Каждый год
администрация нашего города ставит новые задачи по развитию
Королёва как наукограда, и, конечно, одно из условий этого развития —
взаимодействие и сотрудничество городских властей с населением. 5
февраля в прямом эфире телеканала «Королёв-ТВ» Глава города Александр
Морозенко подвёл итоги развития Королёва в 2008 году, наметил его
дальнейшие перспективы в году текущем и ответил на вопросы, волнующие
горожан.
— Традиционно начало года — время подведения итогов и
формирования планов на будущее. По Московской области итоги уже
подведены Губернатором Борисом Громовым, нашему городу это предстоит
сделать 19 февраля на ассамблее. Насколько областные цели и задачи
совпадают с королёвскими?
— Можно сказать, что задачи совпадают на все 100%. Московская
область сегодня является лидером в экономической деятельности, политика
Губернатора, направленная на повышение заработной платы и снижение
количества людей, находящихся за чертой бедности, успешно реализуется.
Вместе с тем в экономике существуют проблемы: есть предприятия, которые
на сегодняшний день являются убыточными, и такие, где заработная плата
ниже установленного прожиточного минимума. Однако общая тенденция
развития области положительная. Наш Королёв находится в числе немногих
городов, которые обеспечили выполнение задания Губернатора по
установлению средней заработной платы в размере 27 тысяч рублей, в
нашем городе эта цифра даже больше — 35 тысяч. Также у нас уменьшилось
количество убыточных предприятий и отмечено повышение эффективности
работы градообразующих. Во время
визита премьер-министра Владимира
Путина в корпорацию «
Тактическое ракетное вооружение», где
рассматривались принципиальные вопросы экономического существования
наших оборонных предприятий, было видно, что руководство страны
заинтересовано в их развитии и успешном функционировании.
— Какие коррективы внесёт в городской бюджет экономический кризис и как изменится бюджет по сравнению с прошлым годом?
— Сейчас бюджет Московской области мобилизуется для покрытия
долговых обязательств. Определены главные приоритеты в финансировании
бюджетов городов и районов: в первую очередь это зарплаты, налоги,
коммунальные платежи, лекарства, питание и всё, что касается социальной
сферы. За выплатой зарплат в организациях ведётся жёсткий контроль:
руководители государственных и частных предприятий должны отчитываться
по этому показателю и выполнять требования по более эффективному
использованию финансовых средств. Обеспечение занятости населения —
важная задача, особенно в условиях экономического кризиса, и на
заседании Совета директоров совместно с антикризисным штабом (оно
прошло 13 февраля. — Ред.) этот вопрос будет разрабатываться и
решаться. Также в этом году работа будет направлена и на введение в
строй объектов социального назначения: детских садов, больниц,
поликлиник и школ.
— С начала года увеличились тарифы на оплату жилья и
коммунальных услуг. Это связано с кризисом или с процессом
акционирования муниципальных предприятий?
— Ни с тем ни с другим. Рост стоимости услуг
жилищно-коммунального хозяйства в первую очередь связан с увеличением
цен на энергоносители, которые устанавливаются в Правительстве РФ. А на
уровне муниципалитета утверждается только один тариф — на вывоз мусора,
и в соответствии с изменениями в Жилищном кодексе сейчас он
рассчитывается не на человека, а на квадратные метры.
Что касается энергоносителей, то электричество с начала года
подорожало на 25% и примерно на столько же подорожает газ.
Акционирование предприятий, которое началось с 1 января этого года,
напротив, позволит уменьшить издержки и повысить эффективность их
работы, с тем чтобы обеспечить потребление этих дорогостоящих
компонентов жизнеобеспечения в меньшем количестве. Кстати, в последнее
время граждане стали чаще обращаться в муниципальное предприятие
«
Прогресс» с просьбой установить счётчики на воду в целях экономии.
Также сейчас разрабатывается программа по установке счётчиков тепла,
для того чтобы горожане имели возможность уйти от переплаты и проблем,
которые существуют между потребителями и генерирующими организациями.
