4 ЦНИИ является градообразующим учреждением, многие жители здесь служили, работали, им не безразлична судьба этого ведущего военного научно-исследовательского института, которому предстоит в ближайшее время пройти беспрецедентное сокращение, такого не было за всю историю его существования. В этой связи возникает много вопросов, поступающих и в адрес Администрации, и в адрес Совета депутатов, и в адрес газеты «Спутник».
На вопросы социально-правового характера, с которыми сталкиваются сегодня командование и личный состав 4 ЦНИИ Минобороны России, отвечает депутат Совета депутатов г. Юбилейного, Заслуженный юрист Московской области
полковник юстиции Гацко Михаил Фёдорович, являвшийся последние четыре года заместителем начальника 4 ЦНИИ по воспитательной работе, и как никто другой знающий социальную обстановку в институте.
- Михаил Фёдорович, расскажите, чем обусловлено нынешнее радикальное сокращение института?- Это вызвано происходящим процессом преобразования Вооружённых сил Российской Федерации в более компактные и мобильные, состоящие из частей постоянной боевой готовности. В этой связи всё не боевое, а это учреждения военного образования и военной науки, военной медицины и санаторного обеспечения, военно-финансовые и юридические службы, воспитательные и тыловые органы, а также иные обеспечивающие структуры, решено максимально сократить, при этом до минимума свести в них численность военнослужащих, в первую очередь офицеров и прапорщиков.
Как известно, на начало 2009 года Вооружённые силы Российской Федерации насчитывали порядка 1100 тыс. военнослужащих. Из них: 355 тыс. офицеров и 140 тыс. прапорщиков (мичманов) на 605 тыс. солдат (матросов) и сержантов (старшин). Таким образом, налицо явная диспропорция: количество офицеров и прапорщиков составляет чуть ли не половину от численности всей нашей армии и военно-морского флота. Такого не должно быть в современной армии, иначе офицеры неизбежно будутвы-полнять сержантские и ефрейторские функции, а оплата их ратного труда соответствовать этим функциям. В этой cвязи осенью 2008 года Президент Российской Федерации принял решение о приведении Вооружённых сил к облику XXI века. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1878сс штатная численность Вооружённых сил Российской Федерации с 1 января 2016 г. должна составлять 1 млн военнослужащих. При этом общее количество офицеров в Вооружённых силах Российской Федерации должно быть сокращено с 355 тыс. до 150 тыс. В результате указанного сокращения доля офицеров будет не больше 15% от общей численности военнослужащих (на 1 января 2009 г. она составляла 31,8%), что будет соответствовать параметрам, принятым в современных зарубежных армиях.
Кроме того, в структуре офицерского состава предполагается значительное уменьшение количества старших офицеров, при увеличении доли младших офицеров, что очевидно обоснованно, поскольку устранит сложившийся дисбаланс в офицерском корпусе.
В Министерстве обороны Российской Федерации принято решение сократить, прежде всего, те должности офицерского состава, которые могли бы выполнять гражданские специалисты. Это военные медики, финансисты, спортсмены, работники тыловой сферы, а также военные психологи, социологи, журналисты, юристы и, как нам ни горько отмечать, военные учёные-исследователи. Понятно, что отдельные научные должности могут занимать только военные специалисты, например, на испытательных полигонах и в испытательных ча-стях,новвоенныхнаучно-исследовательских институтах, как известно, и раньше должности научных сотрудников могли занимать не только военные, но и гражданские лица. В этой связи руководством Минобороны России было принято решение о существенном сокращении численности офицерского состава военных НИИ.
4 ЦНИИ Минобороны России должен стать полностью гражданским, в этой связи начато поэтапное сокращение офицерского состава института. В ноябре 2009 года в штате института на две трети уменьшилось количество военнослужащих, а к февралю 2010 года институт должен быть полностью укомплектован только гражданскими специалистами.
- Михаил Фёдорович, каково Ваше личное отношение к происходящей «оптимизации» 4 ЦНИИ?- Признавая целесообразность приведения Вооружённых сил Российской Федерации к облику XXI века, я не могу приветствовать стопроцентное сокращение численности офицерского состава в нашем институте. Четверть века моей военной службы прошла в научно-испытательных частях и научно-исследовательских учреждениях РВСН, и я убеждён, что огульное «разофицеривание» военной науки будет иметь негативные последствия.
