Педагог дополнительного образования… Эта женщина с первых минут общения располагает к себе. Доброжелательная, улыбчивая, обаятельная. «Таким, наверное, и должен быть педагог, работающий с дошколятами, — подумалось мне. — Ведь к человеку непозитивному, неулыбчивому малыши не потянутся». Моя собеседница — Екатерина ТИМОХИНА, руководитель объединения групп гармонического развития «
Гномики» ДиКЦ «
Костино».
— Екатерина Юрьевна, как начинались «Гномики»?
— Это было 15 лет назад. Середина 90-х годов — время, когда в массовом порядке закрывались детские сады, и многие малыши были лишены возможности их посещать. В то же время появились семьи, которых не устраивали те образовательные программы, которые предлагались их детям в обычных детских садах. У меня и моих коллег возникла идея создания групп гармонического развития, в которых дети обучались бы по нескольким направлениям — развитие речи, мышления, творческих способностей… Мы открыли несколько групп — для детей от 4 до 7 лет, начали работать. Коллектив у нас подобрался замечательный. Каждый из педагогов приходил в «Гномики» по какой-то своей причине. Кого-то привлекала возможность творческого самовыражения, не ограниченная рамками обязательной программы для ДОУ, кого-то сравнительно свободный график работы… Но всех нас объединило одно — желание делать что-то новое, интересное.
— А как появилось это название — «Гномики»?
— (Улыбается.) Мы долго думали над названием, спорили, предлагали разные варианты. Потом остановились на этом. Мы работаем с детьми, а в нашем представлении дети — это маленькие мудрецы — «гномики»…
— Как строится учебный день ваших «гномиков»?
— Четыре раза в неделю — с понедельника по четверг — дети приходят к нам на занятия. Малыши занимаются с девяти утра до часу дня — в это время включаются и переменки. Обычно в расписании 4 занятия в день. В числе предметов программы — развитие речи, математика, английский, прикладное искусство, изо, ритмика, хор, окружающий мир, физкультура и психология. Причём последний предмет — это, скорее, сплав различных дисциплин, в том числе и обучение ребёнка основам безопасного поведения. Таким образом, мы выстроили комплексную программу обучения. Её главная задача — всестороннее развитие личности ребёнка. Поэтому наши группы называются группами гармонического развития.
— Родители в курсе того, чему обучается их чадо на занятиях?
— С родителями мы работаем в тесном контакте. Информация о темах проведённых занятий появляется на наших стендах каждый день. Если это творческие занятия, родители в этот же день могут увидеть результат — рисунок, поделку, аппликацию… А ещё мы проводим «Недели открытых уроков», когда родители, бабушки, дедушки могут прийти на любое занятие и посмотреть, как занимается их малыш.
— В нашем городе есть несколько детских центров, работающих по программам дошкольного образования — конкуренция в этой сфере достаточно высокая. Что отличает ваши «Гномики» от других клубов, организаций, центров?
— У нас прекрасная материально-техническая база — мы находимся в ДиКЦ «Костино». Для занятий нам выделены просторные помещения, в которых мы постарались создать уютную атмосферу, оборудовав красивой детской мебелью, игрушками. Часто обращаемся за помощью к коллегам при проведении каких-то наших мероприятий, праздников. Например, когда готовилось «Большое космическое путешествие», нам предоставили лазерную установку, костюмы для инопланетян. И не только для этого спектакля — практически все костюмы педагогам для создания образов сказочных героев предоставляет администрация ДиКЦ. Думаю, что праздники — это и есть наша изюминка — ведь они проходят интересно, ярко, необычно. Мы готовим оригинальные сценарии. Мини-спектакли «Заячья избушка», «Морозко», «Царевна-лягушка на новый лад», мюзикл «Кошкин дом» и другие очень запомнились и полюбились детям и родителям. В действо обязательно вовлекаем и тех, и других — малыши разучивают роли, родители помогают готовить костюмы. Я убеждена, что по-настоящему ребёнку запоминается только тот праздник, в котором сам принимал участие, а не просто присутствовал в качестве зрителя.
Наши «Гномики» активно участвуют в общегородских мероприятиях — выступаем со стихами на концертах к Дню матери, 23 февраля, 8 Марта, Дню пожилого человека... Есть у нас и выездные мероприятия — в Музей сказки, планетарий на станции юных техников и другие.
Ещё один аспект обязательно хотелось бы отметить — если в других образовательных центрах педагоги работают по большей части автономно, наш коллектив трудится как единый организм, коллеги всегда готовы прийти на помощь, подставить плечо, заменить друг друга, если это бывает нужно.
— Екатерина Юрьевна, с дошколятами дано работать не всем. Что повлияло на ваш выбор профессии?
— Моя мама работала воспитателем в детском саду, и, сколько я себя помню, много времени проводила рядом с ней, с её воспитанниками: после школы — к маме на работу. Пока у детей был тихий час, я учила уроки, потом играла с ними. Поэтому проблемы с выбором профессии у меня не было: я хотела быть только воспитателем! По окончании школы начала работать в детском саду и параллельно получила образование в Московском государственном заочном педагогическом институте.
— «Гномикам» в этом году исполнилось 15 лет. Что в планах?
— По большому счёту, та система, по которой работают наши педагоги, себя оправдала — мы видим результат своего труда. И тем не менее, мы постоянно чему-то учимся, следим за новыми технологиями, пробуем, внедряем. Находимся в постоянном творческом поиске. А наши воспитанники учатся познавать мир, приобретают друзей, приобщаются к искусству. В «Гномиках» мы стремимся создать условия для гармоничного развития малыша. Думаю, что главное для ребёнка-дошкольника — внутренний комфорт, психологическая уравновешенность, ведь с этим тесно связаны его физическое здоровье и душевное благополучие.