Прослушать интервью:
А. Дыховичный – Георгий Янс, журналист у нас в гостях. Здравствуйте.
Г. Янс - Добрый день.
А. Дыховичный – Журналист-блогер, блогер радиостанции "Эхо Москвы" в том числе. Кто и почему угрожает журналистам в России – так звучит тема нашего эфира. Георгий, я хочу уточнить ваш статус со всех точек зрения. Во-первых, в трудовой книжке вы скорее блогер, у вас сейчас нет трудовой книжки, в которой было бы написано, что вы в данный момент работаете журналистом там-то и там-то.
Г. Янс - Совершенно верно. Я нигде сейчас официально не числюсь, то есть я журналист без определенного места работы в настоящем. Может быть, в будущем что-то появится.
А. Дыховичный – Но вам не нравится название блогер.
Г. Янс - Почему бы и нет.
А. Дыховичный – Вам больше нравится, мы перед эфиром говорили, отрицать вам будет сложно, вы сами себя назвали как-то продажный журналист.
Г. Янс - Совершенно верно. Но я хотел бы уточнить, что я вкладываю в понятие, это журналист, который востребован. То есть это высокий профессионал, чьи материалы читают, пользуются популярностью. Вот это я понимаю под продажностью. Потому что писать это мой труд и писать бесплатно, хотя и так приходится, это наверное какой-то моветон. Я не знаю ни одной профессии, где бы писали бесплатно. Работали точнее.
А. Дыховичный – Вы из города Королева.
Г. Янс - Не совсем так. В городе Королеве я работал до декабря 2010 года, в течение двух лет я исполнял обязанности пресс-секретаря уже бывшего главы города Александра Морозенко. В связи с тем, что история может быть слышали, он находится под следствием, ожидает суда, договор со мной не продлили. Причем даже как пресс-секретарь я был такой на особом положении. Я не был в штате, я был на договоре. То есть со мной отношения разорвать было достаточно легко. Не продлевая договор, что и произошло. И начиная с января 2011 года я тот самый блогер без определенного места работы.
А. Дыховичный – Который пишет о власти в Королеве.
Г. Янс - И который продолжает писать о власти…
А. Дыховичный – В том числе.
Г. Янс - Несколько блогов появлялось на "Эхо Москвы", пара статей была в газете "Московский комсомолец", потому что там была ситуация смешная, она действительно смешная, когда в октябре 2010 года состоялись выборы в совет депутатов, ни один представитель партии "Единая Россия" не прошел. То есть степень популярности. И победил блок предпринимателей, который через несколько дней стал партией "Единой России". У меня даже была статья "Едро не тонет". И естественно я считал как не то что долг, слишком возвышенно звучит, но продолжать работу потому что были незаконченные у меня темы. И мне было уже неважно, пресс-секретарь я, платят мне за эту работу или нет, я ее продолжал буквально до последних дней.
А. Дыховичный – Что случилось в последние дни?
Г. Янс - Если сформулировать просто, как в фильме "День выборов" - на меня наехали. Я не буду употреблять слово "бандиты", потому что приехал молодой человек в бейсболочке, надвинутой правда на глаза, накаченный в черной тенниске и который мне очень вежливо, Георгий Владимирович, мы вас предупреждаем, чтобы вы больше никогда не писали на королевских форумах, иначе… Я переспросил: вы мне угрожаете? Он сказал: считайте как угодно. И на этом мы расстались. Мне было понятно, кто мне угрожает, я скажу чуть позже. Но самое печальное в этой ситуации, что я испугался. Во-первых, это видела жена. Она все поняла, опыт у нее к сожалению такой печальный есть знакомства с такими персонажами.
А. Дыховичный – Она видела, как появился…
Г. Янс - Она встречала его. Я вышел из дома позже. Мы живем в деревне, пока я из дома дошел, она вышла первая, она видно на улице была. Но это не суть важно. Я действительно испугался и этот текст, который был направлен против этого человека, я сейчас озвучу обязательно, я снял с сайта.
