Новейшие разработки учёных и изобретателей с лёгкостью входят в жизнь, привлекая и покоряя, прежде всего, молодых. Но и развитие самой науки невозможно без притока молодых сил и идей. Перебросить мост интересов в будущее, понятным и доступным языком рассказать и наглядно показать обществу, чем занимаются учёные, как научный поиск улучшает качество жизни, призван Фестиваль науки, уже в 6 раз прошедший в Москве. Его организаторами являются Министерство образования и науки РФ, Правительство города Москвы и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
В этом году Фестиваль собрал около 250 тысяч человек — «от мала до велика» в прямом смысле слова — от дошкольников до пенсионеров. Но, конечно, основные участники Фестиваля — школьники. И среди них большая команда самых любознательных учеников 3—11 классов гимназии № 5 города Юбилейного, руководимая завучем по УВР Е.С. Моливер и педагогом-организатором начальных классов В.А. Глущенко.
Лекции, экскурсии, выставки, экспериментальная работа в самом главном вузе страны — это похоже на фантастическое приключение. Большое впечатление на всех произвела лекция члена-корреспондента РАН и РАМН К.В. Анохина «Память человека: CD или CD-RW». Сложные термины никого не напугали, а материал был не просто интересен, но и очень полезен, особенно для учащихся: они узнали, что такое забывание и как запомнить всё.
Кто-то не мог оторваться от физических опытов (нечасто удаётся «подержать в руках» настоящие молнии), от новых технологий криминалистики, от ваяния из гипса (заодно познавая его свойства). Многие захотели принять участие в настоящем научном исследовании. Ученики 7—8 классов стали биохимиками. «Своими руками» им удалось исследовать собственные ДНК и даже увезти его с собой (конечно, в специальной жидкости) в стеклянном сердечке.
Новые технологии и научные разработки представляли очень многие вузы, даже, на первый взгляд, далёкие от самого понятия — наука. Но современное телевидение и кинематография, создающие виртуальную реальность, не мыслимы без новейших открытий. На Фестивале все смогли опробовать на себе виртуальную реальность, «катаясь» на горных лыжах или управляя спортивным автомобилем.
Гимназисты смогли не только увидеть новое, но и проявить свои знания. Младшие ученики приняли участие в викторине по компьютерной грамотности и выиграли призы.
Что же главное в таких поездках? Атмосфера пра щ ника — «радостные крики, ликующие голоса детей и их родителей» (как написала девятиклассница Настя Шустова), опережающее обучение, когда третьеклассники воспринимают сложную для них информацию, выбор будущей специальности старшеклассниками, ощущение причастности к большой науке...
«Считаю, что такие мероприятия, как Фестиваль науки, помогают привлечь внимание школьников к научному познанию мира, прививают интерес к науке гораздо больше, чем беседы о пользе знаний», -уверена Е.С. Моливер, инициатор и «идейный вдохновитель» многих новшеств в гимназии.
Спасибо Управлению образования, директору гимназии № 5 В.И. Журавель за поддержку таких поездок и всем энтузиастам учителям, не боящимся открывать детям серьёзную науку. И, конечно, продолжение последует — несколько классов уже заказали экскурсии в «Экспериментариум», чтобы поближе познакомиться с физикой. И главное, многие уже сегодня решили — в следующем году мы обязательно поедем на Фестиваль. Ведь наука - это так интересно! Может быть, это и есть путь нашего Юбилейного.
Источник: газета "Спутник"