Как кадровый офицер я не вправе публично обсуждать уже принятые решения вышестоящего командования, однако должен заметить, что столь радикальные изменения в системе комплектования института могут негативно сказаться на результатах научной деятельности, поскольку при переводе военных должностей на гражданские, могут уйти молодые специалисты, а замену им найти будет сложно. Ведь оплата труда гражданского специалиста в Министерстве обороны ещё далека от среднерыночных показателей. Более достойно оплачивается труд гражданских научных сотрудников, имеющих учёные степени и звания, а также значительный научный стаж. Если они ранее проходили военную службу и имеют
право на военную пенсию и льготы, то с учётом этого их уровень доходов, пожалуй, будет удовлетворительным. Однако молодые офицеры, ещё не защитившие диссертации и не заслужившие военные пенсии, в случае их увольнения с военной службы вряд ли смогут прожить на зарплату гражданского научного сотрудника, которая составляет сегодня порядка 17 тыс. рублей в месяц. Её даже не хватит на поднаём жилья в нашем городе, а ведь большинство молодых специалистов нашего института не обеспечены жильём, и многие вынуждены его снимать. Замечу, что гражданским лицам, в отличие от военнослужащих, не положена выплата денежной компенсации за поднаём жилья.
Таким образом, можно ожидать, что если в Минобороны России не будет решён вопрос повышения должностных окладов лиц гражданского персонала, то на научных должностях в военных НИИ останутся преимущественно пенсионеры, ветераны ракетных и космических войск, а также те немногие патриоты военной науки, для которых размер заработной платы не имеет существенного значения.
Несмотря на весьма скромные размеры оплаты ратного труда военнослужащих, у них всё же сохранились некоторые натуральные льготы. Это право на ежегодный бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно (включая членов семей военнослужащих), право на обеспечение ведомственным служебным и постоянным жильём, а также право на участие в ведомственной ипотечно-накопительной системе. Ничего подобного гражданским сотрудникам Минобороны России не гарантируется.
Кроме того, неизбежно возникнут проблемы при командировании гражданских сотрудников. Как известно, военнослужащий получает денежную компенсацию взамен упразднённой ранее льготы на бесплатный проезд в общественном транспорте. У гражданского специалиста такого рода компенсаций нет, а проезд на общественном транспорте, как известно, давно не дёшев.
- Какие ещё социально-правовые проблемы возникают при массовом сокращении офицеров в 4 ЦНИИ?- Понятно, что за один день сократить такое количество офицеров не представляется возможным, прежде всего, по причинам материального характера. Военнослужащие, которые имеют 10 лет выслуги и более, должны быть сокращены с выплатой положенных им денежных средств, и это, безусловно, будет выполнено, но самый сложный вопрос - обеспечение жильём. При увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащему, прослужившему 10 лет и более, должно быть во внеочередном порядке предоставлено жильё. И вот, в связи с предстоящим сокращением, мы столкнулись с проблемой: у нас более 500 военнослужащих нуждаются в улучшении жилищных условий, из них уже более 360 признаны имеющими право на внеочередное получение жилья. Это, как минимум, два-три жилых дома. Однако жилья в настоящее время в таком объёме нет, поэтому вопрос будет решаться в соответствии с законом. Закон предполагает, что если военнослужащий даёт согласие на увольнение без обеспечения жильём, но с оставлением его в очереди, то он увольняется, получает денежный расчёт и остаётся в списке внеочередников ожидать момента получения квартиры. Если же военнослужащий отказывается от увольнения без предоставления жилья, то его нельзя уволить, несмотря на сокращение должности, он зачисляется в распоряжение командира (начальника) и выполняет служебные обязанности, не должностные, а общие и специальные, и ждёт получения квартиры. Поэтому значительная часть бесквартирных военнослужащих института будет выведена в распоряжение командира (начальника), где они будут находиться до момента предоставления им жилых помещений. Таким образом, одна из наиболее острых проблем, возникающих при сокращении института, - это социальная, жилищная проблема, решение которой может затянуться на годы.
- Каковы социально-правовые гарантии длявоеннослужащих, подлежащихувольнению в связи с сокращением института?- При увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащий имеет право на начисление ему военной пенсии (если он отслужил 20 лет и более в льготном исчислении), а также на выплату ему единовременного пособия, размер которого зависит от общей продолжительности военной службы и составляет от 5 до 20 окладов денежного содержания.
С выплатой единовременного пособия при увольнении никаких проблем сегодня нет: все, кто сейчас увольняется из 4 ЦНИИ, получают положенные им денежные выплаты в полном объёме и своевременно.