А. Дыховичный – То есть вы понимаете, какие именно публикации вызвали подобную реакцию? Что это за публикации?
Г. Янс - Это публикации, здесь я немножко уйду назад, к тем же выборам. Есть такой человек бессменный депутат наверное всех созывов города Королева – Юрий Беломытцев. Он владелец коммерческой структуры
Горзеленхозстрой. Которую он позиционирует всегда как муниципальную. На самом деле это коммерческая.
А. Дыховичный – Структура, которая занимается озеленением города.
Г. Янс - Уборкой города и так далее. У жителей, в том числе у меня вызывало недоумение, почему с каждым годом бюджет города выделяет все больше денег этой организации. То есть за три года бюджет вырос почти в два раза. С 50 миллионов до 100 миллионов. Причем рядом находится Мытищи, сопоставимый по размерам, там бюджет на эти цели – 30 миллионов. Я стал этой темой интересоваться, тем более что человек у меня не вызывал знаете, я дам оценочные суждения об этом человеке – мерзавец и подлец. Я так бы его оценил. И тем более что меня поразило, об этом знали все в
администрации. Начиная от главы города, заканчивая последним клиентом. Знали все
депутаты и, тем не менее, все всегда дружно голосовали за этот бюджет в 100 миллионов. Хотя когда проходили публичные слушания по бюджету, всегда звучали здравые идеи, что его можно сократить на 40-50 миллионов. И члены комиссии да, кивали головой, а в итоге получалось так, как получалось. То есть человек, которого боялись ли все или не хотели связываться с ним. То есть он был неприкасаемый. По каким причинам, я затрудняюсь сказать, вернее я знаю, по каким, но я не могу это утверждать со стопроцентной уверенностью. Возможно, это он хвастается своими приятельскими отношениями с городским прокурором, возможно есть версия, что он просто стукачок ФСБ, поэтому его никто не трогает. Или просто его все боятся. Вот так сложилось в городе. И я начал потихонечку на местном сайте Новости Королева пощипывать аккуратно. Потому что понимал, что человек достаточно опасный. Мне тут же шли звонки, просьбы снять материалы. Иногда я снимал, потому что говорили, еще не время, это политически нецелесообразно и так далее. Более того, мне потом уже порекомендовали просто уже больше не появляться в городе, хотя я еще числился последний месяц, декабрь пресс-секретарем. Даже так было сказано, что мы его уговорили, чтобы он с тобой не расправился. Я, честно говоря, всерьез это не воспринял. Может быть зря, а может быть правильно. Но, тем не менее, эту работу, уже не находясь в Королеве, но имея контакт, потому что информация, то есть люди делились информацией с удовольствием. Они знали, что я могу ее озвучить и я ее получал.
А. Дыховичный – Есть ли у вас какие-то еще доказательства того, что схемы, которые использует этот господин …
Г. Янс -
Беломытцев.
А. Дыховичный – Они коррупционны, помимо того, что бюджет города Королева более чем в три раза больше, чем бюджет Мытищ. Может быть я просто предположу, в Мытищах деревья не сажают.
Г. Янс - Зеленые фигуры не делают.
А. Дыховичный – А здесь колоссальные средства все до копейки выделяются на то, на что выделяются.
Г. Янс - Какая вещь, люди, которые давали мне информацию, имели самое непосредственное отношение к благоустройству города. Отношение к бизнесу этого господина и они просто приводили примеры, допустим, был открыт памятник одному из выдающихся людей Мозжорину. И к нему делается клумбочка. Цена которой 300-400 тысяч, подписывается акт господином Беломытцевым на 2 с лишним миллиона. Или он проводит обрезку деревьев. И мне человек говорит, чтобы тот объем, который он написал обрезать, нужно работать месяц человек 200, и иметь вышки, высотные машины, чтобы все это обрезать. И таких фактов накопилось очень много. Проблема в том, что ни один человек в городе мои слова не подтвердит. Но здесь есть…
А. Дыховичный – А документального подтверждения у вас тоже нет.
