В 2001 году Королёву был присвоен статус наукограда Российской
Федерации. Признание заслуг в научно-космической деятельности открыло
для города перспективы развития в экономической, инновационной,
социально-культурной сферах.
За прошедшие годы произошли серьёзные изменения в
законодательстве, и теперь федеральные власти не требуют от наукоградов
предоставления планов развития. Сейчас программа от начала и до конца
разрабатывается
администрацией города совместно с профильными
комитетами, руководителями городских предприятий и т. д. Она проходит
обсуждение, экспертную оценку и, в конце концов, утверждается
Советом
депутатов. Затем этот документ направляется в Правительство Московской
области и уже оттуда – в Министерство финансов и Министерство
образования и науки Российской Федерации. Об этапах реализации
программы развития города как наукограда, планах на будущее, проблемах
и способах их решения рассказывает заместитель главы администрации по
вопросам инновационного развития наукограда Алексей СОЛДАТОВ.
— Алексей Алексеевич, первая пятилетняя программа развития
города как наукограда завершилась в декабре 2006 года. Как вы
оцениваете итоги её реализации?
— Предыдущая наукоградская пятилетка была выполнена в полном
объёме. Из семнадцати контрольных показателей, по которым оценивалась
эффективность использования бюджетных средств, у нас были перевыполнены
пятнадцать. Поэтому мы вполне удовлетворены работой, которая была
сделана в рамках первой программы. Особенно хотелось бы отметить факт,
что в тот период законодательство позволяло расходовать средства на
инновационные программы, поэтому нам удалось реализовать несколько
интересных проектов: по производству семислойной плёнки с барьерным
эффектом, по углерод-углеродной тематике, по транспортным средствам на
основе мотор-колеса, альтернативной водородной энергетике и некоторые
другие. К сожалению, с 2005 года федеральное финансирование прекращено,
и с тех пор инновационные проекты не финансируются вышестоящими
бюджетами. Конечно, администрация старается привлекать внебюджетные
средства, однако инвесторы всё-таки предпочитают вкладываться в
предприятия, прибыль от которых можно спрогнозировать: торговля,
строительство коммерческого жилья и т.п.
— Есть ли какие-то отличия второго этапа наукоградской программы от первого?
— Нынешняя программа охватывает период с 2007 по 2012 год и во
многом является продолжением предыдущей. Она имеет другое название —
«Программа комплексного социально-экономического развития города
Королёва как наукограда». Как уже отмечалось, с недавних пор
федеральная власть не финансирует инновационные научно-технические
проекты — средства выделяются только на развитие социальной, инженерной
и инновационной инфраструктур.
На мой взгляд, отсутствие такого важного блока, как
реализация инновационных научно-технических проектов, включающего в
себя развитие сферы высоких технологий, создание новых видов
производств для изготовления востребованной рынком продукции, является
одним из её основных недостатков. Ведь создавать в Королёве предприятия
малого и среднего бизнеса в области высоких технологий очень важно —
это и новые рабочие места, и новая конкурентоспособная продукция,
которую можно создавать на основе высокого интеллектуального потенциала
и существующей научно-производственной базы.
— Кто же может и должен финансировать инновационные проекты?
— Финансирование научно-технических проектов передано на
региональный уровень. Возникает вполне логичный вопрос: почему его не
финансирует Правительство Московской области? Проблема одна — в регионе
отсутствует законодательная база, в соответствии с которой стало бы
возможно выделять деньги на инновационное развитие. Существует
Федеральный закон №70 «О наукоградах Российской Федерации», а
аналогичного закона Московской области до сих пор нет. Ведь только при
наличии комплексного документа, который затрагивал бы вопросы
инновационного развития наукоградов нашей области, у регионального
Министерства финансов будут основания для внесения в бюджет статей на
соответствующие расходы.
Губернатор Борис Громов поручил Министерству промышленности
области заняться разработкой подобного документа, а затем представить
его в областной Думе. К сожалению, движение в этом направлении
практически нулевое: во время согласования проектов, законов и
комплексных программ в других министерствах всё «гаснет», документы
критикуются и т.д.
