Стойкие пластилиновые солдатики в экспозиции «Про день Бородина», которой нигде и никогда еще не было.
Мог ли пятнадцатилетний Серёжа Киселёв, в конце 70-х годов XX века начиная лепить из пластилина своих солдатиков, предположить, что пройдут годы и его коллекция станет художественно-исторической ценностью?! Что через полтора года после его смерти в 2012 году, объявленном Президентом нашей страны Годом Российской истории, она начнёт триумфальное путешествие по музеям?! Что 1812 год и Бородинская битва -сражение между русской армией во главе с Кутузовым и французскими войсками под командованием Наполеона — основа увлечения молодого скульптора-минималиста окажется в центре внимания общественности?! Думается, что уже взрослый Сергей Викторович Киселёв вполне допускал, что настанет время особого «внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе», — как было сказано в указе Дмитрия Медведева. Но даже создавая своего тысячного солдатика, взрослый Сергей Викторович Киселёв продолжал оставаться очень скромным человеком, он без сомнения радовался тому, что его труд принесёт радость и новые знания другим людям.
Конечно, то, что увидели и услышали посетители Историко-художественного музея в подмосковном городе Юбилейном, когда впервые была открыта выставка пластилиновых солдатиков Сергея Киселёва, не может не понравиться, не заинтересовать, не восхитить!
По счастливой случайности сотрудница музея, экскурсовод Валентина Григорьевна Михайлова познакомилась с Антоном Стременовским, который в свою очередь познакомил её с милой москвичкой Катериной Киселёвой. И как раз в то время, когда Катя искала, где бы представить на обозрение невероятных по мастерству исполнения более тысячи пластилиновых солдатиков, лошадей и орудий времён Отечественной войны 1812 года, вылепленных её отцом, прожившим всего 46 лет. Московский музей — панорама Бородинского сражения было согласился принять в дар киселёвские экспонаты, но дочка скульптора-миниатюриста не готова расстаться с ними навсегда. Зато наш музей, директор Светлана Мизина со своей командой с удовольствием решили в течение месяца знакомить юби-лейчан с уникальными произведениями искусства. На открытии выставки Катя с таким интересом и упоением рассказывала об увлечении отца, что остаться равнодушным было невозможно!
Сергей Викторович Киселёв по образованию — литературный редактор, по пристрастию — военный историк. Он занимался лепкой в свободное время. Сделал небольшое число солдатиков, чтобы, как многие мальчишки, играть в «войнушку», воспроизводя сражения в военноисторическом клубе. Но красивые фигурки всё меньше хотелось отдавать под пусть игрушечные пушечные снаряды. После «боёв» пластилиновое войско неминуемо терпело вполне настоящие потери. Но Сергей продолжал лепить в расчёте на будущую масштабную реконструкцию сражений. Со временем его коллекция стала ни чем иным, как уменьшенной моделью армии. Полки создавались из приблизительного расчёта 1 фигурка на 100 реальных солдат. В экспозиции находятся 500 солдатиков с лошадьми и орудиями, они представляют около трети реальных сил, участвовавших в Бородинской битве.
Начав с индейцев, за три десятилетия Сергей развил своё мастерство до ювелирной точности в деталях. Знания особенностей военного обмундирования разных стран, сражений и исторических периодов он трансформировал в фигурки размером с зажигалку. На выставке в качестве наглядного пособия рядом с витринами, уставленными солдатиками, есть их поимённый перечень и показано Расписание (состав) войск русской армии, где отмечено, какие из частей вылеплены в миниатюре.
Наибольший интерес Киселёва-реконструктора заключался в соблюдении исторической точности. Этим, похоже, Сергей был увлечён даже больше, чем самой лепкой. Он ксерокопировал нужную литературу и читал на любом европейском языке. Множество папок бумаг с пометками на полях и целая библиотека словарей сохранились дома у его дочери. С годами в распоряжении Сергея стали появляться книги, а затем диски и даже Интернет-сайты. Он прекрасно ориентировался в этом огромном архиве и постоянно делал выписки, рабочие зарисовки и таблицы, некоторые из которых можно посмотреть на одном из стендов выставки.
— Папа занимался тем, что искал достоверные расписания частей, точные данные по смене состава полков и полководцев, — говорит Катя, — и данная коллекция — результат его изысканий. Эта экспозиция составлена на основе его записей, сделанных на подставках фигурок. Причём представители русского войска подписаны старорусским языком, а французского — соответственно по-французски. Мы постарались всё сделать так, как хотел бы папа.
Самая интересная полка для посетителей это та, где представлены именные фигурки известных личностей. Есть император Александр I, полководец Кутузов, кавалерист-девица Надежда Дурова, командиры и даже юнкера, которых, казалось бы, никто не должен знать, но которые хоть единожды фигурировали в мемуарах известных генералов. Сергею Киселёву было не чуждо чувство юмора. Некоторые его герои запечатлены в забавные жизненные моменты: вот солдат затыкает уши, другой кричит, третий закатывает штаны, четвёртый тащит кусок колеса и так далее. Глядя на них, становится понятно, что идёт действие.
Начинал творить Сергей Киселёв с определения облика своего будущего героя. Потом лепил пластилиновую «болванку» на проволочном каркасе. Затем «одевал» солдата или генерала в «правильную» униформу, снабжал положенными атрибутами, при необходимости, сажал на коня. Предметы и крошечные детали изготавливались из подручных материалов. В дело шли проволока, нитки, леска, скрепки, фольга, зубочистки, для раскрашивания знамён имелся целый арсенал ручек и фломастеров. Основой же основ — материалом для лепки служил самый обычный пластилин из магазина канцтоваров. Работал Сергей исключительно руками, редко применяя пинцет. Вылепленные фигурки надолго сохранили чуткое прикосновение и отпечатки его пальцев. Ими в каждую из них вложена душа и характер. Для мастера было очень важно, чтобы всякая фигурка при рассмотрении через лупу представляла, как живого, человека. Никто, кроме Сергея, никогда не брал в руки солдатиков из мягкого пластилина, кроме, как за подставку. Знание этого и ощущение, которое оно даёт, привносит трепет в восприятие картины истории.
В производстве находились сразу несколько фигур. Порой десятки, но на разных стадиях изготовления. Так Сергею интереснее было работать: одного он сегодня одевал, причём последовательно, начиная с белья и заканчивая мундиром со всеми деталями вплоть до пуговиц, другому ваял лицо, для коня делал заготовку, что-то ещё только рождалось у автора в мыслях. Готовые солдатики ничем не покрывались. Тем не менее, тысячное войско оказалось стойким даже без дополнительной защиты.
Интересно, что, попадая в созданную музеем атмосферу 200-летней давности, посетителей мысленно преследуют звуки то ли воображаемого, то ли настоящего боя, слышатся строки лермонтовского «Бородина», вспоминаются действующие лица романа Л. Толстова. Они прибавляют к увиденному красок и объединяют эпохи. Кажется, будто Бородинское сражение происходило только вчера, но не менее ощущается разделяющий нас временной океан. И всё это благодаря уникальным знаниям и мастерству русских умельцев-художников.
В.Г. Михайлова, С.Н. Мизина, Катерина Киселёва, О.И. Клименко, М.Ю. Катанская и Антон Стременовский
Источник: газета "Спутник"