Г. Янс - Оно все находится в управлении благоустройства. То есть это проверяется элементарно. Может быть такая позитивная новость, я перед эфиром был приглашен в областную прокуратуру. Потому что в местной прокуратуре я по определению не мог обратиться, зная, что информация, которую я напишу, сразу дойдет до господина Беломытцева.
А. Дыховичный – Но вы говорили о том, что есть подозрения… главой городской прокуратуры.
Г. Янс - Да, это я не утверждаю, потому что не имею права утверждать. Но предполагаю. Для этого у меня более чем серьезные основания. И вот сегодня мне сказали следующую вещь. Оказывается, я не единственный, кто обратился из города Королева по поводу этого персонажа Беломытцева в областную прокуратуру, но беда в том, что все может это вообще беда нашей страны, что они все анонимные, я единственный заявитель, который оказался не анонимным. Я-то немножко обращался по другой причине, то есть обеспечение собственной безопасности. Но тем не менее…
А. Дыховичный – Заявление у вас приняли?
Г. Янс - Да, по Интернету причем. Отреагировали буквально через два дня.
А. Дыховичный – А сегодня вы были…
Г. Янс - Да, уже был в областной прокуратуре.
А. Дыховичный – И там заведено дело…
Г. Янс - Сформулировано так: началась служебная проверка, которую взял под личный контроль областной прокурор. То есть в переводе на русский это означает, что местные правоохранительные органы к этой проверке никакого отношения иметь не будут.
А. Дыховичный – На основании вашего заявления, что в дверь вашего дома…
Г. Янс - Ворота.
А. Дыховичный – Постучался накаченный молодой человек и, обратившись к вам по имени-отчеству попросил…
Г. Янс - Не писать на королевских форумах.
А. Дыховичный – И этого было достаточно для того чтобы областная прокуратура начала служебную проверку.
Г. Янс - Я еще объяснил, почему именно я указываю на Беломытцева. Я же не так просто. Я объяснил, что это было вызвано моим материалом, который был опубликован, где я буквально конспективно, только намекнул о схеме хищения бюджетных средств. Только намекнул. И я понял, что о том, что он подозревается в этом, не одинок. То есть такие заявления появились еще. И плюс я прежде всего конечно беспокоюсь о безопасности своей и своей семьи, были даны рекомендации об обеспечении моей безопасности. Я сейчас бы их не хотел озвучивать, потому что это достаточно… Вот такая история.
А. Дыховичный – Вы впервые столкнулись с угрозами, я имею в виду не в течение вашей жизни, а конкретно по данному конфликту между вами, конфликт наверное неправильно назвать, по поводу ваших публикаций, затрагивающих интересы господина Беломытцева.
Г. Янс - На самом деле нет, тут такой может быть есть элемент дежавю, ровно 26 лет назад состоялся мой дебют в журналистике. Я тогда работал директором московской школы, Горбачев только пришел к власти, и мне почему-то показалось…
А. Дыховичный – 1985 год.
Г. Янс - Да, мне показалось, что какой-то просвет в жизни появится. И я написал заметки о проблемах школы. То есть как директор школы видит эти проблемы. Так получилось, что эти заметки в виде статьи, даже до сих пор помню заголовок: "Доверяй, но проверяй" появились в "Советской культуре". Как я тогда говорил, да и сейчас наверное, что я проснулся знаменитым. То есть тираж газеты ЦК КПСС был миллионы, и статья была очень популярная. Но в этой статье был один абзац, местечкового характера. Абзац, где я давал оценку деятельности своего руководителя управления образования. Оценку негативную. Этого абзаца мне не простили. Меня целый год проверяли, как директора школы, ничего не нашли, возбудили уголовное дело по статье, я с сейчас не помню ее номер, что я бью школьников. Нашли школьника, нашли маму, которая подтвердила, что я бью. Мне предложили в райкоме партии по-хорошему уйти, по-тихому. По собственному желанию. Я отказался, потому что считал себя невиноватым ни в чем, а более того считал правым. Вроде бы все устаканилось, но в итоге я начал учебный год 1986 первого сентября, а через две недели меня увольняют по статье, ее я помню наизусть – 254 пункт третий – аморальное поведение, несовместимое с дальнейшей педагогической деятельностью. То есть фактически на моей педагогической деятельности такой перспективный, молодой директор, 27 лет, карьера был поставлен крест. Я никуда не мог устроиться на работу и пилил на заводе доски. Это тяжелый был период, было страшно, но сегодня вспоминаю об этом периоде с гордостью. Тем более что меня восстановили в должности, благодаря журналистам. Если бы не они, наверное меня бы никогда не восстановили. Но год такой у меня был.
