В гимназии № 5 прошёл научно-практический семинар «Нанотехнологии –
в школу!» В ходе пленарного заседания участников приветствовала
директор МОУ «Гимназия № 5» В.И. Журавель.
Свой доклад «Инновационное образование – инновационное мышление –
инновационное общество» представила кандидат педагогических наук,
заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия № 5»,
педагог-психолог Н.А. Королёва. «Нанотехнологии – экскурс в историю»
провела заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе,
учитель истории Е.Л. Новикова. «Нанотехнологии – в школу!» Так в виде
лозунга звучало название доклада учителя информатики гимназии № 5 Л.Н.
Климович. А директор научно-технического центра «Технопрестиж–XXI век»,
представитель Совета отцов МОУ «Гимназия № 5» В.Г. Лугин рассказал
присутствовавшим об опыте участия школьников в олимпиадах по
нанотехнологиям.
В ходе семинара, прошедшего в гимназии № 5, естественно, речь велась о том, какая может быть связь между нанотехнологиями и школой. Одним словом, говорили о том, как современная тематика нанотехнологий может звучать в школьных кабинетах, в рамках учебных программ и предметов.
Как уточнила В.И. Журавель, трудно поверить, что совершенно недавно о маленьких частичках нано можно было прочитать только в специальной литературе. А сегодня о нанотехнологиях много говорят, пишут и возлагают на них огромные надежды. По прогнозам учёных, нанотех-нологии в XXI веке должны
совершить такую революцию, как в XX веке совершили компьютеры. В XXI веке дан старт новой международной гонке нанотехнологий. В этом процессе первенства освоения будет зависеть место России и от российских школ, вузов. И активная работа системы среднего и высшего образования может позволить российской науке стать конкурентоспособной на международном уровне интеллектуальных разработок. Президент России в своём выступлении 6 октября 2009 года сказал, что по мнению экспертов, потребности соответствующих специалистов для нашей страны будут исчисляться серьёзными цифрами — 100—150 тыс. человек.
Дефицит кадров остаётся весомым для того, чтобы Россия всерьёз занималась нанотехно-логиями. И задача нашей школы, по словам В.И. Журавель, заинтересовать учащихся, проводить профориентацию. «Мы очень надеемся и рассчитываем на всех учеников нашей школы, других образовательных учреждений нашего города: может именно они сделают инновационный прорыв на благо всего человечества. И в результате будут получены и таблетки молодости, и таблетки здоровья, и многое другое полезное для человечества».
Нанотехнологии в качестве инноваций не должны быть «землёй неизведанной» в российских школах.
Между тем, как отметила Н.А. Королёва в своём докладе, по данным исследований 53% населения не знают, что такое инновации, а 27% предполагают, что это нечто новое. В то же время по данным тех исследователей 60% опрошенных уверены, что инновации — это хорошо. На самом же деле — это нововведения в области техники, технологий, организации труда и управления. Нововведения основаны
на достижении науки и передового опыта, они обеспечивают качественное повышение эффективности производственной системы и качество продукции, будь то система техническая или социальная, которой и является образование.
Тема нанотехнологий является одной из важных для образования. Насколько образование может ориентироваться в современной науке, в достижениях научно-технического прогресса, настолько дети будут способны в жизни сохранять конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому образование должно быть инновационным. Что понимается под таким образованием? Это образование способное, с одной стороны, к саморазвитию, а, с другой стороны, создаёт полноценные условия для полного развития всех его участников. А это и учащиеся, и родители, и учителя. И если в школе есть инновационный дух, тогда будет необходимый эффект.
Е.Л. Новикова отметила, что человечество во все времена пыталось улучшить условия своего существования. Поэтому в настоящее время невозможно представить жизнь без многих современных благ цивилизации. Освоение нанотех-нологий — это следующий шаг в развитии научно-технического прогресса. Это системы очень малого размера, способные выполнять команды человека. В последние годы центры научно-технического прогресса стали зависеть от использования искусственно созданных объектов порядка одного нанометра. Созданные на их основе вещества называют на-номатериалами. А способы их производства и применения — нанотехнологиями. Если взять определение, что такое «нано» — это совокупность процессов, позволяющих создавать материалы, устройства и технические системы, функционирование которых определяет наноструктуры. Нано — слово греческое и обозначает нечто маленькое. Важно помнить, что при уменьшении размера меняются свойства. А это может привести к производству новых видов продуктов в разных сферах человеческой деятельности.
Источник: газета "Спутник"