Как «Единая Россия» создала фракцию в парламенте Королева, не получив на выборах ни одного места
Как в последние годы повелось, на прошедших в октябре выборах «Единая Россия» получила подавляющее большинство мест во множестве региональных парламентов страны. Практически не скрываемая «медвежья» разнарядка, спущенная из высших эшелонов на места: чтобы было не менее 50 процентов депутатских кресел. Например, в Новосибирске.
Уникальными оказались выборы в подмосковном Королеве. «Единая Россия» создала в новом городском
совете самую крупную фракцию, правда, имея меньше половины мест. Но и это, мягко говоря, немало — ведь по результатам выборов от списка «медведей» в горсовет не прошел никто!
Мэр Королева, Александр Морозенко, как сейчас принято, единоросс. Причем серьезный управленец — с небольшим перерывом возглавляет город с 1989 года. Но постепенно кресло, в котором он сидит более двадцати лет, начало развинчиваться. Его очередное переизбрание в 2008 году сопровождалось недовольством горожан случаями применения административного ресурса, копились претензии к нему.
Юрий Луценко, журналист оппозиционной Морозенко городской газеты «Вечерний Королев», рассказал «Новой», что многим королевцам не нравится политика мэра, направленная на развитие города как спального района ближнего Подмосковья, а не как наукограда и центра российской космонавтики. Не нравится им бизнес его сына, состояние ЖКХ, рост наркомании, сильные позиции организованной преступности в городе, недостаток спортивных и культурных учреждений.
В 2009 году на Александра Морозенко завели два уголовных дела, связанные с расходованием бюджетных средств. Королевский мэр неоднократно брал больничный (что горожане увязывали со следственными действиями в отношении него), но акты о плохом состоянии здоровья не мешали Морозенко постоянно проявляться в городском медиапространстве. При этом он продолжает сохранять пост главы города, а Виктор Павлов, которого считают товарищем Морозенко, — во главе городской «Единой России». Оппоненты мэра говорят, что у него протекция то ли со стороны губернатора Московской области, то ли со стороны кого-то в руководстве общероссийской ЕР. Однозначных доказательств ни того, ни другого нет, но свой пост Морозенко сохраняет до сих пор.
Пришло время выборов в городской совет. В Королеве депутаты — только одномандатники. Они могут баллотироваться либо от официальных партий (регистрируются без сбора подписей), либо как самовыдвиженцы, собрав за себя менее сотни подписей, что сделать несложно. Уже в самом совете фракции могут создавать только официальные партии. Город разбит на пять округов, в каждом округе может заявляться сколько угодно кандидатов, первые пять попадают от округа в местный парламент. На последних выборах (в силу ажиотажа) в каждом округе было десятка по четыре кандидатов.
Морозенко на этих выборах нажил себе новую проблему. Почему-то — подробности конфликта не публичны — он рассорился со значительной частью городского бизнеса. В результате за бортом списка, зарегистрированного королевским отделением «Единой России», остались многие влиятельные в городе люди. Не оказавшись в местном «медвежьем» списке, они не отступились от желания заседать в городском парламенте. А потому стали искать другие пути в городскую власть: пошли в местное отделение ЛДПР, а также создали неформальное объединение «За наш любимый город!». Впрочем, кандидаты от этого объединения, состоявшие в «Единой России», партбилеты не сдавали.
Еще один неформальный блок образовался вокруг уже упомянутой газеты «Вечерний Королев», пользующейся авторитетом у местных жителей. Выборы приобрели непривычную по нынешним временам интригу.
Андрей Бузин, эксперт ассоциации «Голос», рассказал «Новой», что на королевские выборы было привлечено необычно много ресурсов. Королев — единственный город на всю страну, где накануне выборов 10 октября изготовителей текстов для кандидатов набирали в Paparazzi — ведущем российском журналистском сообществе «Живого журнала». Кандидаты выпускали печатную продукцию, использовали городские порталы. С выборов неудачно пытались снять Ирину Мореву, лидера «Вечернего Королева». Чуть ли не все участники выборов неоднократно намекали, что их оппоненты — бандиты. Очень может быть, что многим из них можно поверить.
Пиарщица, просившая не указывать ее имя, работавшая на королевских выборах, рассказала «Новой», что словосочетание «команда Морозенко» в городе воспринималось как оскорбительный ярлык. Главные же нарушения, зафиксированные в день голосования, — массовый подкуп люмпенизированных избирателей.
Реальная борьба шла не между официальными партиями, а между «Вечерним Королевом» и движением «За наш любимый город!». В итоге больше всего мест в городском парламенте получило последнее: 11 из 25. КПРФ досталось два места, «Справедливой России» — одно. В совет попали два самовыдвиженца. От «Вечернего Королева» прошли шесть человек. Три жириновца избрались от списка городского отделения партии, три — от блока-победителя. Необычным результатом оказалось то, что из списка королевской «Единой России» (25 человек) не выбрали никого.
Королевская «Единая Россия» проявила благородное негодование и разродилась заявлением о том, что выборы «проходили в обстановке полнейшей вседозволенности. Безудержная ложь, беспрецедентный подкуп избирателей и обман населения в целом — весь арсенал грязных политтехнологий был использован финансовыми кланами, олигархами местного уровня и представителями криминальных структур, так яро стремившимися в городскую власть и почти достигшими своей цели… Строго соблюдая законность, городская партийная организация не могла противопоставить такому натиску циничных и противозаконных технологий результативную систему защиты и оказалась бессильна в противодействии грязным формам политической борьбы». Также королевское отделение ЕР обещало организовать «проверку законности итогов выборов».
Местное отделение КПРФ разродилось заявлением о том, что выборы были «использованы олигархическими и теневыми группировками для формирования подконтрольного им органа представительной власти». «Вечерний Королев» намерен оспаривать в суде итоги выборов в двух округах.
Однако вскоре ЕР вдруг перестала волновать «законность итогов выборов». Потому как на первом же заседании городского совета были сформированы две фракции — ЛДПР (6 членов) и… «Единая Россия» из 9 человек. Причем, напомним, ни один из них не был избран непосредственно от партии.
Понятное дело, региональному предпринимателю уютнее всего в ЕР. Если он идет к какой-то другой политической партии, то чаще всего дело в конфликте с региональными единороссами. Но королевские выборы показали, что в одномандатных выборах единороссам даже и участвовать необязательно — новоизбранный депутат, особенно если он имеет свой бизнес, сам к ним придет.
Александр Литой