Предприятия ЖКХ в ближайшие месяцы будут зарегистрированы как
акционерные общества. Такое организационное преобразование необходимо
для того, чтобы обеспечить приток инвестиций в эту отрасль. Сейчас
рентабельность королёвских жилищно-коммунальных предприятий не
превышает 5%, и если сравнивать эту цифру с более ранними показателями,
которые были несколько лет назад (15-20%), рентабельность значительно
снизилась. Понятно, что нормальный инвестор не будет вкладывать
средства в такие предприятия, но сегодня мы можем предложить инвестору
целый пакет мероприятий, которые позволят достаточно быстро вернуть
вложенные деньги.
— Сохранятся ли городские льготы для пенсионеров?
— В городском бюджете заложены необходимые средства для того,
чтобы, по крайней мере, не уменьшить те социальные льготы, которые были
достигнуты за прежний период. И хотя эти льготы не такие большие, их
сохранение — приоритетная задача. Мы решаем многие вопросы социальной
защиты, особенно касающиеся тех людей, которые работают в бюджетной
сфере, недавно пересматривали вопрос о возможности содействия жителям в
оплате телекоммуникационных услуг. Также мы горды тем, что одни из
немногих помогаем ветеранам труда, которые не имеют звания ветеранов и
не отмечены государственными наградами.
— С 1 января 2009 года наш город начал жить по 131-му закону о
местном самоуправлении. Вы не раз говорили, что он снижает возможности
местного самоуправления.
— Местное самоуправление сегодня — это, в первую очередь,
структура, которая является представителем интересов населения. Вопрос
реализации 131-го закона очень серьёзен. Конечно, в некотором роде этот
закон снижает возможности местного самоуправления, и я могу привести
пример, который уже становится историческим: в рамках программы
наукограда в нашем городе был построен муниципальный вуз (
КИУЭС). 131-й
закон перечеркнул возможности по организации формирования кадрового
резерва со стороны муниципалитета. Обращения в Государственную думу по
этому поводу, в конце концов, привели к решению спорных вопросов, но
уже после того, как муниципалитет передал институт в государственную
собственность. Кстати, это обстоятельство дало импульс к развитию
института: началось строительство нового учебного корпуса, что не может
не радовать. Однако сам факт того, сколько времени пришлось потратить,
чтобы убедить государство в том, что такие развитые и подготовленные
муниципалитеты, как наукограды, имеют право обладать высшими учебными
заведениями, показывает, как сложно преодолеть границы 131-го закона.
Также можно отметить, что в 131-м законе не прописаны
положения по экономическим вопросам, и муниципалитет не рассматривается
как субъект экономических отношений. Многие вопросы переданы на
государственный уровень, и королёвский муниципалитет не имеет контроля
за теми организациями, которые реализуют эти функции на территории
нашего города. Опять-таки мы не можем оказывать серьёзное влияние на
кадровый состав многих городских организаций. В этом плане в 131-м
законе есть определённые недоработки, хотя потихоньку шероховатые
моменты исправляются, и муниципалитету передаются некоторые
государственные функции, например организация выплаты жилищных
субсидий.
Что касается положительных моментов, то 131-й закон
стимулировал политическую активность населения. В целом задача привлечь
к управлению местной территорией большое количество людей 131-м
законом, на мой взгляд, решена. Я хочу поблагодарить наших жителей за
вопросы и заметить, что их гражданская и жизненная позиция для нас
принципиально важна.
— В последние годы в нашем городе приведены в порядок не
только центральные улицы, но и многие дворы. Однако их всё время кто-то
портит. Не пора ли возродить систему старших по дому, которые раньше
занимались работой и с жителями, и с предприятиями ЖКХ. Какая работа у
нас ведётся в этом направлении?
