Еще в XIX веке великий ученый Луи Пастер призывал человечество как можно скорее расправиться с шумом столь же решительно, как с чумой. С тех пор проблема только усугубилась: условия существования жителей мегаполисов сегодня можно охарактеризовать как "шумовой геноцид".
По данным Роспотребнадзора, почти каждый пятый москвич страдает заболеваниями, связанными с воздействием повышенного уровня шума. Длительное воздействие звуковых волн, превышающих 60 децибел, грозит возникновением инфаркта. Шумы уровня 70-90 дБ приводят к заболеванию нервной системы, а более 100 дБ - к снижению слуха, вплоть до глухоты. Медики утверждают: лишние 10 децибелов могут способствовать повышению артериального давления, а при последовательном шумовом воздействии риск инсульта возрастает примерно на 15%.
По официальным данным, в зоне "шумового дискомфорта" находится 70% территории Москвы. Рядом с крупными автомагистралями нормы по шуму превышаются на 25 децибелов, а в домах, расположенных от них на некотором удалении - на 6-10 децибелов.
Нельзя сказать, что российские законодатели бездействуют в решении этой проблемы. Скорее наоборот, в нашей стране так много законов и нормативных актов, регулирующих вопросы шума и качества жизни граждан, что в них, кажется, путаются даже сами власти. К такому выводу подвело нас чтение переписки между жителями домов 7 и 7а
по улице Первомайской г. Королева и чиновниками городской
администрации разного ранга.
Жители наукограда выразили обеспокоенность планом реконструкции участка Ярославского шоссе в пределах
г. Королева. Дорогу предполагается расширить до 10 полос плюс две технологические полосы (в настоящее время 6 полос). Кроме того, планируется построить эстакаду для прямого съезда с Болшевского шоссе на Ярославку, которая пройдет вдоль жилых домов 7 и 7а.
Жильцы негодуют, что "на многочисленные запросы в разные инстанции… о выявлении ошибок и несоответствий строительным нормативам и правилам проекта реконструкции автомобильной дороги М-8 ни одна организация не дала убедительного ответного разъяснения с ссылками на нормы действующего законодательства".
Действительно, в ответах чиновников практически невозможно обнаружить конкретные цифры и ссылки на действующие статьи. Хотя во второй части статьи 24 Конституции РФ прямо записано, что должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его право на экологическую безопасность.
Однако можно предположить, что это не злой умысел чиновников, не показатель их пренебрежения Основным Законом страны, а признак элементарного бессилия, невозможность свести к единой правоприменительной формуле все имеющиеся противоречивые нормы и указы.
Так, например, жители Королева обратили внимание, что магистральная федеральная дорога М-8, о которой в данном случае идет речь, относится к внешнему транспорту. Для такой дороги на основании п. 1.1. СНиП 2.05.02-85 в соответствии со СНиП 2.07.01-89 действует следующее правило: "6.9. …Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать… не менее: до жилой застройки 100 м… Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м"
Сейчас расстояние от Ярославского шоссе до дома 7а, блок 1 по ул. Первомайская не более 55 м, а до дома 7 - не более 110 м. Несложно подсчитать, что после увеличения числа полос на магистрали почти в два раза ее близость к домам существенно нарушит санитарные нормы.
Однако представитель федерального заказчика реконструкции - ФГУ ДСД "Центр" почему-то посчитал, что строительные нормы (СНиПы) носят рекомендательный характер. По его мнению, наличие защитных экранов позволяет подводить магистрали практически вплотную к окнам жилых высоток.
Интересно, что Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (статья 46) прямо указывает: до вступления в силу соответствующих технических регламентов все СНиПы являются обязательными в части, соответствующей требованиям закона, - безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Опрошенные нами юристы убеждены, что законы и нормы предписывают проектировать дороги по действующим строительным нормам. Затем надо рассчитать санитарный разрыв по СанПиН-ам. Если санитарный разрыв выходит за существующую законную линию жилой застройки, то надо расселять жилые дома.
Однако государственное учреждение ФГУ ДСД "Центр" утверждает, что "величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений".
Формально, с юридической точки зрения, признать правыми в данном случае можно обе стороны, что наглядно иллюстрирует специфику нашего законодательства: количество законов и норм, регулирующих качество жизни жителей придорожных домов, в России не уступает зарубежным аналогам, однако навыки их применения на практике выглядят довольно ущербно. Создается ощущение, что законы сформулированы таким образом, чтобы была возможность трактовать их как угодно в зависимости от выгоды.
Как заявил недавно на радио "Свободы" зам главврача петербургского Центра гигиены и эпидемиологии Кирилл Фридман - "пока борьба с шумом состоит из одних пробелов": "отсутствуют правила игры всех - власти, инженеров, населения, строителей, проектировщиков".
Эксперты сходятся на убеждении, что пока в России не будут приняты законодательные принципы "загрязнитель платит", все разговоры о защите граждан от шума будут пустой формальностью. Недавно Европейским парламент утвердил подобные законы. Теперь даже простые граждане, проживающие возле военной базы, могут получить полтора миллиона долларов в качестве компенсации за неудобство, вызванное шумом. Именно столько недавно отсудила британская семейная пара. Россия же, как мы видим на примере Москвы и Королева, на европейский путь заботы о своих гражданах пока даже не собирается становиться.
"Уровень шума в наших квартирах превышает предельно-допустимые нормы более чем в 30 раз и растет год от года, что подтверждается измерениями ФГУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии" в 2009 году и независимой лаборатории, выполненными в текущем году. Химико-газовый состав воздуха также не соответствует требованиям санитарных правил и норм по содержанию аммиака в воздухе жилых помещений", - говорится в официальном заявлении жильцов.
Как следствие провоцируется развитие и обострение хронических заболеваний – органов дыхания, сердечно-сосудистой и эндокринной системы. "Мы не можем спокойно работать: постоянно приходится брать отгулы, чтобы отвезти детей в поликлинику – дети с трудом засыпают, из-за шума и выхлопных газов они постоянно болеют". За последние годы у нескольких детей обнаружили аллергические реакции, у двоих новорожденных – проблемы со слухом, - рассказывают жители придорожных высоток.
Власти отвечают расширением магистрали вплотную к окнам, вместо того, чтобы переселить жильцов, среди которых много специалистов космической отрасли, в более безопасное место, а освободившиеся помещения сдавать под офисы и склады, как это давно делается не только Западе.
Хочется надеяться, что законодатели найдут способ согласовать принципы экономической эффективности и статей 2 и 42 Конституции РФ, гарантирующих гражданам право на благоприятную окружающую среду. Для этого достаточно отрегулировать правоприменение действующих законов. И тогда речь можно будет вести уже не о "шумовом геноциде", а о всенародной борьбе с излишками шума.
Что же касается ситуации с дорожным строительством на Ярославском шоссе в городе Королеве, думается оценку законности решений, принятых по организации оного и нарушающих интересы жителей близлежащих домов, должны дать прокурорские органы.
Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