В наше время практически все школы практикуют в образовательных целях поездки с детьми. Многие классные руководители организуют для своих учеников экскурсии по музеям, галереям, выставкам, порой даже отправляются с ребятами посмотреть и другие города нашей необъятной страны. Всё это, безусловно, играет огромную роль в развитии детей, в их образовании. Но у таких экскурсий есть один большой недостаток: они, как правило, случаются редко — один-два раза в год. Исправить этот недочет взялась учитель начальных классов королёвской гимназии № 9 Тамара Владимировна Зайцева, выработавшая для своих учеников целую систему экскурсионных поездок.
— Тамара Владимировна, как давно вы преподаете?
— Вообще стаж педагогический... лет сорок, наверное. Потому что у меня пять с лишним лет вожатского стажа: еще до работы в школе я в Ленинграде была вожатой. Потом закончила институт — стала учителем.
— Вы согласны с фразой, что быть учителем — это призвание?
— По отношению к себе, наверное, да, Потому что я никогда не шла на работу, как на каторгу. У меня такого не было. Хотя я как-то пробовала работать в детском саду месяца полтора, после чего сказала, что ноги моей там больше не будет. Мне дали самых маленьких детей, трехлеток. И, помню, был урок труда, нужно было лепить какую-то морковку. В итоге я за всех слепила эту морковку и решила, что к саду больше и близко не подойду. Также я не умею работать со старшеклассниками, как-то у меня не получается. Хотя, если иногда на замену отравляют, они меня все-таки слушают. Но, видимо, по строй памяти. Я их в начальной школе гоняла. (Смеется.) А вот начальные классы - это мое. Я люблю свою работу!
— Какие уроки вы сейчас ведете у ребят?
— У меня сейчас четвертый класс. Я веду у них русский, чтение, окружающий мир и риторику. И на экскурсии, конечно, езжу с ними каждый месяц.
— К вопросу об экскурсиях. Что сподвигло вас разработать целую экскурсионную программу для учеников?
— Я пришла к этому совершенно случайно. У меня был класс коррекции, давно когда-то, я уж не помню. А там семьи, сами понимаете, были сложные. В классе детей было мало: по списку человек пятнадцать, а ходило двенадцать или даже девять. Просто прогуливали. А родители как-то очень равнодушно к этому относились. И я решила, что нужно хоть куда-то вывезти ребят. Экскурсии по городу были очень дешевые в то время, с человека 10 рублей... Вот я с ними и стала на них ходить. Но тогда мы посещали экскурсии не систематично: наверное, за год раза четыре или пять на них сходили. Но мне очень понравилось - такие экскурсоводы замечательные, так интересно все рассказывали! И когда я потом взяла следующий класс после коррекции, общеобразовательный, я ребят сразу настроила на экскурсии. Причем сама составила план, рассчитала все на девять учебных месяцев, с этим пришла в музей в Костино и сказала, что мне нужно. Мне пошли навстречу, и я каждый месяц стала приводить класс. В сентябре мы слушаем про Болшево, в октябре — как наш город образовывался, как завод перевозили, что было до революции и после; в ноябре — у нас лекция про великих людей, которые здесь бывали (Орловы, Дурылин...); дальше нам рассказывают лекцию про коммунаров, потом про Великую Отечественную, затем две лекции проводят про космос, еще две — про Ленина, и одна экскурсия посвящена фольклору. Галина Петровна Микерина (смотритель музея), конечно, большой молодец, энтузиаст этого дела, очень мне помогает. Да и помощь родителей учеников весьма значительная. У нас есть мамы, которые не работают, и они с удовольствием ходят с нами в музей.
— Чувствуется, что вам самой нравятся эти лекции...
— Да, я с удовольствием на них хожу. Мне и в жизни это очень помогает. Все-таки родной город, его знать надо. Правда ведь? Однажды на семинаре я разговорилась с женщинами в гостинице, по-моему, они были из Самары и из Лосино-Петровска, про наши города. Они что-то пролепетали невразумительное — и все. А я им как начала рассказывать! Они меня остановить не могли. То есть благодаря вот этим экскурсиям я и сама много узнала. Ведь сама-то я неместная, в Королёве только последние тридцать лет живу.
— И как давно вы с учениками ходите на экскурсии по этому разработанному плану?
— Достаточно давно. Класс, который я сейчас веду, — уже третий или четвертый... Дело в том, что я не всегда беру с первого класса. Раньше бывало так: учительница, допустим, в декрет ушла после первого класса, тогда второй, третий и четвертый я учу, Потом было одно время, когда мне пришлось работать на два класса: в своем, четвертом, и еще в третьем. Но всегда с четвероклассниками мы ходили в музей.
— Эти экскурсии приносят результаты? По детям видно?
— Да, конечно. Ну, во-первых, знание своего города, истории своего города. Как там говорят? Если люди не помнят своего прошлого, то у них не будет и будущего? Вот, я так считаю, что если хоть какие-то крупицы знаний у них останутся — уже хорошо! А потом... ведь они ходят и всё записывают. Не всегда, правда, верно, но записывают. В конце года мы пишем отзыв об этих экскурсиях. Они, конечно, маленькие еще и не напишут нам четыре листа, поэтому по одной-две странички: что понравилось, что запомнилось, что в голове осталось. Я надеюсь, что, конечно, будет результат. Вот, предыдущие дети, которые у меня были... Там была такая девочка — Надя Зуева. Сейчас она уже в восьмом классе. Так вот Надя вообще сама добровольно писала отзывы после каждой экскурсии. И к концу года она сделала такую папочку под названием «Уроки краеведения», в которой по файлам были разложены все ее отзывы. Она такая энтузиастка всего этого была. И вообще мне везет на хороших детей. Знаете, даже класс коррекции был хорошим, такие отзывчивые ребята!
— Вашим ученикам нравится ходить в музей?
— Конечно, они слушают с большим удовольствием! Я перед каждой экскурсией их предупреждаю: «Мы с вами идем в музей работать, а не отдыхать». И, действительно, они это поняли. Все-таки надо знать историю своего государства, своего родного края. Обязательно! Я вижу, что им это интересно.
И, действительно, когда дети наперебой рассказывают об увиденном и услышанном из недавней экскурсии и хором отвечают, что им всё очень понравилось, — не это ли положительный результат такого подхода к образованию? Хочется верить, что все учителя последуют примеру Т.В. Зайцевой и создадут подобные экскурсионные программы на каждый месяц и для своих учеников. Ведь воистину, знание — сила!
СПРАВКА
Тамара Владимировна Зайцева родилась в Ленинграде, нынешнем Санкт-Петербурге. Там окончила Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и параллельно работала старшей вожатой. В это время вышла замуж за военнослужащего, который по долгу службы уехал на Камчатку. Через год, окончив университет, Тамара Владимировна переехала вслед за мужем на Камчатку, где прожила 10 лет. Все это время она проработала учительницей в школе.
Муж Т.В. Зайцевой родом из нашего Калининграда. Поэтому после Камчатки они переехали сюда, где и живут по сей день. Первые годы в Королеве Тамара Владимировна работала учительницей в школе № 10. Затем в нашем городе построили новую школу (№ 9), и Т М. Зайцеву туда перевели вместе с классом. В настоящее время она уже 27 лет работает учителем начальных классов и завучем гимназии № 9. Тамара Владимировна — победитель Первого городскою конкурса «Учитель года».
Источник: газета "Неделя в Подлипках"