Образовательные учреждения города подводят итога прошедшего учебного года. Успехи, достижения, трудности — всё подвергается тщательному анализу. Для Ж.А. Заикиной это и итоги её первого года в «кресле директора»
школы № 1. Только вот год этот был для неё не «учебный» и «сидение в кресле» заменилось «разгребанием» бесконечных сложных проблем. И всё-таки даже со стороны заметно, что школа № 1 (как считают многие, самая «трудная» в Юбилейном) меняется к лучшему.
Об этом наш разговор с Жанной Анатольевной. «Планы — планами, а реальность иная... Всё как-то очень долго: у меня другой темперамент и темп жизни, чем тот, каким жила эта школа... То, что я хотела сделать за год, — не смогла: не получилось «разогнать» школу (как паровоз) до того, чтобы это совпадало с моим темпом, скоростью, с моим внутренним ощущением... Тяжелый, кропотливый рабочий год, когда я каждый день, что-то пересматривала, передумывала, изменяла...», — начало беседы с небольшой грустью, но это только эмоциональное начало. В действительности изменения есть, и в настроении всё-таки оптимизм, желание претворять свои планы и мечты в жизнь.
Эти же чувства преобладают в педагогическом коллективе: и те, кто проработал в школе много лет, и те, кто пришёл в этом году, ощутив новую энергию, поднимают свою работу на другой уровень, поддерживают начинания. «Все, кто сегодня работает в школе, — очень стараются, — отмечает Жанна Анатольевна, — много делают для детей, для школы, для создания её нового имиджа». За это директор благодарна учителям и всем сотрудникам. Основной девиз движения вперёд не изменён — «создать школу, в которой дети учатся во время уроков, а не после — с репетиторами». «Она, как Сизиф, только тащит в гору не один камень, а сотню...», — услышала я в школе уважительную характеристику директора от педагогов. И они её поддержали — это, как мне кажется, одна из главных побед — изменить дух и настрой коллектива.
Ждут в школе новых высокопрофессиональных педагогов. В сентябре приступят к работе математик Елена Валерьевна Воробьёва, выпускница МГУ им. Ломоносова, преподаватель высшей категории, получившая грант Президента РФ в рамках Национальной Программы «Образование», и Анна Александровна Сумки-на — учитель истории и обществознания, победитель областного конкурса «Учитель года». «Приглашаем к себе тех, кто хочет активно работать, внедрять новые программы, кому интересно работать с детьми», — говорит Жанна Анатольевна.
Такие значительные перемены поддержало большинство родителей. Сегодня оформлены и успешно действуют Управляющий совет и Благотворительный фонд развития школы. «Нам он особенно нужен», — уверены здесь. И не только потому, что зданию школы в этом году 50 лет, а потому, что изменились требования к условиям и системе обучения. «В школе должны быть все инновации и новейшие технические средства, которые на сегодняшний день есть в образовании, — говорит Ж.А. Заикина. — Тогда детям будет интересно, тогда мы создадим новую школу».
Речь зашла о новых санитарных правилах и нормах, которые скоро вступят в действие. В них содержится очень много правильных требований, но которые практически не выполнимы в старых зданиях, и главное, на которые государство средства не выделяет. Очень многое в таких условиях ложится на плечи родителей. «Спасибо тем родителям, кто нас поддерживает», — много раз повторяла Жанна Анатольевна в нашей беседе, особо подчёркивая" при этом условие «чтобы родители делали это от души и от сердца», с пониманием не-обходимости и целей. Ей запомнились слова одного папы, сказанные в сентябре на первом родительском собрании: «Если школа хочет стать первой, то мы поможем ей в этом, поддержим во всём». Именно на таких родителей опирается педагогический коллектив, с ними будут решаться все самые трудные задачи. Особенно помогали в этом году школе М.В. Однолеткова, СВ. Амирян, Ю.Н. Шепелев, Т.А. Есакова, Е.В. Семичукова, М.А Мосолова, В .А. Крикунова, И. Г. Шепелева. Спасибо!
