Интервью председателя Совета депутатов Абрамова А.М. газете "Спутник"
Совет депутатов – кризис, несогласованность или рабочие моменты?
Объективность – возможно ли такое в городской газете? Мы
стремимся к этому. В последнее время на страницах «Спутника» высказала
своё мнение о положении в Совете депутатов часть депутатского корпуса.
Но взгляд на этот вопрос не может и не должен быть половинчатым.
Раскрыть позицию других депутатов (а их большинство), одновременно
гласно ответив на изложенные в газете претензии в свой адрес, счёл
возможным и необходимым
председатель Совета депутатов А.М. Абрамов. Начиная
разговор, Алексей Михайлович подчеркнул: «Это не мой ответ на статью
«Почему в Совете депутатов нет взаимопонимания» (газета «Спутник» № 70
от 26 сентября 2009 г.), а мнение большинства депутатов о том, что же
всё-таки происходит в Совете депутатов и почему».
Далее А.М. Абрамов продолжил: «Прежде всего, хочу подтвердить:
действительно, в Совете депутатов есть разница во мнениях по нескольким
важным принципиальным вопросам. И я считаю это хорошо. Было бы плохо и
подозрительно, если бы все депутаты думали одинаково. Это значило бы:
люди бездумно со всем соглашаются, относятся к своей работе равнодушно.
Им всё равно. Но в любом случае, если есть разница во мнениях, важно
разобраться, как она возникла. К сожалению, и этот вывод я постараюсь
доказать, многие депутаты понимают роль Совета депутатов в местном
самоуправлении несколько иначе, чем она трактуется в федеральных
законах».
Ярко продемонстрировал это состоявшийся недавно «круглый стол»,
где, к сожалению, некоторые депутаты и глава города призывали Совет
депутатов помогать Администрации. Что значит «помогать
Администрации»?
Мы не должны брать мётла или лопаты и вместо ЖКО или каких-то подрядных
организаций выполнять их работу. Речь не идёт и о том, чтобы руководить
исполнительной властью - этого мы тем более не хотим, хотя именно этого
некоторые опасаются. Мне кажется, всё здесь идёт от не совсем
корректной позиции некоторых городских руководителей и конкретно главы
города.
На том же «круглом столе» депутат Московской областной Думы Л.И.
Толкачёва, однозначно подчеркнула: Совет депутатов – не отдел
Администрации, «помогать Администрации» - это неправильная позиция. У
Совета есть чёткие полномочия – мы должны контролировать деятельность
исполнительной власти.
Еще раз подчеркну: основная функция Совета депутатов – от имени
народа и в интересах народа принимать правовые акты, т.е. местные
законы, по которым должен жить город и работать исполнительная власть
на благо горожан. И ещё одна из основных функций - контролировать, как
исполнительная власть действует в хозяйственной, финансовой и
административной сфере в соответствии с этими самыми местными законами.
В этом и заключается
основной источник противоречий между
позициями Совета депутатов и исполнительной власти - Администрации.
Никто не любит контроля над собой - это объективно. Поэтому, к
сожалению, в городе сложилась такая ситуация, когда чиновники всячески
противятся любому контролю. Об этом свидетельствует частое
непредставление или предоставление с задержкой по времени документов из
Администрации, а также активные меры по не допущению получения Советом
депутатов документов из МУП «ЖКО» в рамках назначенной проверки.
Конечно, с Советом депутатом тяжело «договариваться», особенно с
той частью депутатов, которая не ставит приоритетом
собственныеинтересы, а ещё надеется помочь городу и горожанам. Выход из
этой ситуации для тех, кому «мешает» контроль со стороны Совета
депутатов - генерация «противоречий» внутри Совета депутатов, что мы и
наблюдаем. Не хочу комментировать в целом позицию некоторых депутатов
(они сотрудники муниципальных организаций), но вышедшая в «Спутнике»
статья под названием «Почему в Совете депутатов нет взаимопонимания»
как раз и есть попытка «объяснения» этих причин.
Давайте попробуем разобраться с претензиями, высказанными в
данной статье. Первое, её автор указывает, что в Совете депутатов нет
согласованной деятельности между депутатами, и что работу председатель
организовал на принципах единоначалия. Очевидно, что в силу Закона это
не может быть так: во-первых, все решения в Совете депутатов
принимаются коллегиально, т.е. голосованием всех присутствующих.
Во-вторых, согласованная деятельность депутатов в принципе возможна
только при конструктивном подходе, а добиваться согласования только
ради согласования – опасный путь (к «торговле» голосами депутатов), это
будет выглядеть как уговоры и посулы депутатам ради сомнительной
согласованной позиции.
