Королёв одним из первых в России получил статус наукограда. Это звание
не только признание заслуг города, но и оценка его потенциала. И одной
из форм реализации этого потенциала являются наукоградские
программы.
До недавнего времени деньги, выделяемые на эти программы, шли
в том числе и на осуществление
инновационных проектов. Но с 2006 года
все средства стали направляться исключительно на развитие
инфраструктуры города. Тем не менее наукоградские программы продолжают
развиваться. Происходит это иногда даже не благодаря, а вопреки.
Впрочем, как и многое в нашей жизни. Надо понимать такую вещь:
сложности выполнения наукоградских программ — это не чисто королёвская
проблема. Она носит системный и общефедеральный характер. И всё же
многое из того, что было задумано по наукоградским программам и
реализации инновационных проектов, было сделано. Иными словами, деньги,
которые направлялись на эти проекты, привели к определённому
результату. О том, как это происходило и что из этого получилось,
Георгий ЯНС беседовал с гостями передачи на «Королёв-ТВ» — начальником
Управления администрации города Михаилом СИМОНОВЫМ, генеральным
директором ООО «
ИПРОВЭН» Сергеем ХУДЯКОВЫМ и генеральным директором ЗАО
«
Инкар-М» Олегом ДАШКО.
Г.Я. Какие суммы и на какие конкретно инновационные проекты были потрачены до 2006 года?
М.С. В соответствии с законодательством, которое
регламентировало реализацию программы наукограда, в том числе и
развитие Королёва как наукограда, выделение средств планировалось на
три направления — инженерная, социальная и инновационная инфраструктуры
и собственно на реализацию инновационных проектов. Соответственно на
реализацию инновационных проектов в нашей программе, которая
осуществлялась с 2002-го по 2006 год, было предусмотрено 16%
финансирования. Мы получили средства из федерального, областного и
местного бюджетов, и консолидированный бюджет программы составлял чуть
больше полутора миллиардов рублей. По планам, которые были включены в
ежегодные перечни мероприятий, предусматривалось выделить чуть меньше
240 миллионов рублей на реализацию инновационных проектов. По факту
удалось реализовать менее половины — 107 миллионов рублей, в связи с
тем что законодательство серьёзно изменилось.
Одним из проектов была организация серийного выпуска
фрикционных дисков и авиатормозов на базе высокотехнологического
производства углерод-углеродных композитных материалов. Это ноу-хау
было разработано на нашем предприятии ОАО «
Композит». Следующим
серьёзным проектом была разработка и организация производства
энергоустановок на основе топливных элементов. В рамках программ
наукограда был профинансирован проект по созданию производства,
изготовлению многослойных плёнок. С этим производством была связана
громкая история. Но, как вы верно сказали, не благодаря, а вопреки это
производство работает. Ещё один проект — создание производства
инвалидных кресел-колясок в рамках мероприятия по обеспечению
комфортных условий жизни для инвалидов с различными видами заболеваний.
Совместно с
ЗЭМ РКК «Энергия» был профинансирован проект по созданию
новых видов транспортных средств и электрического оборудования. Вот
основные серьёзные проекты, которые были профинансированы. К сожалению,
два из этих проектов мы вынуждены были остановить, что называется, на
взлёте. Один из них — упомянутый проект по разработке и организации
производства энергоустановок. Мы его смогли профинансировать менее чем
на 50% от запланированного. Проект имел срок реализации больше, чем
один год. В 2005 году мы его профинансировали, но в 2006-м
финансирование было остановлено.
Г.Я. Думаю, руководители этих проектов лучше нас с вами расскажут, что произошло.
О.Д. Это была очень короткая программа, занимались мы ею
всего один год. В чём был её смысл? Некоторые считают, что инвалидных
колясок должно быть немного и все они должны быть одинаковыми. Но
из-за огромного количества видов болезней вариантов колясок — масса. И
вот мы вместе с Комитетом социальной защиты Московской области
разработали гамму таких вариантов колясок, сделали под них
технологическую оснастку, сертифицировали все коляски, получили
регистрационные удостоверения, лицензию на право производства.
Когда мы разработали эту гамму и начали готовить серийное
производство, произошёл некий казус. Ранее закупки произведённых нами
колясок осуществлял Комитет
социальной защиты. Но затем эти полномочия
передали
ФСС — Фонду социального страхования. Вышел закон, который
говорит, что все закупки и распределение колясок будет проходить через
аукционы. В общем-то, это неплохо. Но то, как проводятся эти аукционы,
— страшное дело. Почему? При закупке колясок на аукционе основным
критерием является цена. Всё. Больше ничего никого не интересует. И ФСС
нужно за меньшие деньги закупить и раздать максимальное число колясок.
