Понедельник, 23.12.2024, 00:53
 Категории
Новости сайта [96]
о жизни ресурса...
Новости г. Юбилейный [1383]
все события Юбилейного
Новости г. Королёв [4706]
все события Королёва
Интервью [209]
с известными людьми
Персона [44]
об интересных людях города
Афиши и расписания [121]
мероприятий и событий
Новости МО [23]
новости Московской области
Новости ЮБиКа [0]
лучшие новости недели
 Реклама

Реклама на сайте
 Новости
 Сохранить в соцсети


Новости города Королёв
Главная » Новости городов » Интервью » 2009 » Август » 7

Интервью - инновационные проекты предприятий Королёва-наукограда!

21:12
   Королёв одним из первых в России получил статус наукограда. Это звание не только признание заслуг города, но и оценка его потенциала. И одной из форм реализации этого потенциала являются наукоградские программы.
    До недавнего времени деньги, выделяемые на эти программы, шли в том числе и на осуществление инновационных проектов. Но с 2006 года все средства стали направляться исключительно на развитие инфраструктуры города. Тем не менее наукоградские программы продолжают развиваться. Происходит это иногда даже не благодаря, а вопреки. Впрочем, как и многое в нашей жизни. Надо понимать такую вещь: сложности выполнения наукоградских программ — это не чисто королёвская проблема. Она носит системный и общефедеральный характер. И всё же многое из того, что было задумано по наукоградским программам и реализации инновационных проектов, было сделано. Иными словами, деньги, которые направлялись на эти проекты, привели к определённому результату. О том, как это происходило и что из этого получилось, Георгий ЯНС беседовал с гостями передачи на «Королёв-ТВ» — начальником Управления администрации города Михаилом СИМОНОВЫМ, генеральным директором ООО «ИПРОВЭН» Сергеем ХУДЯКОВЫМ и генеральным директором ЗАО «Инкар-М» Олегом ДАШКО.

    Г.Я. Какие суммы и на какие конкретно инновационные проекты были потрачены до 2006 года?
    М.С. В соответствии с законодательством, которое регламентировало реализацию программы наукограда, в том числе и развитие Королёва как наукограда, выделение средств планировалось на три направления — инженерная, социальная и инновационная инфраструктуры и собственно на реализацию инновационных проектов. Соответственно на реализацию инновационных проектов в нашей программе, которая осуществлялась с 2002-го по 2006 год, было предусмотрено 16% финансирования. Мы получили средства из федерального, областного и местного бюджетов, и консолидированный бюджет программы составлял чуть больше полутора миллиардов рублей. По планам, которые были включены в ежегодные перечни мероприятий, предусматривалось выделить чуть меньше 240 миллионов рублей на реализацию инновационных проектов. По факту удалось реализовать менее половины — 107 миллионов рублей, в связи с тем что законодательство серьёзно изменилось.
    Одним из проектов была организация серийного выпуска фрикционных дисков и авиатормозов на базе высокотехнологического производства углерод-углеродных композитных материалов. Это ноу-хау было разработано на нашем предприятии ОАО «Композит». Следующим серьёзным проектом была разработка и организация производства энергоустановок на основе топливных элементов. В рамках программ наукограда был профинансирован проект по созданию производства, изготовлению многослойных плёнок. С этим производством была связана громкая история. Но, как вы верно сказали, не благодаря, а вопреки это производство работает. Ещё один проект — создание производства инвалидных кресел-колясок в рамках мероприятия по обеспечению комфортных условий жизни для инвалидов с различными видами заболеваний. Совместно с ЗЭМ РКК «Энергия» был профинансирован проект по созданию новых видов транспортных средств и электрического оборудования. Вот основные серьёзные проекты, которые были профинансированы. К сожалению, два из этих проектов мы вынуждены были остановить, что называется, на взлёте. Один из них — упомянутый проект по разработке и организации производства энергоустановок. Мы его смогли профинансировать менее чем на 50% от запланированного. Проект имел срок реализации больше, чем один год. В 2005 году мы его профинансировали, но в 2006-м финансирование было остановлено.

    Г.Я. Думаю, руководители этих проектов лучше нас с вами расскажут, что произошло.
    О.Д. Это была очень короткая программа, занимались мы ею всего один год. В чём был её смысл? Некоторые считают, что инвалидных колясок должно быть немного и все они должны быть одинаковыми. Но из-за огромного количества видов болезней вариантов колясок — масса. И вот мы вместе с Комитетом социальной защиты Московской области разработали гамму таких вариантов колясок, сделали под них технологическую оснастку, сертифицировали все коляски, получили регистрационные удостоверения, лицензию на право производства.
    Когда мы разработали эту гамму и начали готовить серийное производство, произошёл некий казус. Ранее закупки произведённых нами колясок осуществлял Комитет социальной защиты. Но затем эти полномочия передали ФСС — Фонду социального страхования. Вышел закон, который говорит, что все закупки и распределение колясок будет проходить через аукционы. В общем-то, это неплохо. Но то, как проводятся эти аукционы, — страшное дело. Почему? При закупке колясок на аукционе основным критерием является цена. Всё. Больше ничего никого не интересует. И ФСС нужно за меньшие деньги закупить и раздать максимальное число колясок. Что важно для инвалида? Чтобы была хорошая управляемость коляской, высокая манёвренность, коляска должна быть как можно легче. Важен также пробег. Вот сравним самую хорошую немецкую коляску и нашу. В России только наше предприятие производит электрические коляски, которые, несмотря на все технические достижения, стоят, к примеру, 50 тысяч рублей. А что происходит? Закупаются электрические китайские коляски, которые стоят 30 тысяч рублей. Но они быстро выходят из строя.

