В клубе стихла музыка. Диджей забрал свои пластинки, закинул их в
рюкзак и отправился домой. Шесть утра. На улице первые прохожие. Скучно
идут на работу. Они не знают о той ураганной вечеринке, которая
закончилась на рассвете. Для них ночь — вычеркнутое из жизни время,
прошедшее во сне. А он отыграл в клубе восемь часов. И отдал свои
лучшие треки, свои эмоции тем, кто пришёл на танцпол. Праздник
закончился. Но что осталось?
Сегодня гости нашей редакции — трое немного невыспавшихся ребят,
которые точно знают, как подарить миру праздник. DJ Движок, DJ Maxtar и
DJ Гриша Fly. На их счету немало вечеринок в нашем городе и за его
пределами, они же организуют ежегодный королёвский конкурс диджеев.
Себя в шутку называют «старичками» и с высоты прожитых за диджейским
пультом лет говорят о новом поколении, покоряющем клубы.
Шаманим
Надо отдать должное стойкости характеров Движка, Maxtar’a и
Гриши Fly: накануне нашей встречи состоялась очередная вечеринка, и
поспать перед походом в редакцию им не удалось. Точнее так: Движок
отсыпался четыре часа, после чего пил кофе, делал зарядку и радовался
утру, Максим, как и Гриша, глаз не сомкнул.
— Вчера была традиционная staff party, — говорит Движок. —
Просто угарно! Я играл на этой вечеринке стиль, который можно,
наверное, назвать так: house-dance-pop, публика собралась отличная, все
от души веселились. Честно говоря, я уже давно сам так не плясал!
Закончилось всё часов в пять утра. Но хотелось ещё.
— Ну, для кого-то и не закончилось… — добавляет с улыбкой Гриша.
Движок, Максим и Гриша в клубной жизни уже больше десяти лет.
За это время они успели разобраться в разных музыкальных направлениях,
пережить духовную эволюцию и выбрать свой диджейский путь.
— Я душой привязан к drum’n’bass, jungle, ragga-jungle, —
рассказывает Движок. — Но тут такое дело: то, что сейчас называют
drum’n’bass, я таковым не считаю... Произошла подмена многих понятий,
всё упростилось. К примеру, что такое электро? В прошлом это была
ломаная музыка со сложным ритмом. Теперь же всё, что играет на
танцполе, готовы называть электро, хотя по сути это уже другой стиль. А
вообще я за любую позитивную музыку. Если музыка заставляет двигаться,
улыбаться, значит, всё хорошо.
— На самом деле все эти стили, определения придумали
журналисты, — произнёс Максим. — Есть музыка и есть движение. Всё
остальное — лишь слова.
— Музыка — это связующее звено людей, — поясняет Движок. — Люди
двигаются на определённых частотах, понимают друг друга без слов. Это
шаманский ритуал. К примеру, древние африканские обычаи: народ
отплясывал под барабаны, радовался жизни. С тех пор изменилась только
внешняя сторона. Люди собираются и идут в клуб, и диджей — это шаман, а
не просто человек, который управляет вертушками…
Исторический факт: древние шаманы умели входить в транс,
управлять мыслями и эмоциями людей. В этом плане диджеи продолжают
добрую шаманскую традицию.
— Своими треками мы заставляем людей двигаться, танец — это
своего рода транс, — говорит Движок. — Но вот что странно: теперь народ
приходит в клубы не для того, чтобы с кем-то танцевать, делиться
эмоциями. Сколько раз я видел, как девчонки отталкивают друг друга,
чтобы пробиться к зеркалу и отработать какие-то танцевальные движения…
Я, наоборот, могу закрыть глаза, слушать музыку, ловить ассоциации и
танцевать. Вот это настоящий кайф. И не думаю о том, кто как на меня
смотрит, кто как танцует… Но если я пришёл в клуб не с целью танцевать,
а чтобы, к примеру, с девочкой познакомиться, то тогда, конечно,
придётся по сторонам смотреть. (Улыбается).