Что важно для инвалида? Чтобы была хорошая управляемость коляской,
высокая манёвренность, коляска должна быть как можно легче. Важен также
пробег. Вот сравним самую хорошую немецкую коляску и нашу. В России
только наше предприятие производит электрические коляски, которые,
несмотря на все технические достижения, стоят, к примеру, 50 тысяч
рублей. А что происходит? Закупаются электрические китайские коляски,
которые стоят 30 тысяч рублей. Но они быстро выходят из строя.
Г.Я. Правильно я понимаю, что ваши коляски в производство так и не пошли?
О.Д. Мы их выпускаем. Но в ограниченных количествах,
хотя могли бы обеспечить Россию этим транспортом полностью. Всё же
российский ФСС мудро поступил: они прислушались к мнению общества
инвалидов, людей с ограниченными возможностями и провели конкурс с
учётом тех специфических характеристик колясок, которые они хотят
закупать. В результате наша коляска выиграла этот аукцион. Теперь мы
должны обеспечить все регионы России, а их 86, нашими колясками.
Г.Я. Какие перспективы вы видите для вашего производства?
О.Д. Всё зависит от законов, которые будут приниматься в
нашей стране. Если государство будет предоставлять широкие возможности
для недобросовестных производителей, которые поставляют некачественные
товары на российский рынок, и не будет оценивать качество тех товаров,
которые поступают, то ситуация будет плачевная. Конкурировать с
китайцами, с теми колясками, которые они производят, невозможно. Общее
количество необходимых России колясок — 60 тысяч. А мы выиграли конкурс
на 6-8 тысяч. Всё остальное — Китай. Выжить можно, но развиваться —
нет. А ведь мы каждый год выдаём на рынок какую-то новую продукцию…
Г.Я. Сергей Андреевич, может быть, вы что-то более
оптимистическое нам расскажете — о своих инновационных разработках,
которые вошли в жизнь?
С.Х. Более сорока лет назад, начиная с 67-го года, в РКК
«
Энергия» велись работы по созданию энергоустановок на основе так
называемых топливных элементов, работающих на водороде и кислороде,
прежде всего для советской лунной экспедиции. Впервые в России были
созданы топливные элементы. Это были 1967—1972 годы. За четыре года с
нуля в Советском Союзе были созданы установки нового типа, по
характеристикам не хуже американских. С 1976-го по 1991—1992 годы были
созданы новые энергоустановки для космического корабля «Буран». Но
программу закрыли, хотя у нас всё было отработано и испытано. РКК
«Энергия» затем создала энергоустановки, работающие на водороде и
кислороде, а потом на водороде и воздухе для легковых автомобилей по
заказу «АвтоВАЗа». Но в дальнейшем работы были приостановлены.
Г.Я. То есть опять недалеко уехали…
С.Х. В начале 2004 года я обратился к
Главе города
Александру Морозенко с предложением включить нас в наукоградскую
программу. Он объяснил, что столь крупная организация, как РКК
«Энергия», нецелесообразна в таком формате проекта: деньги выделяют
небольшие, мобильность не та. Поэтому он рекомендовал создать малую
структуру при РКК «Энергия» и активно помогал нам в её организации. Это
был самый крупный проект от города, примерно на 90 миллионов рублей на
два с половиной года. Чтобы создать энергоустановку, работающую на
водороде и — подчёркиваю — воздухе, для общечеловеческих задач. Это
выработка тепловой энергии для коттеджей, для отдалённых районов, где
нужны электроэнергия и тепло. Эта конструкция экологически чистая,
бесшумная и с высоким коэффициентом полезного действия. Такая установка
фактически не требует специального обслуживания. Установку мы за год с
небольшим изготовили, и её экспериментальный образец работал несколько
лет. Следующий этап, который, к сожалению, не был профинансирован, —
изготовление двух опытно-промышленных установок, которые мы по плану
предполагали поставить в учреждениях нашего города или Московской
области. Например, в родильном отделении, операционной.
Г.Я. В принципе, несмотря на то что финансирование чисто
по наукоградским программам прекратилось, сами разработки продолжались?
С.Х. В настоящее время мы, две небольшие организации,
работаем по программе Правительства Москвы по созданию экологически
чистого транспорта на основе суперновых аккумуляторных батарей,
мотор-колёс, суперконденсаторов. И дальше предполагается
энергоустановка на основе топливных элементов. Эта программа
финансируется, и мы по ней активно работаем.
Г.Я. И когда такой автомобиль будет?
О.Д. В первом квартале следующего года мы запускаем
первый автомобиль — шестиместную прогулочную машину — лёгкое
транспортное средство для закрытых зон. Готовим его для Олимпиады.
Делаем сейчас вторую машину — микроавтобус типа «Газели» для перевозки
14 пассажиров.