Федеральным законом «О статусе военнослужащих» гарантируется, что военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение 5 лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере 40% суммы оклада денежного содержания, за каждый год свыше 15 лет - 3% суммы оклада.
Для начисления указанного ежемесячного социального пособия лицам, уволенным с военной службы в связи с ОШМ, необходимо обращаться в военный комиссариат.
Также увольняемые с военной службы военнослужащие имеют право на профессиональную переподготовку. Как известно, офицеры оканчивали военные учебные заведения, в связи с чем их специальности имеют свою специфику. На рынке труда, может быть, такие специальности сегодня не будут востребованы по профилю, полученному в военном учебном заведении. В этой связи каждый военнослужащий имеет право на профессиональную переподготовку, если он увольняется по возрасту, состоянию здоровья или организационно-штатным мероприятиям и при условии, что он имеет более 5 лет выслуги, не считая времени обучения в военном учебном заведении. Продолжительность обучения - до четырёх месяцев. Желающие пройти переподготовку по очной форме отправляются в соответствующие военные высшие учебные заведения. Но не все хотят проходить переподготовку с отрывом от службы. В Минобороны России также возможна форма дистанционного обучения.
Мной уже сформирована группа военнослужащих по профессиональной переподготовке, численностью 30 человек, учёба начата с первого декабря. В течение 7 месяцев военнослужащие по 500-часовой программе будут проходить переподготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление», по завершении учёбы они защитят дипломную работу и получат государственный диплом Московской академии государственного и муниципального управления (МАГМУ). Каждый военнослужащий, обучаемый по программе профессиональной переподготовки, получил пакет компьютерных программ, включающий электронные учебники, правовые базы, тестирующие программы и обучается самостоятельно. Он должен сдать методом компьютерного тестирования 30 зачётов и экзаменов. Всё обучение происходит без выезда за пределы военной части, также и государственный экзамен: в июне к нам приезжает государственная экзаменационная комиссия, и непосредственно здесь у нас будет проходить экзамен.
Состав обучаемых по программе профессиональной переподготовки достаточно широк. В группе есть практически все категории офицеров - от лейтенантов до полковников, от младших научных сотрудников до заместителя начальника управления. Некоторые имеют учёные степени. В группе имеются члены семей военнослужащих, которые также по закону имеют право пройти профессиональную переподготовку.
Это уже вторая группа, первая была набрана в ноябре прошлого года, они уже успешно защитили дипломные работы, получили дипломы, некоторые из них уволены с военной службы и работают на различных должностях, в том числе в административно-деловом центре г. Юбилейного.
Военнослужащие, увольняемые с военной службы, также учатся заочно в Московском новом юридическом институте, где по юридической и экономической специальностям обучаются уже несколько десятков наших военнослужащих. Кроме того, нами рассматривается предложение по переподготовке военнослужащих на факультете переподготовки Королёвского института управления, экономики и социологии. Так что с профессиональной переподготовкой военнослужащих сегодня особых проблем не возникает, все, кто желает, проходят обучение.
- А как планируется решать жилищную проблему?- Это самый сложный вопрос. Как я уже говорил, более 360 военнослужащих нуждаются в обеспечении жильём во внеочередном порядке. Ещё значительное количество офицеров, более 150 человек, которые пока остаются служить (институт сокращается поэтапно) нуждается в обеспечении жильём. Конечно, решение этой проблемы зависит не от командования института, а от решения задач на более высоком уровне, от финансирования жилищного строительства в масштабах Вооружённых сил. В этой связи возникает ряд проблем. Так, Министерство обороны строит жильё для увольняемых офицеров, но строительство это ведётся компактно, в отдельных регионах. Сейчас на территории Московской области есть готовое жильё, его предлагают нашим военнослужащим в г. Серпухове, а также в перспективе в г. Чехове, но не все желают после увольнения туда переезжать, на это обычно соглашаются лишь офицеры, которые находятся в конце очереди и понимают, что получить жильё в г. Юбилейном достаточно сложно. А вот в городе Юбилейном, к сожалению, строительство жилья для военнослужащих в массовом порядке давно не ведётся. Однако в 2010 году мы ожидаем, что начнётся строительство 200-квартирного жилого дома на территории самого института. Понятно, что 200-квартирного дома не хватит для всех очередников, решением проблемы было бы разрешение ситуации с замороженным строительством жилого комплекса
«Лесная корона» (как вы знаете, он стоит не первый год). На территории
«Лесной короны» Министерство обороны по имеющимся договорам в домах первой очереди имеет долю порядка 20%. Выполнение указанных обязательств позволило бы обеспечить жильём почти всех остальных бесквартирных военнослужащих.
