Четверг, 25.04.2024, 13:29
 Категории
Новости сайта [96]
о жизни ресурса...
Новости г. Юбилейный [1383]
все события Юбилейного
Новости г. Королёв [4706]
все события Королёва
Интервью [209]
с известными людьми
Персона [44]
об интересных людях города
Афиши и расписания [121]
мероприятий и событий
Новости МО [23]
новости Московской области
Новости ЮБиКа [0]
лучшие новости недели
 Реклама

Реклама на сайте
 Новости
 Сохранить в соцсети


Новости города Королёв
Главная » Новости городов » Интервью » 2010 » Январь » 19

Система образования в Юбилейном - положение дел на сегодня

18:38
   Новый 2010 год в России объявлен Годом учителя. Вперые важность профессии педагога подчёркнута на государтвенном уровне. Образование – одна из главных и, пожалуй, самая успешная сторона жизни Юбилейного. С чем подошёл наш город к началу Года учителя, что предстоит сделать, мы попросили рассказать Начальника Управления образования, культуры, молодёжной политики и спорта Наталью Александровну ЧУРСИНУ.


– Наталья Александровна, как бы Вы охарактеризовали общее состояние образовательной системы города?
     – 2009 год стал для нас очень значимым. Принят ряд важных законов, программ, постановлений, направленных надальнейшее совершенствование и развитие системы образования. Продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Образование» и одного из важнейших направлений – комплексной модернизации образования.
    Закончился второй этап реализации комплексной целевой программы «Развитие муниципальной системы образования г. Юбилейного Московской области на 2008–2011 годы», который предусматривал разработку и апробацию моделей развития образования по различным направлениям. Анализ положения дел позволил определить ключевые вопросы, которые были учтены при выполнении разделов Программы, предназначенной для управляемого перевода муниципальной системы образования в новое состояние.
    Третий год Управление образования и учебно-методический центр внедряют новую систему оценки качества образования (кластерную модель) во всех общеобразовательных учреждениях города. Всоответствии с данной методикой была проведена их кластеризация по показателям качества условий, процесса и результата. Это дало полную картину состояния всей муниципальной системы образования, выявило как общие проблемы, так и специфические для каждого общеобразовательного учреждения. Кластерная модель явилась одним из ресурсов развития системы образования Юбилейного, а данный анализ привёл к повышению мотивации директоров учреждений к более глубокой оценке качества своей деятельности и деятельности своего коллектива.
    Актуальными остаются вопросы совершенствования качества образования, развития его доступности и эффективности, овладение выпускниками знаниями, умениями и навыками, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда. Требует дальнейшего совершенствования работа по воспитанию учащихся, формированию у школьников гражданской ответственности, патриотизма, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

– Как реализуется в Юбилейном приоритетный национальный проект «Образование»?

    – Все направления национального проекта «Образование» выполнены, и в этом активное участие приняли образовательные учреждения города. Вознаграждение за совершенствование воспитательной работы выплачено 137 классным руководителям.
    В конкурсе лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» победителями муниципального и областного конкурсного отбора стали: Л.А. Вощилина – учитель иностранных языков гимназии № 5, С.Н. Шибаева – учитель начальных классов гимназии №3, Г.М. Мигунова – учитель истории гимназии №3.
    В течение года большая работа по распространению передового педагогического опыта была проведена учителями – победителями конкурсного отбора лучших учителей России 2008–2009 гг.: Т.М. Самохваловой,
С.Н. Шибаевой, О.В. Киенко, Н.А. Рудневой, Н.В.Сизоненко и др. педагогами. Готовились и проводились семинары, «круглые столы», мастер-классы.
    В целях поддержки талантливой молодёжи 18 учащихся наших школ стали лауреатами премии Губернатора Московской области. Выдающееся достижение прошедшего года – десятиклассник гимназии № 3 Святослав Жиленко занял первое место во Всероссийской олимпиаде по истории России.
Большое спасибо учителю Г.М. Мигуновой, директору гимназии Л.П. Данилиной и родителям за отличную подготовку ученика.
    Несмотря на более жёсткие требования при проведении итоговой аттестации (форма ЕГЭ) все выпускники школ подтвердили освоение общеобразовательных программ и получили аттестаты. Тестовый бал по русскому языку и математике у выпускников Юбилейного самый высокий в области. А среди школ города самый высокий тестовый бал у учеников гимназии №3. Это огромная заслуга педагогического коллектива гимназии.
    Для реализации комплексного проекта модернизации образования из федерального бюджета в 2009 г. выделено 2 072,0 тыс. рублей для гимназии № 3 и гимназии №5, как победителям национального проекта «Образование». Средства направлены на приобретение учебно-наглядного оборудования и проведение капитального ремонта: в гимназии №3 отремонтирован спортивный зал, а в гимназии № 5 произведена замена половой плитки на 1 этаже.