— Будем надеяться, что проблему инновационных научно-технических
проектов со временем удастся решить. А как обстоят дела с
финансированием социальной, инженерной и инновационной инфраструктур?
— Конечно, дополнительные средства, которые мы получаем из
федерального и областного бюджета в рамках наукоградской программы, —
это огромная помощь городу. Самые больные точки — ветхий жилой фонд,
жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство. Они требуют огромных
финансовых затрат. Управление по реализации программы наукограда
кардинально не решает многих видимых городских проблем, однако даёт
возможность начинать работу над самыми основными.
В ходе реализации всех этих проектов наше Управление
сталкивается с немалыми проблемами на этапе их согласования. Так,
мероприятия, финансируемые из областного бюджета, необходимо
согласовывать только в Министерстве финансов Московской области, а
федеральные средства нам приходится согласовывать и в Министерстве
образования и науки Российской Федерации, и в Минфине РФ.
Каждый наукоград должен представить подробный перечень
мероприятий в ноябре предшествующего года. Всё, что от нас требуется,
мы сделали вовремя. Однако по сей день этот документ находится на
согласовании, и федеральные чиновники предъявляют много формальных
претензий. Работы по перечню мероприятий рассчитаны на год, а, как
показывает опыт предыдущих лет, он утверждается в начале июня.
Соответственно, тогда же начинается финансирование. Вот мы и выполняем
годовой объём работ за полгода. Регламент сбивается, огромная нагрузка
ложится на подрядчиков. К тому же все работы выполняются на конкурсной
основе, соответственно, нашему Управлению необходимо заранее
разработать конкурсную документацию, размещать объявления о проведении
конкурсов, принимать и обрабатывать заявки от участников. Конечно, есть
надежда на то, что вскоре федеральная власть, вновь образованное
правительство предпримут шаги, чтобы сократить количество
бюрократических ступенек, однако пока всё остаётся так, как есть.
— А с областными властями работается проще?
— Да, несколько проще. Мы составляем перечень мероприятий по
развитию города как наукограда в рамках утверждённых лимитов бюджетов
на каждый год. Обязательным условием выделения областных средств
является софинансирование из местного бюджета. Поэтому на мероприятия,
которые мы запланировали реализовывать за счёт областных средств,
городской бюджет выделяет те или иные деньги. Так, на 2008-й из
областного бюджета выделено 82 миллиона 785 тысяч рублей, из городского
— 27 миллионов 820 тысяч рублей.
— Какие достижения можно отметить в рамках реализации программы в социальной сфере?
— Основное — это ежегодные ремонты и реконструкция старого фонда: жилых домов, школ, детских садов, больниц.
На нечётной стороне проспекта Королёва, улице Калининградской,
проспекте Космонавтов была проведена реконструкция фасадов жилых домов
с помощью вентилируемой фасадной системы «Марморок» — экологически
чистого и красивого материала, который имеет гарантию на 50 лет. Теперь
перед нами стоит задача украсить фасады всех домов на левой стороне
проспекта Королёва. Все работы производятся на основании
первоначального технического обследования с участием специальной
комиссии: производится тепловизионная съёмка, показывающая, где есть
потери тепла.
Работы подобного рода весьма затратны. Например, реконструкция
одного дома на проспекте Королёва обходится примерно в 16-18 миллионов
рублей.
Второе важное направление — ремонт городских улиц и тротуаров,
благоустройство дворовых территорий. В прошлом году были
отремонтированы дворы на проспекте Космонавтов. Уже несколько лет
полным ходом идёт создание ливневой канализации в Завокзальном районе.
Активная работа ведётся по замене лифтового оборудования и
системы диспетчеризации лифтового хозяйства города. Заменяем внутренние
трубопроводы и стояки, отслужившие не один срок. Также производится
модернизация теплогенерирующих объектов: устанавливаем новое, более
мощное и экономичное оборудование для котельных.
— Планируется ли строительство жилья для молодых специалистов?
