Казалось, ещё недавно кипела грандиозная стройка по расширению Ярославского шоссе около нашего города, в результате чего вознёсся красавец-путепровод. А дорожные строители уже снова жалуют к нам в гости. Да, въезд и выезд из Королёва стал комфортнее, но проблему пробок на Ярославке (правильнее её называть федеральной магистралью М-8 «Холмогоры») решить до конца не удалось. Главная причина: шоссе от Королёва в сторону области не справляется с транспортным потоком, который продолжает увеличиваться. Автопром исправно работает, и машин становится всё больше. Выход один: расширять магистраль и далее, по крайней мере — до Пушкино.
Да вот загвоздка: земля вдоль шоссе занята всевозможными постройками и плотно заселена. Расширение шоссе неизбежно потребует отчуждения прилегающей территории и сноса находящихся здесь зданий и сооружений.
Можно предложить гипотетические варианты и без «зачистки». Например, поднять всё шоссе на длинную эстакаду или, наоборот, запрятать глубоко в землю, в тоннель. Но каков будет размах строительных работ, сколько потребуется средств и времени! Словом, такая экзотика здесь не проходит, придётся идти классическим путём: расширять дорожное полотно для движения транспорта ещё на несколько полос.
Когда первая информация о намечающейся стройке просочилась в прессу, жители домов и владельцы участков, попавших в полосу отвода, заволновались. Поползли слухи один невероятнее другого. И тогда администрация города Королёва и организации, связанные с этой реконструкцией, устроили встречу с обеспокоенными гражданами. Она состоялась в театральном зале Центрального дворца культуры имени М.И. Калинина.
К жителям, до отказа заполнившим зал дворца, пришли начальник Управления по градостроительству администрации города Надежда Вержанская, а также представители федерального госучреждения «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Центральном регионе России (ФГУ ДСД «Центр») Федерального дорожного агентства (заказчик реконструкции), института «Стройпроект» (авторы проекта), компании «Ареал-проект» (организация-оценщик), компании «Перспектива» (организация, занимающаяся изъятием земель под строительство).
Присутствовавшим королёвцам обрисовали схему предстоящей реконструкции автомобильной магистрали «Холмогоры» на участке МКАД — Пушкино от отметки «16 км» до отметки «29 км +500 м».
От королёвского путепровода (выезд с улицы Пионерской на Ярославку) и до путепровода через железную дорогу Москва — Монино будет организовано 10-полосное движение (по 5 полос в каждую сторону) с добавлением переходно-скоростных полос. Путепровод, что над «железкой», был введён в строй в 1976 году и конечно уже не справляется с автомобильным потоком. Поэтому на нём добавится по три полосы в каждую сторону.
На следующем участке — от путепровода до Акуловского водоканала и далее — опять же будет организовано 10-полосное движение транспорта с боковыми выездами со стороны улиц Северной, Школьной, Институтской. В зоне выхода Болшевского шоссе на магистраль соорудят двухуровневую развязку. Болшевское шоссе в этом районе расширят до четырёх полос. От Акуловского водоканала магистраль «Холмогоры» пойдёт по пустующим полям в обход с юга посёлка Тарасовский и уже за ним соединится с существующим Ярославским шоссе. При этом магистраль трижды пересечёт реку Клязьму в районе недостроенных мостов. Когда-то их начали возводить под новое расположение этой дороги, но из-за финансовых проблем строительство приостановили. Теперь уже и мосты достроят, и дорогу по ним пустят.
Будет организована и развязка в районе выезда на магистраль из Королёва со стороны улицы Тарасовской микрорайона Текстильщик. Ныне существующие надземные пешеходные переходы (в районе улицы Северной и посёлка Челюскинский) останутся на месте, магистраль пройдёт под ними. Проектировщик предусматривает наличие вдоль магистрали специальных экранов, защищающих прилегающую к дороге территорию от акустических и иных воздействий со стороны автомобильного потока.
Начать строительство предполагается в 2011 году и завершить его через 3,5 — 4 года, если, конечно, не будет сбоев с финансированием. Проект ещё должен пройти необходимые согласования, получить положительную оценку Главгосэкспертизы. Далее его надо утвердить в «Росавтодоре», после чего можно будет начинать подготовительные строительные работы.
В зону отчуждения магистрали попадают участки с жилыми постройками и даже многоэтажные дома. Какова будет судьба их обитателей?
Из полученных разъяснений вырисовывается следующая картина. К каждому владельцу земельного участка, к каждой проживающей здесь семье придёт представитель оценочной компании. Изучив ситуацию на месте, познакомившись с правоустанавливающими документами, пообщавшись непосредственно с хозяевами квартиры (дома, участка), оценщик затем должен в соответствии с федеральным законодательством определить выкупную стоимость изымаемой квартиры (дома, участка), учитывая и затраты на поиск нового жилья (через риэлторские конторы), переезд туда и прочие расходы, связанные с этим. Суммы выкупа войдут в стоимость проекта реконструкции магистрали, и владельцы приватизированных квартир, владельцы домов и участков получат соответствующую компенсацию (из федерального бюджета).
Что же касается тех, кто живёт в квартирах согласно договорам социального найма, то суммы, равные компенсации, будут перечислены в бюджет Королёва, а городские власти должны взамен предоставить данным жителям другое жильё из муниципального жилфонда.
Это — общая схема взаимоотношений между госорганами, проводящими реконструкцию магистрали, и королёвцами, чьё жильё и имущество попали в полосу отвода земли под этот проект. Конечно, в каждом случае всё будет решаться, как говорится, в индивидуальным порядке, с целью найти разумный компромисс. Если его, в конечном счёте, не окажется, то за спорные вопросы возьмутся судебные инстанции.
Надо ли говорить, что это собрание прошло очень бурно. Граждане многие десятилетия жили на своих участках или в квартирах и вдруг — эти грозные, пугающие слова: отчуждение, изъятие… Пришедшие жители приводили свои агрументы с целью изменить проект (и даже отменить его). Были и такие выступления: «Вы нарушаете Конституцию Российской Федерации! Вы нарушаете Жилищный и Гражданский кодексы! Изъятие и выкуп нашей собственности возможны только с нашего добровольного согласия!» и так далее.
Думаю, что подобные проблемы встают в нашей стране не первый раз, и наверняка есть законный механизм их решения. Вспомните, когда шла реконструкция Ярославки на участке от Яузы до Королёва, там тоже приходилось изымать частную собственность, расселять людей, чьё жильё попало в зону стройки. Надеюсь, что специалисты помогут нам осветить на страницах нашей газеты подобные вопросы, а реконструкция федеральной магистрали «Холмогоры» в районе Королёва пройдёт по-деловому, с соблюдением интересов всех затронутых этой стройкой сторон.
Как нам сообщили в администрации города, в ближайшее время с проектом реконструкции магистрали «Холмогоры» можно будет ознакомиться на официальном сайте администрации, в разделе «Строительство». Для справки даём телефоны организаций, имеющих отношение к предстоящей реконструкции:
Управление градостроительства администрации г. Королёва — 516-61-58;
Комитет имущественных отношений администрации г. Королёва — 511-65-63;
ФГУ ДСД «Центр» — 8-495-600-83-72;
ООО «Перспектива» — 8-495-698-46-89.