Но, пожалуй, самое важное для школы № 1 — изменение настроения и общего духа учеников. Не секрет, что старшеклассники в начале года (да и всё время учёбы вообще) и их родители были уверены: школа — проходной этап, временное пристанище, её надо просто пережить, пересидеть, перетусоваться. Не было мотивации к получению знаний, к занятиям, к хорошим оценкам. Все были уверены в автоматическом получении аттестата. Переломить такие настроения очень сложно. Многое изменилось, когда после пробного ГИА, девятиклассники сами (!) пришли и попросили проведения дополнительных занятий. Это был серьёзный шаг осознания. Все отмечают, что за год во многом поменялись взаимоотношение между детьми и учителями — стали более уважительными с обеих сторон. «Конечно, я не одна это сделала, делали все, что могли, — подчёркивает Жанна Анатольевна. — Весь коллектив старается, чтобы дети учились, чтобы они могли спокойно получить аттестат. Педагоги работали, не считаясь со временем, не глядя на материальную сторону дела. Мы хотим и создадим новую школу — другую, где дети получают качественное образование во время уроков».
Ещё один очень показательный факт этого года — участие команды шестиклассников школы № 1 наравне с командами старшеклассников других учебных заведений в конкурсе-тренинге «Лидерами становятся». Длительную подготовку команды проводила педагог-психолог З.В. Воробьёва. Ребята показали себя с лучшей стороны, очень достойно защищая честь своей школы. И важность этого не сиюминутная, это задел на будущее, мощный эмоциональный всплеск для всех учеников (уже сейчас многие из них выразили желание принять участие в подобных мероприятиях в следующем учебном году), меняющий взгляд на школу и её место в их жизни.
«У нас колоссальные надежды на наших детей — особенно на начальную школу. Именно здесь начинается ребёнок, ученик. Важно вложить в него не только умение учиться, но и основные жизненные установки, начиная от вежливости и уважения к учителю и к старшим вообще», — уверена Зоя Всеволодовна. «У нас замечательные дети, — подтверждает Жанна Анатольевна, — очень радуют будущие восьмиклассники. Сочувствие, понимание, принятие требований педагогов — это уже реальное отношение учителей и учеников».
Предлагают в школе № 1 ученикам и новые пути. Идёт набор на следующий учебный год в экстернат (приглашаются старшеклассники всех образовательных учреждений) — очень востребованный сегодня вид обучения, дающий возможность значительно быстрее пройти курс 10 и 11 класса (конечно, прилагая больше своих собственных усилий) и сосредоточиться на подготовке к конкретным ЕГЭ, которое будет проходить с опытными педагогами по индивидуальной программе.
Ещё одно ожидаемое новшество — экспериментальные группы подготовки к школе малышей (с 4,5 лет), так называемые «группы раннего развития». «Именно с 4,5 лет можно и нужно заниматься в школе с детьми», — уверена учитель младших классов Ирина Вячеславовна Ерёмина — уникальный специалист, которая и возьмёт на себя заботу о дошколятах. Для этого есть условия — несколько свободных помещений, которые будут полностью подготовлены. В частности, создаётся «сенсорная комната» со специальным оборудованием и наполнением (самыми различными предметами) для реализации методов телесно-ориентированной педагогики. Дети будут заниматься со специалистами не только развитием речи, постановкой руки и т.п., т.е. задачами, близкими к учебным. Прежде всего, их пребывание в школе будет направлено на укрепление здоровья, а в занятиях будут преобладать спортивные, развивающие и укрепляющие.
Не скрывает директор и трудностей: «Хотелось бы большей поддержки со стороны Администрации. Конечно, нас поддерживает Глава города В.В. Кирпичёв, но средств не хватает, а помощь нам очень нужна. Кроме того, наша школа ещё является и пунктом проведения ЕГЭ. Для выпускников Юбилейного должны быть созданы хорошие условия с соблюдением всех санитарных требований».
«Проблемы - вселенские, — улыбается Жанна Анатольевна,— но и планов — громадьё... И огромное желание работать». Успехов, Первая!