Вполне вероятно, что кризис, напоминание о котором весь минувший год мелькало и звучало в самых разнообразных СМИ, каким-то боком коснулся и наукограда Королёва. Об этом, а также о некоторых других проблемах нашего градообразующего научно-промышленного комплекса (НПК) рассказывает заместитель главы администрации города по науке, промышленности, транспорту и презентационной деятельности Александр Никольский.
— Александр Владимирович, какие достижения и проблемы в работе НПК города видятся вам наиболее значительными? — Сначала скажу об одной важной проблеме. 3 марта на базе КККМТ представители администрации провели расширенные совещания руководителей городских образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования — шести техникумов и профессиональных училищ. Встречались и с директорами наших школ. Обсуждались формы и методы работы с учащимися 9 — 11-х классов по профессиональной ориентации применительно к профессиям, востребованным в НПК.
Мы рассказали о существующем положении предприятий НПК в плане обеспеченности рабочими разных профессий, а затем предоставили слово всем руководителям учебных заведений. Каждый из них провёл краткую презентацию своего училища или техникума. Рассказали, по каким профессиям готовят ребят и ещё по каким могли бы готовить, отметили сложности с набором и ряд других проблем, на которые они хотели бы обратить внимание руководства города. На предприятиях по-прежнему не хватает рабочих станочных профессий — в основном токарей и фрезеровщиков. Если с набором радиомонтажников, операторов ЭВМ, слесарей-сборщиков, автослесарей, электромонтёров, рабочих ЖКХ, озеленителей, столяров, плотников, мастеров отделочных работ проблем не наблюдается, то по станочникам — явный дефицит.
— Интересно, в чём тут причина? — Может быть, некоторые родители отговаривают сыновей от этих профессий — будешь, мол, весь день стоять у станка... Однако при этом не учитывается, что за последние 3 — 4 года на градообразующих предприятиях проведено техническое перевооружение, в которое вложены очень солидные материальные средства. Станочный парк стал просто неузнаваем. В январе по приглашению генерального директора КБ Химмаш В.А. Петрика я был на этом предприятии, где сам долгое время работал. Прошли по цехам, и Владимир Андреевич показал станки, приобретённые за последние два года. Это современнейшие обрабатывающие центры с колоссальными возможностями — по набору инструментов и технологических процессов. А самое главное в этих станках — электронные мозги, которые позволяют смоделировать на компьютере весь процесс изготовления детали, установить заготовку и получить из неё деталь, замечательную не только точностью по всем габаритам, но и высочайшей чистотой обработки. Это позволяет в несколько раз повысить производительность труда. Один такой станок высвобождает 5 — 10 станков старого образца, и работающий на нём специалист — это фактически инженер. Чтобы освоить его, нужно достаточно высокое профессиональное образование, как минимум, среднетехническое, плюс хорошие навыки. В некоторых странах на таких станках работают дипломированные инженеры… В.А. Петрик сказал: «Приобретаем такое чудо техники, но возникает проблема — кому на нём работать?»
Такое же оборудование закуплено и на ЗЭМе РКК «Энергия», перед которым стоит задача в два раза увеличить выпуск пилотируемых и транспортных космических кораблей. Задача эта особенно сложная в условиях дефицита высокопрофессиональных рабочих кадров. Это при том, что на ЗЭМе, как и в корпорации «ТРВ», молодой рабочий 5 — 6-го разряда зарабатывает 40 тысяч рублей без особых усилий. Да и в КБ Химмаш рабочие высокой квалификации всегда хорошо оплачивались.
— Каков же в этом плане итог прошедшего совещания? — Совещание имело целью не только поставить определённые задачи перед директорским корпусом, но и осознать роль и место сегодняшних руководителей школ в процессе профориентации. Прекрасно известно, что даже в условиях демографического кризиса есть дети, которым совсем не обязательно идти в 10 — 11-й классы. Они вполне могут пойти в профессиональные училище, лицей или техникум, получить профессию, а если потом захотят учиться дальше, — и это реально. Было бы желание.
Итогом совещания было высказанное многими руководителями учебных заведений пожелание продолжить подобные встречи и, основательно подготовившись, провести на эту тему городскую конференцию. Предстоит встреча с руководителями кадровых служб предприятий, где будет разговор об их участии в этой конференции.