— Решение жилищного вопроса молодых специалистов — одна из
важнейших составляющих в закреплении кадров на предприятиях наукограда
наряду с повышением зарплат. Проект дома для молодых специалистов
градообразующих предприятий и работников бюджетной сферы — сотрудников
муниципальных учреждений: учителей, врачей, пожарных, милиционеров, и
других — был разработан ещё в 2005 году. Его строительство уже
началось, и нам удалось достичь определённых успехов на переговорах с
руководством ОАО «Корпорация
ТРВ»,
КБ Химмаш о долевом финансировании
проекта.
— Еще одна серьёзная проблема для молодых специалистов — нехватка мест в детских садах...
— Да, детских садов не хватает катастрофически. В городе почти
3500 очередников. И снова имеются проблемы — с согласованием и
финансированием в областном Минфине. Несмотря на это, на 2008 год
намечено: проведение инженерных изысканий и проектных работ по
реконструкции здания в микрорайоне Первомайский на улице Советской под
детское дошкольное учреждение на 100 мест, строительство пристройки к
детскому саду
№ 23 на улице Гагарина. Проектные работы по строительству
детского сада на проспекте Космонавтов в районе домов №№ 9, 11, 13.
Проведение капитального ремонта детского сада на Калининградском
проезде. Продолжение строительства самого большого детского сада в
городе (на 250 мест) в микрорайоне Текстильщик.
— Из детских садов юные королёвцы приходят в школы. Что
удалось реализовать в образовательной сфере города в рамках
наукоградских программ?
— В предыдущей программе большой объём средств был реализован
на нужды образовательных учреждений города. Сегодня в Королёве
компьютерные классы есть в каждой школе. Появились специализированные
классы для занятий физикой, химией, биологией, астрономией и другими
науками. Они полностью оснащены аудиовизуальной аппаратурой,
оборудованием для проведения лабораторных работ, наглядными пособиями.
Работа по обеспечению образовательных учреждений будет продолжаться и
дальше.
— Когда речь заходит о школьниках, как-то сразу возникает
вопрос об организации их культурного досуга. Что предусматривает
программа в этой сфере?
— Самый яркий пример эффективного, своевременного и
высококачественного расходования средств в области культуры —
реконструкция ДиКЦ «
Костино». Мы начали с ремонта холлов первого и
второго этажей. Провели масштабную перестройку кинозала, оснастили его
современным кинопроекционным и акустическим оборудованием, креслами. В
результате получили кинотеатр, полностью соответствующий современным
требованиям.
Вторым этапом была реконструкция киноконцертного зала на
первом этаже. Ситуация там была гораздо сложнее — пол практически лежал
на земле. Теперь зал может использоваться как для кинопоказов, так и
для организации спектаклей и проведения масштабных концертов, в том
числе со спец¬эффектами. Сидеть в креслах стало гораздо удобнее
благодаря изменению наклона зала. Произведено техническое переоснащение
сцены: заменены световое и звуковое оборудование.
В этом году запланированы подготовительные работы по
реконструкции
ЦДК имени Калинина, ремонт которого начнётся, скорее
всего, в 2009 году. Его здание значительно больше ДиКЦ «Костино»,
поэтому и объём работ вырастет в разы.
Для хоровой школы «
Подлипки» закуплено различное оборудование,
музыкальные инструменты. Не забыты и культурные центры наших
микрорайонов, центральная библиотека.
— Ну, и, наверное, самый животрепещущий вопрос — здравоохранение. Что делается для его развития в рамках программы?
— Большие средства тратятся на оснащение наших лечебных
учреждений. Порой до 50 миллионов рублей в год направлялось для закупки
оборудования: современных ультразвуковых приборов, сканеров,
прикроватных мониторов, комплексов для проведения различных видов
анализов, рентгеновских аппаратов. Была проведена реконструкция фасада
детского корпуса Центральной городской больницы.
В этом году перед городом стоит задача: приобрести томограф
для
ЦГБ. Тогда королёвцы смогут проходить обследования и получать
медицинскую помощь, не выезжая за пределы наукограда.