Тезисы выступления на публичных слушаниях по проекту бюджета города Королёва на 2011 год.
2 декабря 2010 г.
Уважаемые жители города и их
слуги!
Каждый год в нашем городе к
немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ
приобщается 150-200 человек, в дальнейшем половина из них умирает от передозировок
либо от заболеваний, сопутствующих наркомании.
Учитывая равнодушие к этой
проблеме должностных лиц города, формализм и беспомощность в работе с
молодёжью, наши дети и подростки заранее обречены на попадание в группу риска.
Бюджетные средства, выделяемые
на здравоохранение, образование, культуру, спорт должны быть чётко увязаны с
основными принципами молодежной политики, ведь профилактика опасных заболеваний
среди детей и подростков и усилия по созданию системы позитивных нравственных
ценностей могут дать результат лишь там, где есть видение проблемы, где сформулированы
цели и поставлены конкретные задачи по их достижению.
В Бюджетном послании 25 мая 2009 г. «О бюджетной
политике в 2010-2012 годах» Президент Медведев предложил рассмотреть возможность
перехода начиная с 2011 года к программной структуре бюджета с одновременной
корректировкой классификации расходов. В ее основу закладываются
целевые программы, в которых могут предусматриваться и другие – кроме бюджетных
– инструменты достижения заданных целей: правовое регулирование, использование
имущества, меры налоговой и тарифной политики, и другие.
Совершенствование различных
инструментов программно-целевого планирования в рамках нового формата бюджета (а это целевые
программы, приоритетные нацпроекты,проекты Основных направлений деятельности Правительства) а также увязка показателей и итогов выполнения муниципальных контрактов с заложенными параметрами
бюджета, - все это позволило бы четко определить приоритеты, цели и резко
повысить эффективность использования бюджетных средств. Но не только! Это
прежде всего усилило бы дополнительными козырями позиции администрации при
распределении субсидий из бюджетов других уровней и обезоружило бы Минфин.
Однако основные направления
бюджетной политики города на 2011 год носят откровенно декларативный характер.
Больше, чем в половине из них присутствует слово «повышение»: повышение
качества, повышение уровня, повышение ответственности, повышение доступности,
повышение эффективности, повышение качества… Более того, одно из направлений
представлено как «Повышение прозрачности всех этапов бюджетного процесса». О
какой прозрачности можно говорить, если в проекте бюджета отсутствует даже
перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению в 2011 году?
Еще одно направление
бюджетной политики города – дальнейшая разработка долгосрочных муниципальных и
ведомственных целевых программ.
Зачем вводить жителей в
заблуждение? Вынесенный на общественные слушания проект бюджета содержит лишь 2
программы, где к тому же приоритетные направления государственной бюджетной
политики почти не присутствуют.
К чему это уже привело?
При сопоставлении проекта
бюджета с бюджетом Московской области на 2011 год можно сразу отметить – то,
что изначально закладывалось в доходную часть бюджета города, подверглось очень
серьёзной корректировке, причём в сторону уменьшения.
Так, только по одной из
позиций – субвенции на обеспечение и получение бесплатного дошкольного,
среднего и дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных
учреждениях – сокращение составило почти 100 млн. рублей.
Вот результат применения
устаревших принципов бюджетного планирования, невнятной бюджетной политики,
неумение или нежелание плотнее работать с областным Минфином.
Да, программный принцип
бюджетного планирования сам по себе является инструментом строгой бюджетной
дисциплины, и это сопряжено с определенными рисками. Но эффективная
хозяйственная деятельность заключается не в латании дыр с помощью имеющихся
ресурсов, а в грамотном управлении существующими рисками и их минимизации. И
тут без программ не обойтись.
Кстати, недавно Василий
Григорьевич Билоус рассказывал, как бился в
областном правительстве за подключение к программе расселения жителей из
ветхого и аварийного жилого фонда. Но когда были выделены средства, не были
учтены требования, которые предъявляются к их эффективному освоению, что привело
к исключению Королёва из программы. В том, что полученные 143 млн. рублей
скорее всего придется вернуть, сегодня обвиняют жителей, которые отказались
переезжать в новые квартиры. В действительности же, это результат слабой
подготовки необходимой документации и просчеты в организационной работе.
Андрей Викторович Сухомлинов тоже
затрагивал эту тему, задаваясь вопросом – почему же город, испытывая известные
сложности в строительстве спортивных объектов, не участвует в ФЦП «Развитие
физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы»?
Одна из её основных целей –
довести к 2015 году количество физкультурно-спортивных организаций и центров
для занятий спортом до 30 на 100 тыс. жителей. Учитывая количество проживающих,
у нас должно быть 55 физкультурно-спортивных организаций и центров, и задачи по
их строительству при желании могли быть выполнены за счет источников
федерального бюджета.
В рамках этой программы
планируется ввод в эксплуатацию почти 4 тысяч объектов, в т.ч. 1 тыс.
спортивных центров. Но это произойдёт там, где умеют обосновать необходимость
решения проблем программно-целевым методом планирования, чётко определить цели
и задачи, разработать перечень скоординированных мероприятий и увязать их с
реальными возможностями бюджета. Но не там, где имеющиеся ресурсы используются
лишь для латания дыр.
Есть и другие претензии по
доходной части бюджета. Так в 2010 году в административный кодекс внесены
изменения, в соответствии с которыми штрафы по многим статьям увеличены втрое!
Однако планируемые доходы от денежных взысканий и штрафов по сравнению с 2010
годом почему-то наоборот – снизились (более, чем на 3
млн. рублей). И это касается не только штрафов за правонарушения в
области охраны окружающей среды или дорожного движения.
В августе т.г. КоАП дополнен
ст. 13.27, которая предусматривает наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от 3 до 5 тысяч рублей за неразмещение в сети Интернет
информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в
сети Интернет установлена федеральным законом.
Пункт 6 ст. 52 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» обязывает
наряду с публикацией отчёта об исполнении бюджета публиковать сведения о
численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работниках
муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание.
Учитывая, что такие сведения
до настоящего времени в сети Интернет не размещены, у представителей органов
местного самоуправления, отвечающих за эту работу, уже сегодня есть возможность
пополнить бюджет города на сумму до 5 тысяч рублей.
Спасибо за внимание.