Впервые об идеи создания в нашем городе – наукограде научно-образовательного комплекса заговорили около десяти лет назад, однако ни само общество, ни существующая на тот момент законодательная база к этому не были готовы.
Но были люди, которые ни на минуту не сомневались в правильности выбранного направления. В их числе ректор Королёвского института управления, экономики и социологии, доктор педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Татьяна Старцева, стоявшая у истоков создания данного института и возглавляющая его почти 10 лет.
— Татьяна Евгеньевна, а как вообще возникла идея создания в Королёве научно-образовательного комплекса и какая роль здесь отведена КИУЭС?
— Изначально идея создания такого комплекса была продиктована необходимостью поддержки и развития научно-образовательной и инновационной деятельности города как наукограда России. Тогда в 2001 году было принято решение администрации города о начале работы по созданию научно-образовательного комплекса, базовым учреждением высшего профессионального образования в котором должен был стать Королёвский институт управления, экономики и социологии.
Становление института происходило не в самое удобное время для развития науки и экономики в целом.
Но программа развития наукограда предполагала использование имеющегося научного потенциала предприятий города и создание благоприятных условий и механизмов, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на современном рынке труда, способных сохранить и приумножить лучшие традиции научно-производственного комплекса нашего города.
В результате совместной работы с ЦНИИмашем в институте был создан ситуационный центр с системой трёхмерной визуализации изображения, которая используется в практической деятельности. Это программное обеспечение и оборудование позволяют сегодняшним студентам не по учебникам, а в реальной действительности познакомиться с методами работы одного из ведущих предприятий города.
И конечно, данное оборудование с успехом используется в учебном процессе, для проведения видеоконференций, семинаров, лекций и дистанционного обучения.
Мы постоянно ощущали поддержку администрации города, бизнес-сообщества. Всё техническое оснащение института было обеспечено в рамках программы развития города как наукограда.
На территории института и внутри здания установлены общественные точки доступа в Интернет. Аудитории оснащены современным оборудованием, позволяющим использовать мультимедийные технологии во всех аспектах учебной деятельности.
Конечно, не всё получалось сразу. Были и трудности, без которых, наверное, невозможно обойтись при создании такого сложного организма, как образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Но мы сумели создать коллектив единомышленников, одержимых одной целью: создать конкурентоспособный институт, достойный наукограда России, способный стать надёжным фундаментом для строительства единого научно-образовательного комплекса в Королёве.
— Как известно, КИУЭС создавался как муниципальное образовательное учреждение. Но сейчас он находится в областном подчинении. Не изменило ли это задачи, которые должен решать институт?
— Да, за годы, прошедшие от принятия решения по созданию в городе научно-образовательного комплекса, наш институт из муниципального образовательного учреждения вышел на региональный уровень, получив статус государственного учреждения высшего профессионального образования. Это произошло в декабре 2005 года в соответствии с изменениями федерального законодательства.
Но главным для нас в то время было развитие нашего института, его движение вперёд через применение новых образовательных технологий, привлечение талантливых преподавателей, научных работников королёвских предприятий, укрепление материально-технической базы института.
Мы участвовали в региональных и международных проектах, побеждали на конкурсах и выставках.
Всё это способствовало завоеванию авторитета института среди населения города. Сегодня у нас обучается более 3000 студентов, и основная их составляющая — жители нашего города.
Из 209 преподавателей КИУЭС — 44 доктора наук и 96 кандидатов наук. Большая часть из них также жители Королёва, ранее работавшие или продолжающие научную деятельность на предприятиях города и в вузах Москвы и Подмосковья.
Таким образом, наш институт, независимо от ведомственной принадлежности, продолжает выполнять функцию связующего звена между молодёжью Королёва и профессиональными научными кадрами градообразующих предприятий, обеспечивая преемственность интеллектуального опыта старшего поколения королёвцев.
Наши студенты активно участвуют в жизни нашего города, чтут и приумножают его традиции.
— Что предпринимает КИУЭС для развития сотрудничества с предприятиями ракетно-космической отрасли?
— Благодаря тесному сотрудничеству с градообразующими предприятиями наукограда, КИУЭС с 2008 года ведёт планомерную и целенаправленную работу по созданию базовых кафедр. Так, в настоящее время такие кафедры открыты на четырёх ведущих предприятиях города: ОАО «НПО измерительной техники», корпорации «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Композит», НИИ космических систем.
В 2010 году был произведён первый выпуск специалистов в области управления и информатики в технических системах с помощью высокопрофессиональных специалистов НИИ космических систем, работающих на базовой кафедре института.