А. Дыховичный – То есть вы битый.
Г. Янс - Да, я человек конфликтный достаточно.
А. Дыховичный – Сейчас какие-то угрозы еще были?
Г. Янс - Еще мне пришлось лично столкнуться с нынешним главой города Королева господином
Минаковым. Он на тот момент, когда я с ним столкнулся, был председателем совета. Это тот самый блог "За любимый город", который называют блогом колбасников и мясников, потому что они все предприниматели в основном в продовольственной сфере. Я был в городе в июне месяце, там было одно мероприятие, он подходит ко мне, подходит тот же Беломытцев и такой шмырек стоит в сторонке и всегда слушает. И говорит буквально следующее, что ваше поведение в городе, так как я в городе не появляюсь, значит, я понимаю, мои тексты вызывают недовольство и смотри, не заблудись. То есть по форме вежливо, не заблудись, сынок, хотя мы с ним ровесники. Но все в интонации. Мне стало понятно, что это еще одна очередная угроза. Его как человека, от которого сегодня исходит угроза реальная, я его не рассматриваю. Он не настолько глуп, чтобы пойти на такую вещь. Беломытцев со страху, когда боится потерять рубль, побежит куда угодно и будет совершать совершенно безрассудные. Что он и сделал. Потому что теперь, я думаю, ему покоя не будет очень долго. Я на это надеюсь.
А. Дыховичный – Почему?
Г. Янс - Во-первых, начинается проверка областной прокуратуры. То есть я в заявлении указал те слабые места, где нужно искать, информации достаточно, понятная и доступная, если ее сейчас не успеют уничтожить бегом, будет сейчас бегать по кабинетам, всех просить, давайте что-то делать. То это высчитывается на раз-два. То есть вот работа, вот акт приемки. Работа сделана на сто рублей, написано на тысячу. Может быть это ошибка. Я просто с такими вещами сталкивался и в других областях, мне приходилось работать и в других областях. То есть делалось очень просто. Есть подозрение на то, что завышение идет объемов работ. Приглашается экономист, девочка после института и она мне тут же находит завышение только по тем документам, что есть 20-30%, то есть там просто несоблюдение СНиПов и ГОСТов. Поэтому здесь найти настолько элементарно, поэтому я удивляюсь, почему же этого человека не ищут. Но надеюсь, теперь все-таки искать будут.
А. Дыховичный – Получается, для этого достаточно одного человека, который даже не будучи штатным журналистом какого-то издания с сотнями тысяч тиражом, а просто напишет…
Г. Янс - На местном сайте.
А. Дыховичный – Сколько человек читает?
Г. Янс - Тысячу человек может быть в день. А проходит 300-400 уникальных. Но такие статьи такого плана бывает и 3 тысячи и 5 тысяч.
А. Дыховичный – То есть достаточно даже вот такого, чтобы…
Г. Янс - Напугать я подчеркиваю.
А. Дыховичный – Чтобы напугать с одной стороны, а с другой стороны чтобы… Вы все-таки убрали эту статью.
Г. Янс - Да, снял.
А. Дыховичный – Сейчас вы жалеете об этом?
Г. Янс - Конечно. Смалодушничал.
А. Дыховичный – Вы решили бороться.