Поэт и толпа
Когда видишь диджея на вечеринке, может показаться, что перед
тобой человек, у которого в жизни нет никаких проблем. Человек-позитив.
Улыбается, танцует, подпевает, ставит развесёлую музыку. Но заглянем,
что называется, за кулисы…
— Чем старше ты становишься, тем сложнее фальшивить эмоциями,
— говорит DJ Maxtar. — Ты стоишь за пультом и делаешь вид, что тебя всё
это заводит… Я шесть лет играл в королёвских клубах, был резидентом. И
всё, что от меня требовалось, — это качественно сводить радиоэфир.
Больше ничего, никакого творчества. С этой проблемой сталкивается,
наверное, каждый диджей, который не первый год играет. У тебя есть
выбор: либо уйти в андеграунд и чуть-чуть осмотреться, либо смириться.
Но нельзя играть без эмоций. А врать я не хочу.
DJ Maxtar, DJ Движок, DJ Гриша Fly сошлись во мнении: если ты
не играешь на вечеринке радиоформат, может возникнуть непонимание.
Народ завянет, будет стоять в сторонке, танцпол опустеет. А это полный
провал вечеринки.
— За годы игры моя позиция поменялась: я понял, что главная
задача диджея — подарить праздник, а не внушить себя, — рассказывает
Движок. — Так что играть нужно то, что нравится народу. Или идти на
закрытые вечеринки, где соберутся твои единомышленники. Надо поприжать
своё диджейское эго и дарить праздник. Вот такие дела…
Каждый решает проблему такого непонимания по-своему. Максим, к
примеру, перестал играть на вечеринках и только изредка приходит
помиксовать в клуб, чтобы не потерять навык. Его мечта — поставить
диджейский пульт у себя дома и играть для себя. Но может ли диджей
обойтись без слушателя?
— Я всё же надеюсь, что вскоре придёт время, когда народу
надоест то, что крутится на радио, и они захотят чего-то нового, —
говорит Максим. — Тогда диджей сможет, наконец, показать своё
творчество.
— А пока очень показательны корпоративы и свадьбы, на которых
приходится играть, — продолжает Движок. — Ты подбираешь музыку,
слушаешь разные пластинки, следишь за хитпарадами, несёшь людям лучшие
треки, а они не понимают. Знаешь, какую музыку чаще всего просят
поставить? «Намальную». Вот что хочешь, то с этим и делай.
Музыка народная
Увы, в большинстве клубов сегодня играет радиоформат, в разных
вариациях. Порой по пять-десять раз за ночь диджея просят поставить
один и тот же трек.
— Вот это я понять никак не могу, — восклицает Движок. —
Музыки ведь океан! Треков появляется столько, что прослушать всё просто
нереально. Но народ просит одно и то же…
— Толпе нужно всё, что проще, — считает Гриша. — У них
притупляется чувство нового. Они поймали знакомый аккорд — значит,
зажигают. Иначе пока не получается…
— Музыка, которая играет на радио, — это лишь вершина
айсберга, — добавляет Движок. — Появляется море нового, и диджей, как
диггер, ищет алмаз в куче мусора. И вот ты приносишь на вечеринку всё
лучшее, а тебя в десятый раз просят поставить «Волну» (трек «Волна» DJ
Smash and Fast Food. — Прим. автора)
Но всё же бывают вечеринки, на которых удаётся отдохнуть душой,
поиграть свои пластинки и увидеть отклик у тех, кто пришёл в клуб.
Тогда получается тот самый энергообмен, без которого ни один диджей
жить не сможет.
— Когда ты отыграл и увидел, как народ танцует, как их
зажигает твоё творчество, тогда к тебе возвращаются силы, — говорит
Движок. — Правда, наутро после отличной вечеринки остаётся какое-то
чувство пустоты. Все разошлись, ты собрал свои диски, отправляешься
домой. А вокруг — никого. Какое-то странное чувство. Рядом с диджеем
всегда праздник, но на душе бывает порой грустно. У меня есть свой
рецепт позитива: музыка, активный спорт и общение с близкими друзьями,
которые всегда тебя поймут.