– Повлияло ли выполнение национального проекта на зарплаты педагогов? Что будет меняться в этом плане в 2010 году?

    – С 1 сентября 2007 г. в муниципальных общеобразовательных учреждениях города введена новая система оплаты труда, обеспечивающая рост доходов педагогов. Заработная плата увеличилась в среднем до 20%.Но кризис сказался на стимулирующей части зарплаты работников образования: с апреля 2009 г. она составила 1%вместо запланированных 10%. В гимназии №3 внедрена Модельная методика формирования системыоплатытруда и стимулирования учителя, обеспечивающая переход к нормативно-подушевому финансированию.
В новых условиях заработная плата учителя напрямую зависит от количества учеников в классе и отработанного времени с каждым ребёнком.С1марта 2010 года, предположительно, будут внесеныизменения в Постановление об оплате труда педагогическим работникам, и мы узнаем: в лучшую или худшую сторону будут изменения. Но именно для учителя, насколько мне известно, заработная плата изменится в лучшуюсторону.

– Одно из важных требований национального проекта – привлечение общественности к управлению образованием. Как в Юбилейном идёт этот процесс?
    – В 2009 году у нас этот процесс активизировался. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия представителей образования и родителей является двухуровневая система государственно-общественного управления образованием. На городском уровне она представлена Муниципальнообщественным Советом, а на школьном – Управляющими Советами, созданными во всех общеобразовательных учреждениях
города.
     Муниципальный Совет решает ряд вопросов, в том числе и те, которые связаны с распределением стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей образовательных учреждений, а также денежных средств, выделенных из федерального и областного бюджета образовательной системе г. Юбилейного на реализацию комплексного проекта модернизации образования.
     В настоящее время на базе Муниципального Совета функционирует постоянно действующая лаборатория по обмену опытом работы школьных Управляющих Советов. С определённой периодичностью проводятся заседания Муниципального Совета, где заслушиваются отчёты председателей школьных Управляющих Советов.
     Подобная система позволяет выявить лучшие практики в работе с родительской общественностью, чтобы впоследствии их растиражировать или же вывести со школьного на муниципальный уровень. Так, в нашем городе произошло с Советом отцов, который первоначально начал свою деятельность на базе гимназии № 5. В настоящее время решается вопрос о создании городского Совета отцов, причём инициатива по данному вопросу исходит от самих представителей родительской общественности.
     Работа школьных Управляющих Советов позволила значительно расширить спектр направлений, по которым ведётся сотрудничество педагогов и родителей.
     Находят своё применение и интеллектуальные ресурсы родительской общественности. Так, в гимназии № 5 проводится научно-образовательный семинар «Мы и Вселенная», на котором лекторские группы из числа инициативных дедушек и пап беседуют с учащимися об освоении человеком космического пространства.
     В октябре текущего года прошёл научно-практический семинар «Нанотехнологии – в школу!» Одну из секций данного семинара «Разбор олимпиадных задач по нанотехнологиям. Физика и математика» провёл представитель родительской общественности, В.Г. Лугин, директор НТЦ-центра «Технопрестиж –XXI век».
     Интеллектуально-нравственные ресурсы родителей учащихся задействованы в реализации комплекса мероприятий воспитательного характера. Силами Совета отцов проводятся для учащихся мероприятия по военно-патриотическому воспитанию с элементами краеведения.
     Родители лицея № 4 принимают участие в работе Малых Профилактических Советов, посещают в составе специальных комиссий «трудных» детей на дому, проводят индивидуальные беседы с родителями «проблемных» учащихся.
     Посредством Управляющих Советов удаётся задействовать творческий потенциал родителей учащихся: они оформляют стенды, тематические уголки. Управляющие Советы дали возможность части родителей, особенно это касается домохозяек, реализовать свои организаторские или, как принято сейчас говорить, менеджерские способности.