— Наверное, проблема кадров для НПК связана и с высшей школой? — Вместе с представителями Комитета образования мы встречались с руководством ЦНИИмаша. Руководители этого головного института отрасли говорят уже о том, что сейчас нужны не просто инженеры, но специалисты с высшим образованием, способные развивать и продвигать имеющиеся достижения, проводить научные исследования, делать новые разработки и даже создавать свои научные школы. Сейчас не хватает свежей научной струи, необходимой для новейших программ и разработок, в том числе связанных с освоением ближнего космоса посредством пилотируемых космических средств. Речь идёт как о лунной, так и о марсианской программе. В условиях международного финансового кризиса решение подобных задач осуществимо, вероятнее всего, в результате совместных действий ряда государств. Кто сможет предложить оптимальные решения в этой области, тот и будет лидировать. Разумеется, хотелось бы видеть в этом качестве нашу страну.
Руководство ЦНИИмаша обозначило задачу подготовки выпускников наших школ для продолжения обучения по профессиям, необходимым в научных организациях города. Предлагается создать такие условия, чтобы уже в 9 — 11-х классах можно было формировать список ребят, склонных к научной деятельности. Выявлять их могут не только школьные педагоги, но и организаторы тематических кружков, молодёжных конференций и конкурсов. Есть замечательный пример ежегодных космических олимпиад, в том числе олимпиады «Созвездие», в работе которых деятельно участвуют известные учёные и космонавты. Такой серьёзный и продуманный подход, предлагаемый руководством ЦНИИмаша, заслуживает внимания и поощрения. Если мы сможем создавать такие группы старшеклассников, то готовить их придётся, наряду со школьной программой, и по ряду новых дисциплин, вести которые смогут учёные и специалисты наших предприятий. Ректор МГУ В.А. Садовничий согласен нам помогать — готовить на базе мехмата группы соответствующей направленности. При таком подходе за ближайшие 10 — 15 лет мы сможем подготовить солидный контингент классных специалистов для наших предприятий.
— Но ведь нужны какие-то меры, чтобы эти ребята не только пришли на предприятия, но и закрепились на них? — Этот вопрос как раз и решается руководством института. Если, например, соответственно подготовленные выпускники МГУ будут получать зарплату порядка 25-30 тысяч и более, то вокруг них будут формироваться группы молодёжи, объединённые поставленными перед ними самыми перспективными задачами и направлениями, от которых будет зависеть будущее отечественной космической науки. Нам сейчас нужны не просто инженеры, но специалисты по узким направлениям, с самой высокой степенью подготовленности.
Вызывает опасение тот факт, что в самой высшей школе не всё складывается должным образом. Платное обучение требует денег, и ребята из небогатых семей вынуждены подрабатывать, расходуя время и силы в ущерб учёбе. Качество подготовки от этого снижается. Но эта проблема уже для решения на более высоком уровне. Надо всё-таки принимать меры, чтобы в таких вузах, как МАИ, МГУ, МГТУ, МАТИ, МФТИ, МЭИ, подготовка студентов по специальностям, связанным с ракетно-космической техникой и вооружением, была на бюджетной основе. И принимать туда тех, кто идёт с готовностью работать в нашей отрасли.
— Какого вы мнения о пресловутом ЕГЭ? — Я, наверное, вызову недовольство своим суждением, но скажу, что думаю: при всех плюсах ЕГЭ эта система не свойственна нашим образовательным традициям, считающимся почти лучшими в мире. Мы жили без ЕГЭ, и образование не было от этого хуже. ЕГЭ — это немалый стресс для ребёнка. На обычном экзамене, если недостаточен ответ по билету, ученику и студенту задают дополнительные вопросы. Эта «угадайка» не соответствует нашему национальному характеру.
— Как сказался кризис на наших предприятиях НПК? — Прошедший год показывает, что они, судя по отчётам, сохранили объёмы производства, а численный состав даже увеличился — в основном за счёт возвращения бывших сотрудников с высшим образованием, работавших в Москве и теперь уволенных. Для нас это положительный итог кризиса. Надеюсь, что и в 2010 году тенденция сохранится.