Пользуясь случаем, я хочу сказать слова искренней благодарности руководителям предприятий, начавших сотрудничество с нами. Мы благодарны им за доверие, понимание и поддержку. Ведь очень непросто было организовать на реальном производстве учебные аудитории и подобрать творческих высокопрофессиональных специалистов, способных передать свои знания и опыт сегодняшним студентам, а в будущем — работникам этих предприятий.
— Недавно в соответствии с федеральным законом №217 высшим учебным заведениям было разрешено создавать малые инновационные предприятия. Какие возможности для КИУЭС вы видите в этой перспективе?
— Действительно, в этом году КИУЭС создаёт первые три малых предприятия, так называемые МИПы. Учредителями этих предприятий являются институт, а также преподаватели и студенты института. Важная особенность этих предприятий заключается в том, что они создаются в целях практического применения в производстве бизнес-результатов интеллектуальной деятельности сотрудников и студентов института. Поэтому эти предприятия и называются инновационными.
Результаты интеллектуальной деятельности — это те наработки, которые создал институт в результате выполнения научно-исследовательских работ, а также в процессе педагогической деятельности. К таким результатам относятся изобретения, полезные модели, промышленные программы для ЭВМ, оригинальные методики, программы и другое.
Создание и развитие МИПов открывают большие возможности как для института, так и для студентов:
- всё новое и полезное, что создано в институте, внедряется в производство, в бизнес, находит своего потребителя. В этом состоит решение важной общественной задачи;
- в институте создаётся атмосфера стремления к новому, к выработке новых идей, поиску новых решений, их коммерциализация. Коллектив нацеливается на творческую активность, на развитие института;
- студенты решают важный для себя вопрос трудоустройства. Кроме того, у них формируется активная жизненная позиция. Они приобретают и развивают навыки предпринимательской деятельности.
Эти МИПы служат площадкой для обучения и тех студентов, которые не принимают в их работе непосредственного участия, например, для прохождения практики.
Работу по созданию МИПов мы будем продолжать и всячески поддерживать творческую инициативу студентов и преподавателей.
Уже в следующем учебном году совместно с градообразующими предприятиями мы планируем создать студенческое конструкторское бюро, малое инновационное предприятие «Королёв¬ские студенческие спутники». Кроме того, мы входим в партнёрство тридцати ведущих вузов, что позволило организовать на базе НИЦПРО в Мытищах научно-образовательный центр «Экоресурс». На очереди — создание ещё одного центра (а впоследствии — малого инновационного предприятия) «Информационные технологии», в котором КИУЭС будет играть ведущую роль.
— Каким научно-исследовательским работам ваш институт уделяет наибольшее внимание?
— КИУЭС активно участвует в научно-исследовательской и инновационной деятельности. В качестве основных направлений научных исследований, проводимых в институте, можно назвать:
- проблемы регионального управления;
- проблемы региональной финансовой и налоговой политики;
- проблемы региональной экономики;
- информатизация социально-экономического развития региона.
Результаты проведённых исследований широко обсуждаются на таких ежегодных мероприятиях, как: конференция молодых учёных; День науки; научная конференция студентов «Ресурсам области — эффективное использование»; научная конференция аспирантов «Инновационные аспекты социально-экономического развития региона», межвузовская научная конференция.
Среди реализуемых в КИУЭС инновационных проектов следует отметить:
- «Низкоорбитальные студенческие спутники»;
- Пилотный проект, разрабатываемый по заданию Министерства экономики Московской области «Обеспечение реализации региональной программы поддержки малого и среднего предпринимательства»;
- Участие, совместно с ведущими вузами Москвы, в разработке и реализации программы «ГЛОНАСС – ОБРАЗОВАНИЕ», и др.
— Описанные шаги на пути к интеграции образования, промышленности и бизнеса и есть тот самый каркас, вокруг которого должен наращиваться научно-образовательный комплекс города?
— Не совсем. Научно-образовательный комплекс — это, прежде всего, единое образовательное пространство, дающее возможность получать образование разных уровней и разных направлений. Образование через всю жизнь.
В нашем городе есть все необходимые звенья этой цепи. Есть прекрасные образовательные учреждения всех уровней, профессиональные учителя и преподаватели. Есть высочайший научно-производственный потенциал предприятий, созданный не одним поколением королёвцев.
Сегодня, когда идёт модернизация образования, когда возросла потребность молодёжи в качественном образовании, мы должны объединиться для координации наших действий во благо развития нашего города.
По идее инициаторов создания научно-образовательного комплекса Королёвский институт управления, экономики и социологии был определён как базовое учреждение высшего профессионального образования. Начало положено.
Мы создали эту базу. Осталось совсем немного для реализации проекта в целом — желание и понимание всех его предполагаемых участников. Без движения вперёд нет развития. А дорогу осилит идущий.