     Нельзя не сказать и о том, что органы государственно-общественного управления развития образованием стали определённой площадкой для проявления родителями своих лидерско-руководящих качеств. Ведь на заседаниях Муниципального Совета и школьных Управляющих Советов рассматриваются вопросы финансирования тех или иных проектов, жизнеобеспечения школьников и многие другие. Родители самым активным образом принимают участие в их обсуждении, и в ряде общеобразовательных учреждений (например, в лицее№ 4) уже стало правилом окончательное решение по ряду вопросов принимать с учётом пожеланий представителей родительской общественности. Т.е. мы наблюдаем процесс ухода от единоличного принятия решений, что, в свою очередь, ведёт к повышению качества управления образованием.
     Несмотря на то, что двухуровневая система государственно-общественного управления образованием лишь проходит этап своего становления, уже сейчас можно говорить о том, что городская образовательная система начала получать положительные результаты. Ведь подобное сотрудничество, которое подразумевает общую деятельность, помогает нам лучше понимать друг друга, разрушать классические стереотипы о роли родительской общественности в образовательной системе. Всё это ведёт к созданию положительного имиджа современной школы среди родителей.

– В этом году в Юбилейном прошло, как никогда, много конкурсов и соревнований педагогов. Как Вы их оцениваете в целом?

     – В 2009 году традиционно проведены четыре конкурса педагогического мастерства (это большая организационная работа Учебно-методического центра), в которых участвовали лучшие педагоги, воспитатели, классные руководители, образовательные учреждения. Это муниципальные этапы IV Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений, областного конкурса «Педагог года Подмосковья–2009» в номинациях «Воспитатель года Подмосковья–2009» и «Учитель года Подмосковья–2009», Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения России!» Всего в конкурсах приняло участие 17 педагогов из 11 образовательных учреждений и 7 образовательных учреждений города.
     Итоги конкурсов радуют. Так, в 2008–2009 учебном году впервые у нас был проведён смотр-конкурс воспитательных систем образовательных учреждений города среди дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Победителями в Юбилейном стали МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №41 «Звёздочка»,МОУ «Лицей №4». Они достойно представили город на областном и Российском этапах конкурса: лицей № 4 занял 1 место в Московской области и 2 место в РФ, «ЦРР – детский сад № 41» – 4 место в области.
     В рамках муниципального этапа Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения России!» были учрежденыследующие номинации: «Профессиональное мастерство и преданность профессии» – О.А. Христюк (школа № 1), «Профессионализм и верность традициям» – Т.Е. Паутова (школа № 2), «Профессионализм и педагогические находки» – М.В. Молчанова (гимназия № 3). Победителем муниципального этапа марафона классных руководителей сталаВ.А. Глущенко (гимназия № 5), а конкурса «Воспитатель года Подмосковья–2009» – Е.В. Плешивцева (ЦРР – детский сад №36).
     Кроме проведения муниципальных этапов конкурсов педагогического мастерства, УМЦ принял активное участие в подготовке материалов участников региональных этапов Всероссийских конкурсов «Педагог-психолог России» и конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». В конкурсе «Педагог-психолог» наш город в области представляла И.А. Иванова, педагог-сихолог «ЦРР – детский сад №41 «Звёздочка», которая представила несколько авторских разработок.
     В ходе курсовой подготовки в МГОУ для педагогов, ведущих преподавание предмета «Духовное краеведение Подмосковья», учитель школы № 1 И.В. Кропотова подготовила и защитила курсовую работу, которая переросла в программу духовно-нравственного воспитания «Духовное и экологическое единство – нравственная основа современного человека» и была представлена в региональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». На конкурс были представлены 62 работы педагогов. И.В. Кропотова вышла в финал регионального этапа и сейчас представляет наш город и область на Всероссийском конкурсе.
     Конкурсы педагогического мастерства являются значимыми мероприятиями, которые призваныне только выявлять лучших профессионалов, но и распространять, пропагандировать передовой педагогический опыт, оправдавший себя в практической деятельности.
     Нельзя не сказать и о достижениях учеников. Конечно, все знают, что наша гордость – ученица гимназии № 3 Катя Рябова заняла 1 место в финале национального отборочного тура и 2 место на конкурсе исполнителей детской песни Евровидение–2009!