Средний уровень заработной платы в НПК по итогам 2009 года вырос на 14%, а ЦНИИмаш по этому показателю вышел в лидеры. Это результат усилий руководства предприятия. Институт очень серьёзно занимается и вопросами развития ГЛОНАССа, и подготовкой документации по строительству космодрома Восточный, и решает достаточно много прикладных задач.
Определённых успехов добились и другие предприятия города. Корпорация «ТРВ» в хорошей форме и готова дальше разрабатывать новые изделия, обеспечивая наши Вооружённые силы самыми современными средствами. Недавно руководство корпорации подписало очень серьёзный контракт на поставку своей продукции для отечественных нужд, что также должно способствовать успешному развитию предприятия. Новейший российский истребитель пятого поколения тоже потребует достойного вооружения, и здесь все карты в руки нашим создателям тактического ракетного вооружения.
Осенью прошлого года одно из наших предприятий в соответствии с указом Президента стало акционерным обществом. Так что теперь у нас вместо ФГУП НПО ИТ работает ОАО НПО ИТ. Эта форма достаточно перспективная. В указе целый список предприятий, подлежащих акционированию, но не все из них уже прошли данный путь. Руководство НПО ИТ во главе с генеральным директором Владимиром Артемьевым эту задачу решило успешно.
Много хорошего можно сказать и о предприятии наших материаловедов — ОАО «Композит». Прошедший год был для них тоже нелёгким, пришлось решать проблемы, связанные с поиском не только заказов, но и средств под их выполнение. Однако, несмотря на финансовый кризис, «Композит» с честью преодолел трудности. В этом заслуга коллектива и генерального директора Александра Береснева — этот молодой, энергичный, умный руководитель показал себя наилучшим образом. Я знаком с ним с тех времён, когда для сохранения предприятия, которое находилось на грани банкротства, пришлось предпринимать немалые усилия, в том числе и администрации города. Коллектив «Композита» небольшой в сравнении с гигантом РКК «Энергия», но эти 500 — 600 человек — учёные и специалисты высокого класса в своей области — ракетно-космического материаловедения, работники головного предприятия отрасли. Работа специалистов «Композита» высоко оценена не только в России, но и за рубежами страны — они делали ряд узлов для Большого адронного коллайдера, выполняли много заказов для Китая и Индии. Уверен, что они и дальше будут успешно работать.
— Что вы скажете о перспективах нашего НПК и образовательной сферы? — 2010 год должен стать переломным. В прошлом году был разработан проект подпрограммы подготовки и закрепления кадров для градообразующих предприятий НПК. Мы готовимся обобщить отзывы предприятий и вынести этот проект на Совет директоров и затем на Совет депутатов — для утверждения в качестве официального документа. Потому что существующая законодательная база на уровне муниципалитетов связывает нам руки в ряде вопросов, касающихся кадров для НПК. Хотя город Королёв и является наукоградом…
Но звание наукограда требует постоянного подтверждения. Мы ежегодно представляем в федеральное и областное правительства отчёты о численности работников НПК, количестве предприятий, результатах за предыдущий год.
— Сейчас не реже слова «кризис» звучит термин «инновации». В нашем городе даже работает Агентство инноваций… — Сейчас это агентство как полноправный участник соглашения, подписанного в декабре между администрацией города и партийным проектом «Единой России» «Национальная инновационная система», занимается в составе рабочей группы подготовкой предложений о формировании муниципальной инновационной системы. Само понятие муниципальной инновационной системы предполагает, что в городе должны быть заинтересованные в ней люди и организации. Это не только администрация города и представители партии-инициатора. Мы надеемся, что пилотный проект получит развитие в нашем городе и даст какие-то положительные результаты. Я думаю, что до конца года будут сформированы и структура, и документы, которые позволят нам двигаться в этом направлении и наработать для себя определённый опыт. Важно найти заинтересованных людей. В первую очередь, это наши городские предприятия. Уже сейчас проявляет интерес к проекту Торгово-промышленная палата города. Обращаются представители малого и среднего бизнеса, желающие найти нишу, в которой можно себя позиционировать. Это оптимальный способ активизировать малый и средний бизнес, перейти на инновационный путь решения проблем, стоящих перед городским хозяйством и нашим сообществом.