатов города Юбилейного Московской области по вопросу принятия решения о внесении всех принятых изменений в Регламент, а также о порядке вступления в силуэтих изменений не было принято ни одно из предлагаемых решений (внести с момента принятия, не вносить, не голосовать вообще за внесение).
Таким образом, поскольку 24 августа 2010 года депутаты окончательно не определились с внесением принятых в этом заседании изменений в Регламент, а также с порядком вступления в силу этих изменений, необходимо было на очередном заседании Совета депутатов законным образом разрешить сложившуюся проблему.
Вместо этого в том же заседании Совета депутатов, которое длилось с 15 часов 24 августа 2010 года до начала первого 25 августа 2010 года, явно уставшим депутатам был навязан вопрос (он первоначально не входил в повестку дня) о проведении выборов Председателя Совета депутатов.
При этом, несмотря на то, что в заседании от 24 августа 2010 года депутаты в целом не определились с решением о внесении принятых в этом заседании изменений в Регламент, а также с порядком вступления в силу этих изменений, под давлением части депутатов незамедлительно стала применяться фактически не вступившая в законную силу сомнительная норма о том, что депутату, имеющему переданные ему другими депутатами голоса, выдаётся на один бюллетень для тайного голосования больше количества переданных ему другими депутатами голосов.
В результате вышеизложенного в ночь с 24 на 25 августа 2010 года тайным голосованием всего 11-ю голосами, из которых некоторые были переданы отсутствующими депутатами без какого-либо представления, как же распорядятся их голосами, Председателем Совета депутатов города Юбилейного был избран Б.И. Голубов.
Заявления о передаче своих голосов другим депутатам депутаты городского Совета подавали без указания времени, на которое передаётся голос, а также без указания того, как распорядиться голосом при голосовании по вопросам, рассматриваемым Советом. Тем самым появилась возможность произвольного манипулирования голосами отсутствующих депутатов, что представляется недемократичным и неприемлемым с правовой точки зрения.
Таким образом, ситуация, произошедшая при выборах Председателя Совета депутатов города Юбилейного Московской области, по своей сути нарушает принцип тайного голосования. Указанный принцип означает, что никто, кроме самого гражданина не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и никто не вправе оказывать давление на волеизъявление голосующего. В международном праве этот принцип закреплён в статье 21 Всеобщей декларации прав человека; пункте 7.4 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; статье 5 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств.
На основании вышеизложенного комиссия по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению решила:
1. Признать порядок и результаты выборов Председателя Совета депутатов города Юбилейного Московской области, произошедшие в ночь с 24 на 25 августа 2010 г., недемократичными и юридически сомнительными.
2. Рекомендовать Совету депутатов г. Юбилейного на ближайшем заседании пересмотреть принятые ранее изменения в Регламент Совета депутатов, касающиеся передачи голоса (как при открытом, так и при тайном голосовании).
Председатель комиссии,
Заслуженный юрист Московской области М.Ф. ГАЦКО
От редакции.
Публикуя в нашей газете эту информацию, а также Решение соответствующей комиссии Совета депутатов, мы предварили его рубрикой «Точка зрения», ведь согласно ст. 1 «Свобода массовой информации» действующего Закона РФ «О средствах массовой информации» «...получение, производство и распространение массовой информации... не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством
Российской Федерации о средствах массовой информации». А значит, всякая точка зрения, всякое мнение имеют право на жизнь, если только не разглашают сведений, составляющихгосударственную или иную специально охраняемую законом тайну, не содержат призывы к осуществлению террористической деятельности, других экстремистских материалов (ст. 4 того же Закона).
Редакция воздерживается от комментариев данных материалов.