«Для первого раза ничего, но не наш уровень», — художественный руководитель театра «Браво» Ульяна Костина непреклонна: идут репетиции нового номера, предстоит много работы. Мальчишки и девчонки в «
Браво» точно знают — прекрасный танец без дисциплины и силы воли невозможен.
Вскоре образцовый музыкальный театр «Браво» превратится в школу театральных искусств, педагоги смогут уделять больше внимания новым отделениям — театрального мастерства и вокала. Для этого оформлены почти все необходимые документы, а коллектив «Браво» постепенно перестраивает свою работу.
— Сейчас у нас три отделения — вокальное, хореографическое и театральное, — рассказывает Ульяна Костина. — Получилось, что вокал и театр — это дети, набранные в этом году, а хореография — театр «Браво», каким его знают много лет. Дети в этом отделении уже профессионалы, остальным предстоит дорасти до их уровня. Конечно, не все ребята сейчас выходят на сцену, первый год они тренируются и нарабатывают мастерство, а главное, пытаются понять, их ли занятие танцы.
Для тех, кто точно знает, что без танцев ему не обойтись, открывается путь к репетициям, фестивалям, концертам и конкурсам.
— В начале учебного года мы объявили о том, что «Браво» — школа театральных искусств, а это значит, что мы сотрудничаем с учреждениями высшего театрального и хореографического образования в Москве и поднимаем планку, — говорит Ульяна. — Всё серьёзно: у нас своя система экзаменов, у детей есть настоящие зачётные книжки, они получают баллы и становятся выпускниками нашей школы. Первый год обучения дети занимаются три раза в неделю, второй год — четыре, а пятый раз — репетиция номеров. Надо сказать, что трудиться в таком режиме желающих немного. Мы часто бываем на фестивалях и видим, что в коллективах из Москвы и области дети часто думают так: пришёл на занятия — значит, ты уже танцор. Не все понимают, что это тяжёлый труд. Есть такое поверхностное отношение: надел костюм, накрасился, вышел на сцену — и сразу артист. Я с этим воюю.
Сегодня в «Браво» постоянно выступают на сцене три группы — «Коппелия», «Бригантина» и «Девчата», на их счету не одно гран-при. Однако чем выше поднимается коллектив «Браво», тем больше проблем на пути.
— У нас очень маленькое помещение, хореографическая студия в ужасных условиях, можно сказать, мы занимаемся танцами без зала, — поясняет художественный руководитель. — Зала, в котором мы могли бы развести свои номера, у нас нет, дети репетируют в небольшом помещении и теряют навык работы на большом пространстве. Недавно мы просили зал в Центре развития творчества детей и юношества, чтобы дети ощутили себя на свободе, поняли, где не хватает выносливости, дыхания. И тогда чётко увидели все свои ошибки. Конечно, необходимо иметь несколько залов, где занятия шли бы параллельно: одни на уроке классики, у других репетиция или специальная гимнастика. Мы арендовали зал в третьей школе, но у детей начались проблемы со спинами, коленками: танцевать на цементном полу, покрытом линолеумом, просто опасно для здоровья.
Ульяна Костина и другие педагоги «Браво» искали выход из этой ситуации, обращались в школы, где можно было устраивать репетиции, однако решить проблему пока не удаётся.
— Видимо, этим должны заниматься на более высоком уровне. Если, конечно, город в нашем коллективе заинтересован, — сказала Ульяна. — А пока мы договорились с Центром развития творчества детей и юношества, чтобы репетировать раз в неделю на их базе. Спасибо им большое!
И всё же несмотря на сложности, у «Браво» новые успехи: дети участвуют в балетных спектаклях прославленного хореографа Вячеслава Гордеева. Увидев, как танцуют в «Браво», Гордеев пригласил их в постановки своей труппы «Русский балет».
— Год назад артисты балета приехали к нам на экзамен и спросили: почему вы не танцуете с нами? И пригласили участвовать в детских сценах балета «Коппелия», — вспоминает Ульяна. — Они танцуют в Московском областном доме искусств. Для детей это огромное событие — настоящий классический балет! Дети побывали за кулисами, были одеты в балетные костюмы, участвовали в спектакле наравне с профессиональными балеринами. Недавно нас пригласили повторно, в апреле премьера балета «Спящая красавица». Наши ребята учат вальс, и речь не об облегчённой классике, а об очень сложных элементах. Я знаю индивидуальные возможности каждого ребёнка: к примеру, этот ученик не сможет выпрямить коленку, как это нужно, если не будет убиваться в зале по три часа, работая с подколенными мышцами. И вдруг я вижу, что он делает сложнейшие вещи в классическом танце… Конечно, это возможно благодаря очень сильному педагогу по классике — Юлии Аркадьевне Шевелёвой. Совместная работа с «Русским балетом» — это её достижение. В конце апреля участие в новой постановке. Для нас это огромный шаг вперёд.
Недавно судьба подарила «Браво» ещё одну интересную возможность — участие в первом Всероссийском благотворительном конкурсе-фестивале хореографических миниатюр Фаины Николаевны Хачатурян.
— Фаина Николаевна — мой педагог, у неё учатся солисты ансамбля Пятницкого, солисты «Берёзки», балета Игоря Моисеева, — говорит Ульяна Костина. — Она позвонила и пригласила нас на свой фестиваль. Помню, как она приезжала к нам на занятия ещё в школу №3, когда мы на кафельном полу показывали бальные танцы. Я думала в тот момент: всё это такая самодеятельность, и что её, профессора ГИТИСа, заслуженного деятеля искусств, заставляет тратить на нас своё время? Она подошла к микрофону и сказала: «За этим коллективом будущее».
И вот спустя годы мы приехали на этот фестиваль. В программе одиннадцать конкурсных блоков, руководители коллективов-участников — заслуженные работники культуры. Дети соревновались со студентами, к примеру, ребятами из Университета культуры. В одиннадцать мы приехали, на сцену вышли в половину шестого.
На фестивале артисты «Браво» показали номер «Витрина» — история сломанных игрушек; «Русь», завоевавшую победу на Дельфийских играх, и новый номер.
— Мы боялись ставить новый номер в конкурс, потому что он совершенно не похож на то, что мы делали раньше, — рассказывает Ульяна. — Поэтому показали его на концерте. Номер называется «Всплеск». Костюмы мы только успели сшить, репетиций в них не было. Осложнялось дело тем, что на голове у девочек были закреплены длиннющие тяжёлые косы, с которыми они работали. Мы планируем показать этот новый номер на «Городских цветах». На фестивале Фаины Хачатурян мы завоевали гран-при.
Руководители «Браво» верят, что впереди у коллектива ещё немало призов.
— Ребята, которые серьёзно, по-настоящему относятся к искусству и делят с нами наши убеждения, могут добиться больших успехов, — говорит Ульяна Костина. — По большому счёту, неважно, в какой линии на сцене стоит ребёнок, — если он хочет оказаться солистом и готов работать, у него всё получится.