- Что же предпринимается в настоящее время для временного обеспечения военнослужащих жильём?- Имеющийся фонд служебного жилья и благоустроенных комнат в общежитиях уже давно не удовлетворяет потребности личного состава института. В этой связи для бесквартирных военнослужащих создана жилая зона на территории института, уже несколько служебных корпусов переоборудованы под общежития, и там военнослужащие проживают вместе с членами их семей. Ясно, что там условия далеки от идеальных. В местах временного проживания отсутствует штатный обслуживающий персонал, как например в общежитиях. Поскольку территория института закрытая, возникает и проблема проезда и прохода на неё. Уборка территории также возлагается на самих проживающих, поскольку отсутствуют коммунальные службы.
- Могут ли выселить бывшего военнослужащего из служебного жилья, общежития или места временного проживания, если он будет досрочно уволен с военной службы?- Если военнослужащий имеет 10 лет общей продолжительности военной службы и при этом увольняется по льготным основаниям (по здоровью, по выслуге лет или по ОШМ), я вас уверяю, такого не будет. Однако, если у военнослужащего, увольняемого с военной службы, меньше 10 лет общей продолжительности военной службы, либо он увольняется по нельготным основаниям (по собственному желанию, по окончании контракта, либо по невыполнению им условий контракта) и имеет менее 20 лет общей продолжительности военной службы, то жильё ему не положено, и его могут в судебном порядке выселить без предоставления иного жилья.
- Как сейчас функционирует институт и что его ожидает в 2010 году?- По-прежнему институт справляется с решением стоящих перед ним научных задач. Однако основная тяжесть научного труда ложится на военнослужащих, ещё находящихся на военных должностях, а также на гражданский персонал. Вместе с тем, более половины военнослужащих с 9 ноября 2009 года же выведены в распоряжение командования и не исполняют постоянных должностных обязанностей. Оставшиеся военнослужащие будут выведены в распоряжение командования уже в феврале 2010 года. В распоряжении командования военнослужащие могут находиться до 6 месяцев. В этот период будет решаться их дальнейшее предназначение. Военнослужащих, выслуживших установленные сроки военной службы и имеющих право на военную пенсию за это время, уволят при условии наличия у них жилья. Те же, кто не дадут согласия на увольнение с военной службы без предоставления жилых помещений, будут находиться в распоряжении командования и сверх 6 месяцев. Молодые же офицеры вправе продолжить военную службу в войсках либо в иных «силовых» структурах.
Все выведенные в распоряжение военнослужащие получают денежное содержание, однако уже не в полном размере. Им не выплачиваются надбавки за секретность, за учёные степени, а также премии, в результате они теряют до 20% ранее установленного денежного довольствия.
К февралю 2010 года общая численность института сократится более чем на половину, при этом все должности от рядового сотрудника до начальника 4 ЦНИИ станут гражданскими. Часть уволенных офицеров может остаться в институте в качестве гражданских специалистов, однако количество гражданских должностей значительно меньше количества увольняемых военнослужащих. В этой связи ожидается отток молодых специалистов из института. Научные школы пока сохранятся, но в перспективе неизбежно возникнет вопрос подготовки профессиональных кадров из числа молодых гражданских специалистов.
В ближайшем будущем 4 ЦНИИ Минобороны России сохранит свою административную самостоятельность. В настоящее время его не планируют объединять с другими научно-исследовательскими институтами либо придавать профильным военным академиям, как это происходит с иными научно-исследовательскими организациями Минобороны России. Вместе с тем из состава 4 ЦНИИ уже выведены 1-й и 2-й научно-исследовательские центры, расположенные в г. Москве и г. Санкт-Петербурге и входившие в состав института на протяжении последних 12-ти лет. Будет уменьшено и количество научных подразделений, дислоцирующихся на нашей основной территории (г. Юбилейный). Соответственно будет уменьшен и спектр военно-научных задач, решаемых институтом. Будем надеяться, что в новом компактном и полностью «цивильном» облике он сохранит свою самостоятельность, а также авторитет ведущей научно-исследовательской организации Ракетных войск стратегического назначения.