Попросите ребёнка нарисовать «свой мир». Если это мальчик, то практически всегда на листе появятся башни крепости, самолёты в небе, рыцари и машины. А у девочки обязательно расцветут цветы, полетят бабочки, и над всем этим засияет солнце. Случайность? - Нет. Девочки и мальчики разные не только по внешним признакам. Прежде всего, они разные «в душе и в голове», они изначально различно воспринимают окружающее и реагируют на него.
Это наблюдение «из жизни» привела педагог-психолог детского сада № 41 И.А. Иванова на
семинаре-практикуме «Основы гендерной психологии для педагогов», организованном городскими методическими советами педагогов-психологов и логопедов и прошедшем в гимназии № 5.
Участниками семинара-практикума стали воспитатели, классные руководители, учителя начальных классов, педагоги-предметники всех образовательных учреждений города.
Педагог-психолог лицея № 4 Н.В. Кулыгина рассказала об особенностях физиологической и эмоциональной сферы у мальчиков и девочек, особенно обратив внимание на значительную разницу биологического возраста ровесников, проявляющуюся уже с рождения. Как показали наблюдения, девочки рождаются «взрослее» на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает иногда двух лет. В начальной школе мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на один год. Эти «тонкости» обязательно должны учитывать не только родители, но и учителя начальной школы, чтобы правильно построить весь процесс обучения и общения с учениками.
Учителя нередко сталкиваются со вспышками, казалось бы, необъяснимой раздражительности, непослушания, крикливости. Часто речь идёт и о детской жестокости. Помогала разбираться в таких ситуациях
педагог-психолог гимназии № 5 О.Н. Бочарова, раскрывая тему «Агрессивность мальчиков и девочек», которая, несомненно, затронула всех участников. Наглядны были примеры из литературы и истории. А вывод, что мальчики не более склонны к агрессии, чем девочки, только её проявления различны (девочки заменяют физическую агрессию вербальной, при этом ирония, сарказм выглядят мягче, но «бьют» больнее), заставил задуматься, насколько важно педагогу точно разобраться в ситуации. О.Н. Бочарова напомнила о психодраме, арт-, лого-, музыко-терапии и некоторых других приёмах снижения детской агрессивности, подчеркнув, что это работа не только с ребёнком, но и с окружающими его взрослыми.
О.И. Никулина -
педагог-психолог гимназии № 3 рассказала о «Мотивационной сфере мальчиков и девочек». Побуждая ребёнка к определённым действиям, необходимо учитывать различия в психологическом восприятии отношения окружающих у мальчиков и девочек. Оказывается, «мальчик или мужчина счастлив, если чувствует, что в нём нуждаются, и он может оказать кому-то необходимую поддержку. Женщина или девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую поддержку». Такое, противоположное восприятие окружающего мира обязательно должно учитываться родителями и педагогами.
Очень увлекательный тест с рисунком нескольких квадратов на определение типа мышления предложила всем участникам семинара О.А. Сорокина -
педагог-психолог «ЦРР - детского сада № 1 «Журавушка» и гимназии № 5. Её выступление «Интеллект мальчиков и девочек» содержал много интересных практических советов и рекомендаций учителям. Так, у мальчиков выше исследовательский интерес, стремление к изучению цельности предмета, они более изобретательны и креативны, поэтому они не терпят однообразия, с удовольствием решают задачи на сообразительность. Девочки лучше анализируют, но не обобщают, с удовольствием решают частные задачи. Эти и подобные различия учитель должен вкладывать в построение урока, в подачу нового материала.
О.В. Биглова - учитель-логопед детского сада № 1 обратила внимание на особенности познавательной сферы у мальчиков и девочек, и, прежде всего, в восприятии. Даже на физиологическом уровне здесь заложены различия: у мальчиков больше развито дальнее зрение (это определяет лучшие пространственные способности), а у девочек - ближнее (они лучше прочитывают текст, останавливаясь на деталях). В восприятии мира у девочек больше эмоций, а у мальчиков - логики и анализа.
Говоря о «Речевом развитии девочек и мальчиков»,
учитель-логопед детского сада № 1 Н.В. Чернова привела очень интересные факты зависимости развития речи ребёнка от отношений в семьях к сыновьям и дочерям. Часто речь взрослых (более эмоциональная с девочками и более конкретная с мальчиками) влияет на формирование разных подструктур мышления. Это проявляется и в речи: у мальчиков словарный запас больше за счёт общих понятий, глаголов и междометий, у девочек речь ярче, в ней больше прилагательных и «эмоциональных» существительных.
Как реализуется гендерный подход в дошкольном образовательном учреждении на примере
«ЦРР - детского сада № 41 «Звёздочка» рассказала
педагог-психолог И.А. Иванова. В практике воспитателей здесь игры и занятия: «Пожелания и комплименты», Дом «Добрых дел», «Цветок дружбы», «Мир мальчиков и девочек» и другие, в которых обращается внимание на занятия мужчин и женщин, на их различные качества, на отношения папы и мамы к ребёнку. Учитываются гендерные особенности в физическом воспитании, в проектной деятельности и даже в создании сценариев праздников, таких как День защитника Отечества.
Е.Ю. Шахова -
педагог-психолог школы № 2 - в своём выступлении «Как воспитать из мальчиков и девочек настоящих мужчин и женщин», опираясь на данные гендерной психологии, дала практические рекомендации, как в процессе воспитания правильно учитывать физические, психологические и эмоциональные качества мальчиков и девочек. «Во все времена мальчики в детстве хотят быть героями, а девочки принцессами...» - именно это правильный тип поведения, который должен поддерживаться взрослыми в самых разных жизненных ситуациях, потому что «недостаточно просто родиться мужчиной или женщиной, ими важно стать».
Прекрасная организация семинара-практикума позволила за несколько часов глубоко и серьёзно разобрать многие вопросы, волнующие учителей, ежедневно сталкивающихся с различным поведением учеников. Все участники выразили надежду, что полученные сведения помогут им правильно увидеть ситуацию и отреагировать на поступки ребёнка, понимая его физиологические, эмоциональные, психологические и другие особенности.
Как заверила руководитель проекта, кандидат педагогических наук,
методист УМЦ Н.А. Королева, подобная тема обязательно будет рассмотрена и на общегородском родительском собрании.
Источник: газета "Спутник"