На информационно-технологическом факультете Королёвского института управления, экономики и социологии (
КИУЭС) прошла защита дипломных проектов выпускников кафедры «Управление и информатика в технических системах» (
ИТУС). Студенты подготовили дипломные проекты по специализации «Управление и информационные технологии в космических системах», с присвоением квалификации — инженер.
Главная особенность подготовки этих выпускников состояла в том, что обучение студентов проходило не только в КИУЭС, но и на базовой кафедре, открытой в НИИ космических систем им. А.А. Максимова (г. Юбилейный). Начиная с четвёртого курса все занятия по специальным дисциплинам, производственная и преддипломная практика и подготовка дипломных проектов проводились непосредственно в аудиториях и лабораториях предприятия. Для чтения лекций и руководства практическими занятиями были привлечены ведущие специалисты НИИ КС.
О новом выпуске инженеров, о специфике подготовки специалистов, о тенденциях в высшем образовании мы беседуем с деканом информационно-технологического факультета КИУЭС Владимиром Белым.
— Владимир Михайлович, и студенты, и преподаватели вздохнули с облегчением: позади самое трудное время — защита дипломных работ. Как вы оцениваете уровень студенческих проектов?
— В рецензиях комиссия отметила актуальность дипломных проектов, значительная часть из которых доведена до практической реализации и используется сотрудниками различных подразделений научно-исследовательского института. При этом наиболее значимые результаты получены в дипломных проектах, посвящённых вопросам управления космическими аппаратами.
По масштабу объектов исследования, степени использования математического инструментария и глубине разработки теоретических и практических вопросов все дипломные проекты, безусловно, различаются. При этом в них прослеживается умение выявлять недостатки и проблемы в области перспективных разработок изделий ракетно-космической техники, желание и возможности устранять выявленные вопросы, используя новые научно-технические решения, современные аналитические и инструментальные методы.
— Что показал опыт открытия базовой кафедры на таком серьёзном предприятии, как НИИ космических систем?
— Кафедра придаёт первостепенное значение сочетанию фундаментального высшего образования и специализации по разрабатываемой на предприятии проблематике. Главным принципом организации учебного процесса кафедры является обеспечение подготовки кадров по приоритетным направлениям, развиваемым на предприятии. При этом основное внимание уделяется организации целевой подготовки студентов, направленной на повышение профессионального уровня, в соответствии с конкретными требованиями, отражающими современные тенденции развития предприятия. Тематика курсовых и дипломных проектов соответствует направлениям его научной и производственной деятельности, что иллюстрируется наименованиями дипломных проектов.
— Помимо более глубокого изучения предметов и приближения к работодателю, что даёт базовая кафедра КИУЭС?
— Открытие базовой кафедры по направлению специализации позволяет открыть в институте аспирантуру, которая даст возможность молодым специалистам повышать своё профессиональное образование на более высоком уровне, участвуя при этом в решении производственных проблем предприятия. Кроме учебного процесса научная деятельность кафедры включает организацию и проведение научных исследовательских и опытно-конструкторских работ преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов, докторантов в рамках научно-исследовательских программ, грантов, инициативных научных проектов и т. п., выполняемых на предприятии. Одна из таких НИР «Информационные коммуникации с использованием низкоорбитальных спутников» разрабатывается при активном участии преподавателей и студентов КИУЭС.
Открытием базовой кафедры Королёвский институт управления, экономики и социологии на практике реализовал требования современности — обеспечил непосредственную связь науки и производства и возможность подготовки так необходимых сегодня молодых специалистов для нужд отрасли. А у студентов появилось больше возможности проявить себя, появилась заинтересованность в изучении «скучной науки», так как они получили доступ к лабораторным испытаниям и к проверке своих знаний на реальных объектах.