– Как дела в дошкольном образовании Юбилейного?
     – Анализ результатов работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что в них осуществляется постоянный рост инновационной деятельности и творческого поиска новых форм и методов работы с детьми. Возрастает вариативность и разнообразие деятельности ДОУ. Учитывая запросы родителей, функционируют коррекционные группы, группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, комплекс дополнительных платных услуг по оздоровлению и образованию детей. Все детские сады города Центры развития ребёнка.
     Дошкольные учреждения посещают 1050 детей (43%). Очерёдность на получение мест в детские сады возросла за счёт увеличения рождаемости детей. Комиссией по распределению мест в МДОУ в мае
2009 года было предоставлено детям более 200мест. В соответствии с постановлением Главы города своевременно выплачивается компенсация части родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях из расчёта 20% среднего размера родительской платы – на 1 ребёнка (150 рублей), 50% – на 2 ребёнка (375 рублей), 70% – на третьего и последующих детей в семье (525 рублей).
Главной задачей в работе дошкольных учреждений является охрана здоровья дошкольников, поскольку в последнее время идёт увеличение количества детей с недостатками в физическом и психическом развитии. Особый упор делается на оздоровительные и коррекционные функции ДОУ.
     Говоря об обновлении содержания образования, следует отметить, что даже самая лучшая образовательная программа не сможет достичь результатов в воспитании ребёнка без профессионализма и мастерства педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений. В 2009 году были организованы и проведены методические объединения, открытые занятия, праздники, семинары.

– Невозможно представить Юбилейный без Школы искусств,музыкальной школы и многих других организаций, дающих возможность детям раскрывать свои разнообразные таланты. Какое место в целом занимает дополнительное образование?
     – Система дополнительного образования является неотъемлемой составляющей единого муниципального образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе и в нашем городе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка. В Концепции модернизации российского образования подчёркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.
     Организационные усилия Министерства образования Московской области, Администрации города Юбилейного привели к увеличению охвата школьников занятиями в учреждениях дополнительного образования детей и расширению сети в городе. В 2009 г. команды ДЮСШ «Чайка», Школы по волейболу добились больших успехов на соревнованиях различных рангов. Дети наших школ являются активными участниками областной Спартакиады, городских, зональных и областных соревнований и занимают призовые места.
     Прекрасные результаты и многие победы приносят в Юбилейный ученики Школы искусств, музыкальной школы, Детского центра «Покров».