Г. Янс - Да. Я понял, что я не смогу писать. Понимаете, я когда сел после этого, как же что-то я могу написать, если я так гадко поступил. Оправдание, что семья, угрозы, я понимаю, но когда я своим журналистским творчеством говорю, что нужно бороться. У меня даже была недавно статья, в которой была такая фраза: и один в поле воин, если он воин. То есть я пишу про других, а сам в кусты. И плюс, конечно, то есть публичность это моя защита.
А. Дыховичный – Те эпитеты, которыми вы в эфире наградили господина Беломытцева, они звучали в ваших статьях?
Г. Янс - Все гораздо корректнее было. Там было просто гораздо корректнее, что есть такой у нас господин Беломытцев, у которого бюджет на его озеленение растет из года в год, и была фраза, по оценкам специалистов и экспертов в этой области, что половина этого бюджета оседает в карманах господина Беломытцева. Это очень длинная история, больше для прокуратуры интересно, чем для всех слушателей.
А. Дыховичный – Но то, что сегодня вы сказали, может послужить поводом для иска о защите чести и достоинства.
Г. Янс - Да, я надеюсь на это, что он подаст в суд.
А. Дыховичный – Вы надеетесь?
Г. Янс - Да. Что он подаст в суд. То есть понимаете, уже привык. В каком бы мы государстве ни жили, как бы его ни называли, но все-таки сегодня суд какие-то вопросы решает. Я очень надеюсь, что он подаст на меня иск о чести и достоинстве. То есть о защите чести и достоинстве. Что я ему нанес моральный ущерб, огромные нравственные страдания, он их оценит, допустим, в миллион рублей. Но если он пойдет на это публично, значит он признается в том, он вынудит меня на дальнейшие шаги, это естественный процесс и я на это надеюсь на самом деле. Я надеюсь, что господин Минаков, который нынешний глава города, тоже может быть подаст, скажет, что не говорил таких слов, что это фантазии Янса, это он все придумал. Я тоже на это надеюсь. То есть так сложилось, что я в силу должности был очень осведомленным человеком.
А. Дыховичный – Будучи пресс-секретарем.
Г. Янс - Да, конечно, естественно.
А. Дыховичный – Пресс-секретарем мэра города Королева.
Г. Янс - Александра Федоровича Морозенко. К которому несмотря на все, всегда отношусь с глубочайшим уважением. Я всегда это подчеркивал и жаль, что так все случилось. Если говорить об этой части.
А. Дыховичный – Я не могу вас не спросить, вы безусловно опасаетесь, что угрозы, которые были высказаны вам, могут оказаться реальными.
Г. Янс - Безусловно. Вы понимаете, немножко зная эту атмосферу, я не хочу слово использовать бандитскую атмосферу, но в общем, замашки у этого господина, все понты абсолютно все бандитские. Извините за сленг, битой огреют меня по голове где-то за углом и ищи свищи. К сожалению, такие прецеденты в Московской области имеются.
А. Дыховичный – А Королев как-то выделяется на общем фоне?
Г. Янс - Нет, город на самом деле, хотя я проработал всего два года, оказался очень симпатичным. Очень симпатичен. Потому что все-таки недаром его называют столицей космической промышленности. Там… научно-технической интеллигенции. Там в какой подъезд ни зайдешь пятиэтажек – кандидат наук, доктор наук. Там на сегодняшний день уровень организованности граждан гораздо выше, допустим, в том же моем Одинцовском районе. Я не думаю, что проблема Королева, это проблема только Королева. Это проблема, наверное, по крайней мере, всей Московской области точно. В той или иной степени эти проблемы существуют везде. Потому что мне много приходится в неформальной к сожалению обстановке встречаться с руководителями поселений, городов небольших, районов, и то, что они рассказывают, волосы дыбом встают.
А. Дыховичный – Вы имеете в виду бюджеты.
Г. Янс - Много чего там, и бюджет.
А. Дыховичный – Ну что же, спасибо вам. Георгий Янс журналист был у нас в гостях. Кто и почему угрожает журналистам в России – так звучала тема нашего эфира. Я вам только одного пожелаю – чтобы все в правовом поле у вас решалось и никак иначе.
Г. Янс - Спасибо, буду надеяться.