Дошкольное воспитание — первое звено в единой системе образования,которое в сегодняшних условиях становится серьёзной базой всех последующих этапов. Это определяет возрастающую роль, как самого дошкольного воспитания,так и необходимость установления преемственности между детским садом и школой.
Преемственность дошкольного и школьного образования предполагает, с одной стороны, передачу детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению. А учитель начальных классов, получая накопленную за дошкольные годы информацию о ребенке (наблюдение психолога, воспитателя, собственные встречи с детьми и родителями), легче проводит первоклассников через адаптационный период - один из самых сложных за все школьные годы.
При этом задачей детского сада остаётся воспитание и развитие ребёнка (развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его простейшим школьным навыкам. В первый класс должны прийти дети, которые хотят и могут учиться. У них должны быть развиты психологические предпосылки овладения учебной деятельностью: познавательная и учебная мотивация, умение работать по образцу и по правилу, умение делать обобщения и выводы и д.р.
Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №37 «Рябинка» под руководством заведующей НА Бурзиной почти двадцать лет успешно сотрудничает в этом направлении с одной из лучших школ города Юбилейного и Московской области - гимназией № 3. В начале каждого учебного года составляется план совместной деятельности, в котором определяются основные направления в развитии преемственности между дошкольным и школьным образованием. Мы выделяем три основные составляющие этой работы: методический обмен и объединение педагогов, работа с родителями и работа с детьми.
Большое внимание и поддержку совместной работе уделяет директор гимназии № 3 Л. П. Данилина. Самое деятельное участие в развитии связей гимназии и детского сада принимает завуч по начальной школе гимназии № 3 Т.М. Мордовец. Постоянный контакт осуществляется с учителями начальных классов М.А. Калашниковой, А.М. Пустоваловой, M.B. Молчановой, C.H. Шибаевой, С.Г. Морозовой, В.Н. Воро-жейкиной, А.С. Козловой.
Единство методологического подхода, понимание требований школьных педагогов к базовой подготовке дошкольников обретаются на общих семинарах-практикумах, открытых занятиях, обменах опытом. Учителя начальных классов обязательно бывают на занятиях по математике и грамоте, проводимых педагогом детского сада И.И. Носковой, которая используя уникальные разработки, добивается очень высокого уровня подготовки наших воспитанников к школе. Дети подготовительной группы хорошо знают звуки, буквы, легко складывают слоги в слова, составляют сложные предложения. За основу преподавания математики взята система и методика Л.Г. Петер-сон (с использованием учебников и рабочих тетрадей этой серии), которая применяется и в начальных классах гимназии. Тем самым создаётся преемственность в системно-деятельностном подходе к обучению.
Обязательно учителя начальных классов приходят на встречи с родителями будущих первоклассников, где говорится не только о требованиях школы, но и даются полезные советы, обсуждаются проблемные моменты.
Самой важной составляющей совместной работы гимназии и детского сада является непосредственная работа с дошкольниками. Яркими событиями для детей в подготовительной группе становятся посещения гимназии № 3. К ним готовятся, их ждут. И каждый раз — это очень доброжелательная искренняя и, главное, хорошо подготовленная встреча. Уже на пороге наши дошкольники оказываются в центре внимания учителей и учеников. Большая группа делится на несколько подгрупп со своим «маршрутом движения».
Первый раз - обзорная экскурсия «Знакомство с гимназией», когда дети проходят по большим коридорам, классам, залам. Дошкольники должны привыкнуть к большим помещениям и объёмам. Здесь другой темп жизни. Ученики не просто показывают и рассказывают, а очень бережно с заботой проводят малышей по своему миру.
Несколько следующих посещений посвящены проведению настоящих «уроков» математики и грамоты. С будущими учениками работают учителя, набирающие первые классы. Бывая в детском саду на занятиях, они прекрасно знают игровые методики, используемые воспитателями. Поэтому и уроки в школе не пугают, а бесконечно увлекают детей. Они очень активны, легко общаются с педагогом, показывая свои знания, навыки и умения. Присутствуя на уроках с дошкольниками, Л.П. Данилина неоднократно отмечала высокий уровень подготовки к школе наших воспитанников.
Обязательно наших дошкольников приглашают в компьютерные классы, где их встречают учителя информатики Т.И. Герасимова и И.Н. Давыдова. Одним из самых интересных стал «мастер-класс», который провела с детьми учитель технологии О. В. Евграфьева. Её терпение и внимание помогли создать детям необычные розы из ткани, которые стали прекрасными подарками мамам.
Неоценима наша совместная работа с библиотекарем гимназии № 3 C.H. Резвой. Её энтузиазм и неистощимая фантазия всегда создают у детей праздничное настроение. Выставка и беседа о произведениях одного писателя, чтение сказки, просмотр журналов - каждый раз это что-то новое и необычное для детей.
Всё это создаст позитивную эмоциональную реакцию дошкольников, помогает им обрести уверенность в будущем, а в дальнейшем войти в школьную жизнь в атмосфере психологической комфортности.
Как уже отмечалось, сотрудничество детского сада и гимназии - «дорога с двухсторонним движением». Учителя начальных классов обязательно присутствуют на семинарах-практикумах, проводимых в детском саду, на родительских собраниях. И ученики гимназии всегда желанные гости у нас в «Рябинке». Сколько радости приносят нашим воспитанникам спектакли, показанные в группах, игры со старшими ребятами. Хорошая помощь — субботники на территории детского сада, уборка снега на участках, акция «Почини игрушку».
Такое сотрудничество детского сада и гимназии даёт заметные положительные результаты. Все мониторинга показывают, что у наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, они легко справляются с программой первого класса, создавая хороший задел на всё время обучения.
Известный психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии Д. Б. Эльконин определял, что «дошкольный и младший школьный возраст—это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Именно поэтому должна быть близка работа воспитателя и учителя начальных классов. Именно поэтому такое внимание мы уделяем проблеме преемственности детского сада и школы, успешно решая её при тесном взаимодействии. Выиграют от этого все, особенно дети.
B.C. КУЦЕВАЛОВА, старший воспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 37 «Рябинка»
Источник: газета "Спутник"