Второе, автор статьи говорит, что некоторые предложения комиссий
не выносятся на обсуждение. Это не соответствует действительности –
конкретных фактов нет. Зато требует внимания такой факт: предложение
комиссии по молодёжной политике, культуре и спорту (председатель А.В.
Строителев) о принятии «Положения о кубке Совета депутатов» были
направлены председателем Совета депутатов в комиссию по
законодательству, правопорядку и местному самоуправлению (председатель
Гацко М.Ф.). Оттуда этот вопрос перекочевал обратно в комиссию по
молодёжной политике, культуре и спорту по решению комиссии по
законодательству. При этом есть претензия Строителева А.В. о том, что
этот вопрос не решается. Согласитесь, кажется некорректным обвинение
кого-то в собственных недоработках.
Третье, в статье подчёркнуто «повышенное внимание» председателя
Совета депутатов к полномочиям главы города. Но ведь такое «внимание»
является моей обязанностью в соответствии с федеральным законом 131-ФЗ.
Это можно было бы считать даже похвалой, если бы не последующие
претензии. Совершенно ясно, что ситуация в городе будет тогда плохой,
когда Совету депутатов будет безразлично исполнение главой города своих
полномочий. Кто же тогда будет контролировать наших чиновников?
Этой же теме посвящена претензия о том, что деятельность
председателя направлена на конфронтацию с главой города. Скорее,
ситуацию следует рассматривать так: я не согласен на мир и благодушное
спокойствие любой ценой. Конечно, когда у Совета депутатов нет
претензий к Администрации, ситуация выглядит благодушной. Кому это
выгодно – не секрет. Что станет после этого с городом – понятно.
Большая часть статьи посвящена принятию Советом депутатов
«Порядка назначения на должность и освобождения о должности
руководителей муниципальных учреждений и предприятий городского округа
Юбилейный Московской области». Во-первых, наличие в городе такого
документа предусмотрено Уставом Юбилейного. Во-вторых, прошедшее в
недавнем прошлом увольнение руководителя муниципального телевидения
«без объяснения причин» сделало очевидным необходимость срочного
принятия данного «Порядка». Тем более что причины как раз ясны -
нежелание и боязнь выносить на суд горожан реальное положение дел в
нашем ЖКХ.
Действительно, принятие данного «Порядка» проходило сложно. Один
раз депутаты уже проголосовали за него, но глава города наложил вето.
Однако судьба этого документа, как и других муниципальных документов,
определяется федеральным законом №131-ФЗ, в соответствии с которым
Совет депутатов обязан рассматривать любой местный закон до тех пор,
пока не решит – в каком виде он должен быть принят, либо не должен быть
принят вообще. Но, если Устав города обязывает – значит, он должен
быть. Следовательно, работа по «Порядку» была продолжена. Камнем
преткновения в этом документе было только одно положение –
необходимость согласования увольнения руководителей муниципальных
учреждений с Советом депутатов. Депутаты выразили своё мнение: никто не
должен быть уволен «без объяснения причин». И, кстати, глава города с
этой позицией депутатов, в конце концов, согласился.
Автор статьи указывает на то, что председатель не доверяет
некоторым депутатам. Речь не о том – доверяю я или нет. Суть в том,
насколько конструктивно готовы работать депутаты в своих комиссиях,
рабочих группах и собственно в Совете депутатов. Очевидно, когда
депутаты любой ценой «тормозят» принятие нормативно-правовых актов
вопреки требованию закона, не имеет смысла привлекать таких депутатов к
разработке серьёзных документов. Например, при рассмотрении проекта
изменения в «Положение о публичных слушаниях по градостроительной
деятельности» депутат М.Ф. Гацко подтвердил необходимость приведения
его в соответствии с федеральным законом. Однако при голосовании он и
депутат Д.Д. Жигалина воздержались. На вопрос «почему их голосование
(т.е. дело) расходится с выраженным мнением (словами)?», была высказана
претензия об оказании на них давления. В результате таких действий,
которые можно признать откровенным саботажем, пока не удалось привести
в соответствие с федеральным законом местный правовой акт. Подчеркну,
что имеющееся сегодня в нём несоответствие с федеральным законом
нарушает права горожан и Совета депутатов в порядке назначения
публичных слушаний по вопросам градостроительства в городе. Конечно,
вызывает досаду и беспокойство нулевая результативность подобного
«сотрудничества».
Кстати, в качестве ещё одной претензии к председателю выдвигался
тезис о низкой продуктивности работы Совета депутатов. Действительно,
план за первое полугодие 2009 года выполнен всего на 30%. И это я особо
подчеркнул в своём отчёте. Однако при этом моя обязанность как
председателя - подготовить и вынести вопрос на обсуждение Совета
депутатов. И эта обязанность была выполнена на 100%. А вот сложившаяся
ситуация, при которой некоторые вопросы не были приняты Советом в виду
подобных разногласий (см.выше), либо на принятые решения было наложено
главой города вето, требует отдельного серьёзного рассмотрения. Как
следствие данной ситуации - результативность работы Совета депутатов
всего в 30%.