Г.Я. Правильно я понимаю, что в следующем году мы сможем в Королёве ездить на ваших автомобилях?
О.Д. Мы делаем ходовой макет, который должны выпустить в
первом квартале следующего года. К концу 2010 года выпускаем опытный
образец, полный комплект документации для передачи на серийный завод.
Г.Я. Масштабы вселенские. Но какая выгода городу от этих проектов?
О.Д. Вот все сейчас кричат: кризис! Везде идут
сокращения. У нас на предприятии, наоборот, был набор сотрудников,
чтобы справиться с фронтом работ. Если программы интересные и они
обладают мировой новизной, их можно осуществлять. Причём приходят люди
квалифицированные. Это реализация того самого интеллектуального
потенциала, о котором так часто говорится. Судите сами, у нас
международных патентов более тридцати.
Г.Я. Выгода видна: рабочие места, реализация интеллекта…
О.Д. Вы посмотрите, чем город занимается? Торговлей.
Надо же реализовывать наши возможности. Вот к нам парнишка молодой
пришёл: написал кандидатскую, теперь защищает докторскую…
М.С. Я изнутри знаю саму проблематику наукограда и тех
проверок, которые прошли. К сожалению, даже специалисты Счётной палаты,
проводя проверку для оценки аудита эффективности вложенных бюджетных
средств, до конца не поняли, в чём эта прямая эффективность. Перед нами
не было задачи вложить бюджетные средства и получить отдачу, как это
делается в торговле. Главой города была принята такая схема: основные
средства мы сориентировали на поддержку тех инновационно активных
предприятий, которые имели серьёзный задел и на базе которых можно было
создать высокотехнологичные небольшие современные предприятия,
производства. Это рабочие места для высококвалифицированных
специалистов, которые способны работать над ноу-хау. Это и налоговые
поступления от перспективного развития этих производств. Со следующего
года мы это почувствуем уже в цифрах по ОАО «
Королёвская упаковка», где
в настоящее время налажено полномасштабное производство. А далее —
веерное расширение спектра тех инноваций, которые реализуются. И это
будет лучшим доказательством того, что космическая столица страны
живёт.
Г.Я. Вы рассказываете о таких удивительных проектах. А
ведь есть те, кто на всю страну заявляет, что Королёв «порочно»
использует финансы наукограда…
О.Д. Не знаю, насколько компетентны представители
Счётной палаты, которые занимались проверкой, я с ними не
контактировал, потому не знаю. Но глубины в их подсчётах нет. Они не
пришли ни на одно производство, не посмотрели, какие транспортные
средства мы вместе с ЗЭМом сделали. Никто глубокий анализ не проводил.
Видят, что коляски не выпускаются. А почему — не разобрались. Ведь не
по нашей вине, а потому что государство их не закупает.
Г.Я. А ведь были громкие заголовки в адрес Главы города из серии «Упаковал королёвские миллионы».
М.С. К сожалению, слишком много формализма было в работе
проверяющих органов. По формальным признакам с ними очень сложно
спорить. Но, несмотря на это, мы пришли с проверяющими инстанциями к
определённому консенсусу: бюджетные средства использованы по целевому
назначению. Эффективность можно оценивать по-разному, но уже понятно,
что эти производства работают, они развиваются, научные коллективы
сохранены, цели, поставленные в рамках инновационных проектов, тоже
полностью достигнуты. И те результаты, которые планировались в рамках
выделенных средств, получены. Факты налицо.
Г.Я. Вот мы говорили, что всё делается вопреки. А когда же будет благодаря? Когда будут подвижки в законодательстве?
М.С. Такое положение дел не устраивает не только
Королёв, но и все наукограды страны и все муниципальные образования с
высоким уровнем развития научно-поизводственного комплекса. Поэтому
сейчас ведётся большая работа по доработке законодательства, чтобы то,
что делалось вопреки, вернуть в рамки правового поля, облегчить работу
такого рода предприятий, вернуть возможность финансирования проектов —
именно инновационных — в рамках программы наукограда. В Госдуме больше
года существует рабочая группа. Представитель администрации города
вошёл в её состав, так как создание этой группы — результат нашей
инициативы. Доработан 131-й закон, в котором развита глава об
особенностях организации местного самоуправления муниципальных
образований, наделённых статусом наукограда. Там будет большой блок
дополнительных вопросов. Сейчас разработан и проходит стадию
согласования Закон Московской области о наукоградах, который более
подробно прописывает процедурные вопросы, связанные с реализацией
полномочий муниципального образования, привязанных к этому статусу.
Полагаю, что после принятия вышеназванных нормативных актов это
воплотится в документы, которые позволят регламентировать процедуру, и
мы вернёмся к нормальному порядку реализации полномочий наукограда.