– В этом году впервые в Юбилейном в полную силу работал Учебно-методический центр. Как Вы оцениваете его деятельность?
     – Управление образования в 2009 г. работало в тесном контакте с Учебно-методическим центром, что дало заметный положительный результат. Без УМЦ система образования в современных условиях не может существовать. И я благодарна Главе города и Совету депутатов за поддержку и понимание.
    Деятельность УМЦ содействует повышению качества дошкольного и общего образования, росту профессиональных знаний и умений педагогов. Для организации работы по данному направлению УМЦ провёл анализ кадрового состава образовательных учреждений. Большое внимание уделялось аттестации педагогов, в ходе которой были представлены открытые уроки, семинары, обмен опытом. По данным на 31 мая 2009 года в общеобразовательных учреждениях работают высококвалифицированные педагоги, имеющие, в основном, высшую и первую квалификационную категории.
     Неоценима роль УМЦ в организации курсовой подготовки и повышении квалификации педагогических и руководящих кадров. Основными базами для этого в 2008–2009 учебном году стали ГОУ ДПО Педагогическая академия последипломного образования, ГОУ ВПО Академия социального управления, АПК и ППРО РФ и ФГОУ Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования г. Москвы. По запросу педагогов города на базе школы № 1 центром были организованы компьютерные курсы. Всего было обучено 10 групп (66 слушателей).
     С целью анализа состояния работы по повышению квалификации в образовательных учреждениях города был проведён сбор информации по курсовой подготовке педагогов за 5 лет. На основании полученных данных и в соответствии с запросами педагогов составлен перспективный план повышения квалификации педагогических работников города до 2013 г., сформирован муниципальный заказ на курсовую подготовку и переподготовку педагогических работников в 2009–2010 учебном году, в том числе и на базе образовательных учреждений г. Юбилейного по модульной методике.
     Большую работу проводит УМЦ по организации работы с учениками. Проведены: муниципальный этап областного конкурса литературных творческих работ «Никто не забыт, ничто не забыто», литературный вечер «Встречи с Гоголем», посвящённый 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя, конкурс проектных и научно-исследовательских работ учащихся образовательных учреждений. В защите проектов приняли участие 40 учащихся.