Особого внимания заслуживает уже набившая оскомину претензия по
вопросу оплаты моего труда и режима работы. В её подтверждение автор
статьи сетует на то, что председателя нечасто можно застать на месте. И
не надо заставать: проще позвонить по телефону Совета депутатов или
мобильному и договориться о встрече. Кстати, ещё ни один горожанин,
включая автора статьи, не получил отказ во встрече, в том числе, в
выходные и праздники. А вот то, что я не прикован к своему кабинету -
моя сознательная позиция. Невозможно узнать реального положения дел в
городе, просиживая штаны в кресле. Совершенно не гнушаюсь посещений
подвалов, котельных, разрытых канав, не пренебрегаю визитами в
общественные организации и просто к гражданам. Именно такие встречи, а
не только обращения в Совет депутатов одних и тех же людей с активной
гражданской позицией (и спасибо им за это), могут дать реальную
картину. То, что я не всегда присутствую на городских мероприятиях,
тоже позиция принципиальная. Считаю: власть должна быть такой, чтобы
видны были её дела, а не она сама в разных ракурсах на всех подряд
праздниках.
Не совсем понятным кажется сожаление автора статьи о том, что
депутаты не могут материально стимулировать председателя. Т.е., с одной
стороны в статье звучит критика работы председателя, а с другой, автор
жалуется, что меня нельзя премировать. В части того, что я отказался
получать зарплату – уверен: человеку, который не может себя назвать
нуждающимся, стыдно садиться на шею городу и выписывать себе зарплаты и
премии из бюджета, в котором итак не хватает денег педагогам, врачам и
пенсионерам. Считаю, что было бы неплохо, особенно в период кризиса,
многим городским руководителям пристрастно пересмотреть объем своей
заработной платы.
Теперь о главном:
почему же в Совете депутатов нет
взаимопонимания? Думаю, оттого, что часть депутатов – представители
муниципальных учреждений и предприятий. И позиция многих из них
априори, в большей или меньшей степени, зависит от мнения, от позиции
главы города. Потому они и лоббируют интересы исполнительной власти.
Какие именно?
- Непринятие правовых актов, усиливающих, а иногда просто устанавливающих контроль за деятельностью чиновников.
- Ослабление контроля над принятием бюджета и распоряжением бюджетными средствами.
- Ослабление контроля за распоряжением муниципальным имуществом.
Октябрьское заседание Совета депутатов наглядно подтвердило такое
положение дел. Очень неловко было наблюдать, как в перерыве заседания
Совета депутатов группа «лояльных» депутатов гуськом направлялась в
кабинет главы города за консультацией и получением указаний. И уж тем
более, никуда не годится поведение тех же депутатов, когда перед
рассмотрением «неудобных» для Администрации вопросов все они - 8
человек (а 5 из них даже без объяснения причин) – в спешном порядке
покинули заседание Совета депутатов. Тем самым «устранив» кворум. В
результате Совет депутатов не смог рассмотреть ряд вопросов, в том
числе и об утверждении плана работы Контрольного органа, который также
призван осуществлять контроль за использованием бюджетных средств и
муниципального имущества.
Я часто встречаюсь с членами Совета Федерации РФ и депутатами
различных уровней, и могу небезосновательно заверить: проблема
«взаимопонимания» является болезнью Совета депутатов не только нашего
города. Таких примеров много. Причина одна: нежелание администраторов
признавать за собой контроль народа, представителями которого и
являются депутаты.
В этой ситуации вижу только один выход – предать максимальной
гласности деятельность Совета депутатов. В связи с чем, полагаю
необходимым в обязательном порядке освещать все важные городские
вопросы, выносимые на заседания Совета депутатов, порядок и причины их
рассмотрения, персональное голосование депутатов. Думаю, будет
правильно открыть в газете «Спутник» цикл статей по принятым и
принимаемым Советом депутатов решениям.
До тех пор, пока в Совете депутатов остаётся конструктивное
большинство - большинство, реально заботящееся о нуждах и проблемах
города и его жителей - у меня остаётся вера, желание и настойчивость в
решении этих самых проблем. Хочу себе и вам пожелать скорейших
позитивных перемен».
Редакция «Спутника» надеется на конструктивное сотрудничество со
всеми «ветвями власти» Юбилейного. И в дальнейшем мы будем
предоставлять наши страницы для высказывания различных мнений депутатам
и представителям Администрации. Тем самым, давая возможность горожанам
самим разобраться в ситуации и сделать собственные выводы.