— Действительно, люди не должны быть отлучены от решения общих
проблем. Но на сегодня в бюджете для жилищно-коммунального хозяйства
нет ни одной копейки. Если раньше администрация могла направить деньги
для того, чтобы кое-где покрасить фасады, стены или заборы, то сегодня
все работы по приведению в порядок жилого фонда осуществляются за счёт
самого населения. Поэтому предложение о возрождении системы старших по
дому абсолютно правильно и своевременно. В Королёве эта идея будет
реализовываться через систему управляющих компаний. Нас сегодня не
очень устраивает их работа с населением, складывается впечатление, что
они проводят собрания только для решения собственных вопросов. Поэтому
мы готовим группу специалистов и планируем уже в первом квартале этого
года начать работу по реализации идеи старших по дому, а центры
местного самоуправления жилым фондом при благоприятном раскладе будут
созданы в середине года. Старшие по дому будут наделены определёнными
правами и обязанностями, принимать участие в приёмке работ, которые
будут проводить или заказывать управляющие компании, и следить за их
выполнением со стороны подрядных организаций. Сегодня администрация
работает над этой программой, реализация которой позволит стать ближе к
собственникам жилья, убрать бюрократический барьер и дать возможность
людям самим определять, что делать со своим жильём.
— В нашем подъезде (дом 18 по улице Аржакова) 40 лет не
проводился ремонт. Два года назад администрация пообещала жильцам, что
он будет сделан. Однако до сих пор никаких ремонтных работ в подъезде
не было. Когда же он будет отремонтирован?
— Два года назад жилищное законодательство было другим, и, как
уже говорилось выше, средства на ремонт жилого фонда (домов, подъездов)
выделялись из бюджета. Сегодня выделение средств на содержание своего
жилья — задача собственника, а проведение ремонта — задача управляющей
компании, которая осуществляет обслуживание дома. Поэтому для решения
этого вопроса нужно провести общее собрание, решить, чем муниципалитет
может помочь, и обязать управляющую компанию сделать необходимый
ремонт. Администрация же в соответствии с Жилищным кодексом может
профинансировать часть ремонтных работ, определив долю муниципальной
собственности (не приватизированные квартиры) в этом доме.
— Будет ли в ближайшем времени отремонтировано асфальтовое покрытие улицы Пионерской?
— Чтобы ответить на этот вопрос, следует пояснить, что в нашем
городе вся собственность делится на 3 уровня: федеральный, региональный
и муниципальный. Часть дорог, и улица Пионерская в том числе, находится
в собственности Московской области. На них рассчитаны средства из
областного бюджета. В случае с улицей Пионерской главной задачей с
нашей стороны была подготовка технической документации для
реконструкции этой улицы. От Ярославского шоссе до стадиона «
Вымпел»
ремонтные работы оцениваются в 2 миллиарда рублей. В этом году на
ремонт улицы Пионерской в областном бюджете недостаточно средств, и
поэтому пока он проводиться не будет. Однако как только средства на
ремонт этой улицы появятся, мы вплотную займёмся приведением её в
порядок. Ведь изначально Пионерская рассчитывалась именно как улица, а
не как магистраль, через которую транспорт будет идти из Мытищ в
Щёлково и обратно, из-за чего её экологическая обстановка сильно
ухудшилась. Поэтому «немагистральный» статус этой улицы следует
восстановить и не только отремонтировать её, но и переложить транзитные
пути.
А муниципальные дороги большей частью находятся на периферии
города — в Валентиновке, Первомайском. По поводу них у нас есть
пожелания граждан, которые уже включены в план по благоустройству. Этот
план со сроками исполнения мы обязательно опубликуем в первом квартале
этого года. Я думаю, что большая часть плана будет успешно реализована.
— Онкологическое отделение Центральной городской больницы находится в ужасном состоянии. Когда оно будет отремонтировано?
— Капитальный ремонт онкологического отделения планируется в
этом году, и на него в рамках программы «
Наукоград» федеральный бюджет
выделяет 11 миллионов рублей.