    Г.Я. Правильно я понимаю, что ваши коляски в производство так и не пошли?
    О.Д. Мы их выпускаем. Но в ограниченных количествах, хотя могли бы обеспечить Россию этим транспортом полностью. Всё же российский ФСС мудро поступил: они прислушались к мнению общества инвалидов, людей с ограниченными возможностями и провели конкурс с учётом тех специфических характеристик колясок, которые они хотят закупать. В результате наша коляска выиграла этот аукцион. Теперь мы должны обеспечить все регионы России, а их 86, нашими колясками.

    Г.Я. Какие перспективы вы видите для вашего производства?
    О.Д. Всё зависит от законов, которые будут приниматься в нашей стране. Если государство будет предоставлять широкие возможности для недобросовестных производителей, которые поставляют некачественные товары на российский рынок, и не будет оценивать качество тех товаров, которые поступают, то ситуация будет плачевная. Конкурировать с китайцами, с теми колясками, которые они производят, невозможно. Общее количество необходимых России колясок — 60 тысяч. А мы выиграли конкурс на 6-8 тысяч. Всё остальное — Китай. Выжить можно, но развиваться — нет. А ведь мы каждый год выдаём на рынок какую-то новую продукцию…

    Г.Я. Сергей Андреевич, может быть, вы что-то более оптимистическое нам расскажете — о своих инновационных разработках, которые вошли в жизнь?
    С.Х. Более сорока лет назад, начиная с 67-го года, в РКК «Энергия» велись работы по созданию энергоустановок на основе так называемых топливных элементов, работающих на водороде и кислороде, прежде всего для советской лунной экспедиции. Впервые в России были созданы топливные элементы. Это были 1967—1972 годы. За четыре года с нуля в Советском Союзе были созданы установки нового типа, по характеристикам не хуже американских. С 1976-го по 1991—1992 годы были созданы новые энергоустановки для космического корабля «Буран». Но программу закрыли, хотя у нас всё было отработано и испытано. РКК «Энергия» затем создала энергоустановки, работающие на водороде и кислороде, а потом на водороде и воздухе для легковых автомобилей по заказу «АвтоВАЗа». Но в дальнейшем работы были приостановлены.

    Г.Я. То есть опять недалеко уехали…
    С.Х. В начале 2004 года я обратился к Главе города Александру Морозенко с предложением включить нас в наукоградскую программу. Он объяснил, что столь крупная организация, как РКК «Энергия», нецелесообразна в таком формате проекта: деньги выделяют небольшие, мобильность не та. Поэтому он рекомендовал создать малую структуру при РКК «Энергия» и активно помогал нам в её организации. Это был самый крупный проект от города, примерно на 90 миллионов рублей на два с половиной года. Чтобы создать энергоустановку, работающую на водороде и — подчёркиваю — воздухе, для общечеловеческих задач. Это выработка тепловой энергии для коттеджей, для отдалённых районов, где нужны электроэнергия и тепло. Эта конструкция экологически чистая, бесшумная и с высоким коэффициентом полезного действия. Такая установка фактически не требует специального обслуживания. Установку мы за год с небольшим изготовили, и её экспериментальный образец работал несколько лет. Следующий этап, который, к сожалению, не был профинансирован, — изготовление двух опытно-промышленных установок, которые мы по плану предполагали поставить в учреждениях нашего города или Московской области. Например, в родильном отделении, операционной.

    Г.Я. В принципе, несмотря на то что финансирование чисто по наукоградским программам прекратилось, сами разработки продолжались?
    С.Х. В настоящее время мы, две небольшие организации, работаем по программе Правительства Москвы по созданию экологически чистого транспорта на основе суперновых аккумуляторных батарей, мотор-колёс, суперконденсаторов. И дальше предполагается энергоустановка на основе топливных элементов. Эта программа финансируется, и мы по ней активно работаем.

    Г.Я. И когда такой автомобиль будет?
    О.Д. В первом квартале следующего года мы запускаем первый автомобиль — шестиместную прогулочную машину — лёгкое транспортное средство для закрытых зон. Готовим его для Олимпиады. Делаем сейчас вторую машину — микроавтобус типа «Газели» для перевозки 14 пассажиров.