–Работает ли муниципальная система образования с «трудными» подростками?
     – Конечно, в Юбилейном Управлением образования и образовательными учреждениями ведётся большая работа по предупреждению безнадзорности и совершения правонарушений несовершеннолетними.
     В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства в этой области специалисты Управления образования в 2009 году неоднократно в составе межведомственных комиссий участвовали в проверке деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений. Проверки проводились в январе, феврале, мае и сентябре. Цель проверок – установить, как организован контроль в школах города за посещаемостью учащихся и как осуществляется комплекс профилактических мер.
     В ходе проверок изучались школьные локальные акты в сфере профилактики и безнадзорности, документация по работе с «трудными» подростками. При необходимости указывалось на имеющиеся недочёты в работе, давались рекомендации по улучшению качества профилактической работы.
     Если по итогам проверки выяснялось, что на школьном уровне проблематично решить вопрос посещаемости теми или иными учащимися занятий, то к его решению подключались специалисты управления образования. Проведение проверок выявления несовершеннолетних, которые регулярно пропускают занятия без уважительных причин, на муниципальном уровне осуществляется с помощью ежемесячного мониторинга. В Управление образования каждый месяц поступают сведения изшкол города по установленной форме, в которой отражаются фамилия и имя прогульщика, его дата рождения, домашний адрес, контактный номер телефона и имя, отчество родителей. Данные сведения обобщаются, анализируются и передаются в Министерство образования Московской области, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и отдел внутренних дел г.Юбилейного.
     Если информации от школы недостаточно для того, чтобы понять, по какой причине учащийся пропускает занятия, специалист Управления связывается с родителями, уточняет, в чём истинная проблема непосещения учащимся школы. Затем при необходимости принимает ряд мер для выхода из сложившейся ситуации: докладывает о проблеме на комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав г. Юбилейного, информирует органы внутренних дел.
     В мае, перед окончанием учебного года, Управлением образования запрашиваются сведения из городских школ о потенциальных второгодниках. Полученная информация сопоставляется с имеющейся базой данных прогульщиков. Затем на основании полученных сведений, в техслучаях, когдаучащийсянепрогуливает занятия, а, наоборот, добросовестно посещает школу, начинает проводиться работа с общеобразовательными учреждениями по усилению работы с учащимися с целью недопущения оставления учащего на повторный курс обучения.
     Для того чтобы уровень профилактической работы в муниципальных общеобразовательных учреждениях повысился, Управлением образования совместно с учебно-методическим центром организован постоянно действующий семинар для заместителей директоров школ и школьных психологов. В сентябре текущего года прошёл семинар по организации профилактической работы. Вшколах города был проведён Единый день профилактики. В рамках акции состоялись тематические семинары для классных руководителей,  которыми охвачено 92 педагогических работника. Прошли родительские собрания по профилактике асоциальных явлений, участие в них приняли около 2500 человек. Были составлены и утверждены совместные планы работы общеобразовательных учреждений и школьных инспекторов, социальные паспорта муниципальных общеобразовательных учреждений.
     В декабре состоялся научно-практический семинар «Психологическое обеспечение преемственности в целостном педагогическом процессе».Основной итог семинара – создание банка психологических идей и технологий по диагностике готовности детей к школе.
     В период с января помай 2010 года пройдут семинары «Проблемы адаптации детей и подростков к условиям образовательной среды на разных этапах обучения и воспитания» и «Семьи и дети, которым
трудно».
     Помимо специальных профилактических мер Управление образования выстраивает работу по созданию и обеспечению деятельности позитивных форм досуга в муниципальных общеобразовательных учреждениях, принимает участие в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.
     На муниципальном уровне создаётся база данных о летнем отдыхе и занятости детей «группы риска» из числа учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.
     Управление образования в летний период приняло активное участие в организации работы школьных трудовых бригад. Совместно с МУ «Централизованная бухгалтерия» и юридическим отделом была изучена нормативно-правовая база, которая регулирует трудовую деятельность несовершеннолетних. На основании действующего законодательства подготовлены образцы трудовых договоров для несовершеннолетних.
     Несмотря на то, что в городе по линии образования проводится большая профилактическая работа, есть ряд сложных для решения проблем. Речь идёт о детях и подростках, которые нуждаются в коррекционном обучении. На сегодняшний момент на городском уровне нет возможности поставить таким детям окончательный диагноз, следовательно, нет возможности определить образовательный маршрут таких детей, и вынести рекомендации о типе образовательного учреждения, где бы мог обучаться ребёнок.
     Для снятия данных проблемных вопросов весной 2010 года предполагается создать психолого-медико-педагогическую комиссию, которая будет выявлять несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проводить их комплексное обследование, готовить рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

– Наталья Александровна, без сомнения, ученика формирует личность учителя. Какие Вы отметили бы самые главные черты настоящего учителя?
     – Это уважение к личности ребёнка, создание благоприятных условий для развития активности и способности обучающихся. Но самое главное – любовь к детям.

– Каких результатов Вы ждёте от Года учителя?
    – Год будет трудным, но педагоги нашего города работают на результат, и он будет, и я в этом уверена, только положительным.
– К чему будет стремиться образовательная система в 2010 году?
    – Президент Д.А.Медведев, выступая с посланием Федеральному собранию, не обошёл вниманием российскую систему образования. Он предложил план по повышению качества школьного образования на 2010 год – «Наша новая школа». По словам Президента, школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизнью.
К выполнению поставленных задач и будем стремиться. Желаю вам, дорогие наши педагоги, успехов в решении поставленных задач. Пусть труд будет радостным, плодотворным и результативным.


Источник: газета Спутник
Категория: Интервью | Просмотров: 2951 | Добавил: Джин | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar

Похожие новости:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Новости
  Статистика
  ЮБиК рекомендует