Закончившийся учебный год в школах Юбилейного, как никогда, был насыщен очень интересными событиями. Кроме обязательных предметных олимпиад в городе прошли литературные вечера, конкурсы сочинений, проектных и научно-исследовательских работ – мероприятия, требующие не школьных знаний (пусть и в расширенном объёме), а нестандартности мышления, любознательности, креативности, так ценимой сегодня, и, главное, желания и возможности выйти за рамки обязательного образования.
Впервые в Юбилейном на таком уровне прозвучала проектная деятельность, практически только осваиваемая нашей педагогикой в школах, но давно и с успехом применяемая за рубежом. Именно она даёт возможность свободы творчества, самостоятельности, требует собственной постановки задачи и самостоятельного поиска решения. Трудности на этом пути ждут и учителей. Это заинтересованность и очень большая работа, требующая не прямого наставления, а очень аккуратной помощи, подбора материалов, подсказки интересных идей, проведения обобщений.
Проект – это «высший пилотаж» педагога и ученика, их совместный труд. Неудивительно, что защита проектов на городской конференции стала своего рода подведением итогов учебного года и настоящим праздником знаний и поиска. Два дня самым творческим ученикам гостеприимно распахнула двери
гимназия № 5. Актовый зал и кабинеты превратились в «академию наук», потому что то, что можно было здесь услышать, точно не найдёшь ни в одном учебнике.
Защита проходила по научным секциям: математика, обществознание, филология, естествознание, информатика, технология. Хотя в некоторых случаях тема не поддавалась точной классификации. Именно проект даёт возможность поработать на стыке наук и предметов, открывая совершенно новые области. Проектная работа позволяет приблизиться к реальной жизни. Исследование атмосферы микрорайона гимназии № 5 Юбилейного, последствия техногенной аварии на Дулевом ручье в городе Королёве – только несколько тем, затронутых учениками в своих работах. Ни в каком учебнике не найдёшь таких знаний. А как важно в большой истории разглядеть страницы маленькой, но очень родной болшевской земли.
Можно исследовать своё любимое увлечение анимэ и познакомить с ним всех. Проект – это всегда не механическое усвоение материала, а кропотливая работа, изучение, обязательно собственный опыт и анализ. Это творчество!
Мне кажется, так интересно, как на защите проектов, не бывает ни на одном уроке. Это укрепляет надежду, что Юбилейный не сдаёт позиции интеллектуальной элиты, центра исследовательской мысли.
Неисчерпаемы и литературные таланты в нашем городе, что подтвердили муниципальные этапы областных конкурсов сочинений. Недавно прошедший День Победы подтолкнул к раздумьям и переживаниям. «Никто не забыт, ничто не забыто» – такая тема не могла не затронуть сердца. Не общие слова о значении войны и Победы, а истории своих семей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек – трогательные и возвышенные, светлые и печальные, в которых гордость за своих родных и за историю своей страны.
Родина – малая, большая и очень большая – Россия и Беларусь. Мы разные, но мы нераздельны. Об это размышляли участники муниципального этапа областной олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».
Как хорошо, что Управление образования и Учебно-методический центр нашли возможность в этом году отметить участников именно этих нестандартных интеллектуальных соревнований и их «самых творческих» – по словам начальника Управления образования Н.А. Чурсиной – педагогов. Награждение Почётными дипломами и грамотами прошло в гимназии № 5, в радостной, совсем не официальной, обстановке, с песнями и выступлениями юных артистов гимназии. Именно здесь чувствовался неразрывный союз учеников и учителей, радующихся вместе общим достижениям. А замечательные подарки – волейбольные и баскетбольные мячи заметно улучшили настроение всех учеников, напомнив о наступившем лете.
Хочется надеяться, что в следующем учебном году самых разных интеллектуальных соревнований обязательно станет больше, и они вовлекут в круговорот творчества новых учеников, раскрывая их способности, открывая жизнь.
Источник: Газета "Спутник"