    Г.Я. Правильно я понимаю, что в следующем году мы сможем в Королёве ездить на ваших автомобилях?
    О.Д. Мы делаем ходовой макет, который должны выпустить в первом квартале следующего года. К концу 2010 года выпускаем опытный образец, полный комплект документации для передачи на серийный завод.

    Г.Я. Масштабы вселенские. Но какая выгода городу от этих проектов?
    О.Д. Вот все сейчас кричат: кризис! Везде идут сокращения. У нас на предприятии, наоборот, был набор сотрудников, чтобы справиться с фронтом работ. Если программы интересные и они обладают мировой новизной, их можно осуществлять. Причём приходят люди квалифицированные. Это реализация того самого интеллектуального потенциала, о котором так часто говорится. Судите сами, у нас международных патентов более тридцати.

    Г.Я. Выгода видна: рабочие места, реализация интеллекта…
    О.Д. Вы посмотрите, чем город занимается? Торговлей. Надо же реализовывать наши возможности. Вот к нам парнишка молодой пришёл: написал кандидатскую, теперь защищает докторскую…
    М.С. Я изнутри знаю саму проблематику наукограда и тех проверок, которые прошли. К сожалению, даже специалисты Счётной палаты, проводя проверку для оценки аудита эффективности вложенных бюджетных средств, до конца не поняли, в чём эта прямая эффективность. Перед нами не было задачи вложить бюджетные средства и получить отдачу, как это делается в торговле. Главой города была принята такая схема: основные средства мы сориентировали на поддержку тех инновационно активных предприятий, которые имели серьёзный задел и на базе которых можно было создать высокотехнологичные небольшие современные предприятия, производства. Это рабочие места для высококвалифицированных специалистов, которые способны работать над ноу-хау. Это и налоговые поступления от перспективного развития этих производств. Со следующего года мы это почувствуем уже в цифрах по ОАО «Королёвская упаковка», где в настоящее время налажено полномасштабное производство. А далее — веерное расширение спектра тех инноваций, которые реализуются. И это будет лучшим доказательством того, что космическая столица страны живёт.

    Г.Я. Вы рассказываете о таких удивительных проектах. А ведь есть те, кто на всю страну заявляет, что Королёв «порочно» использует финансы наукограда…
    О.Д. Не знаю, насколько компетентны представители Счётной палаты, которые занимались проверкой, я с ними не контактировал, потому не знаю. Но глубины в их подсчётах нет. Они не пришли ни на одно производство, не посмотрели, какие транспортные средства мы вместе с ЗЭМом сделали. Никто глубокий анализ не проводил. Видят, что коляски не выпускаются. А почему — не разобрались. Ведь не по нашей вине, а потому что государство их не закупает.

    Г.Я. А ведь были громкие заголовки в адрес Главы города из серии «Упаковал королёвские миллионы».
    М.С. К сожалению, слишком много формализма было в работе проверяющих органов. По формальным признакам с ними очень сложно спорить. Но, несмотря на это, мы пришли с проверяющими инстанциями к определённому консенсусу: бюджетные средства использованы по целевому назначению. Эффективность можно оценивать по-разному, но уже понятно, что эти производства работают, они развиваются, научные коллективы сохранены, цели, поставленные в рамках инновационных проектов, тоже полностью достигнуты. И те результаты, которые планировались в рамках выделенных средств, получены. Факты налицо.

    Г.Я. Вот мы говорили, что всё делается вопреки. А когда же будет благодаря? Когда будут подвижки в законодательстве?
    М.С. Такое положение дел не устраивает не только Королёв, но и все наукограды страны и все муниципальные образования с высоким уровнем развития научно-поизводственного комплекса. Поэтому сейчас ведётся большая работа по доработке законодательства, чтобы то, что делалось вопреки, вернуть в рамки правового поля, облегчить работу такого рода предприятий, вернуть возможность финансирования проектов — именно инновационных — в рамках программы наукограда. В Госдуме больше года существует рабочая группа. Представитель администрации города вошёл в её состав, так как создание этой группы — результат нашей инициативы. Доработан 131-й закон, в котором развита глава об особенностях организации местного самоуправления муниципальных образований, наделённых статусом наукограда. Там будет большой блок дополнительных вопросов. Сейчас разработан и проходит стадию согласования Закон Московской области о наукоградах, который более подробно прописывает процедурные вопросы, связанные с реализацией полномочий муниципального образования, привязанных к этому статусу. Полагаю, что после принятия вышеназванных нормативных актов это воплотится в документы, которые позволят регламентировать процедуру, и мы вернёмся к нормальному порядку реализации полномочий наукограда.

Категория: Интервью | Просмотров: 2156 | Добавил: Джин | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar

Похожие новости:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Новости
  Статистика
  ЮБиК рекомендует