В нужном месте и в нужное
времяДля работы на экспозиции
Научно-производственного объединения измерительной техники на МАКС-2011
были откомандированы четыре специалиста этого королёвского предприятия, в
том числе мой собеседник, заместитель начальника отдела
НПО ИТ Евгений
Бродин (на фото).
Напомним, что Международный
авиационно-космический салон
проходил с 16 по 21 августа в подмосковном
Жуковском. На стенде НПО ИТ, размещённом в павильоне Роскосмоса, был
представлен весь спектр продукции предприятия, в том числе передовые
разработки, экспонирующиеся впервые. Самая последняя из них —
универсальный беспроводной датчиковый комплекс, предназначенный для
построения систем мониторинга транспортировки ценных и опасных грузов.
Изначально эта система (а в её составе и новый датчиковый комплекс)
разрабатывалась как
отраслевая, по заказу Роскосмоса. Главный
исполнитель данной работы — ОАО «Российские космические системы», а
королёвское НПО ИТ участвует в ней как соисполнитель по сегменту
датчиковой преобразующей аппаратуры.
— Система может
использоваться при перевозке ценных и опасных грузов, к которым
относятся элементы ракет-носителей, разгонных блоков, космических
аппаратов, сами космические аппараты и компоненты ракетного топлива,
любым транспортом: как автомобильным, так и железнодорожным, —
рассказывает Е.В. Бродин, который является основным разработчиком
датчикового комплекса. На работу в НПО ИТ этот довольно молодой
специалист-телеметрист перешёл из КБ «Салют», привлечённый большими
объёмами интересной работы по своей основной
специальности.
— Евгений Викторович, чем
вызвана необходимость разрабатывать систему мониторинга транспортировки
ценных и опасных грузов именно сейчас?—
Все, наверное, читают в газетах и видят по телевизору, как часто в наше
время стали происходить различные техногенные катастрофы, в том числе
аварии на транспорте. Поэтому актуальность разработки такой системы, на
мой взгляд, очевидна. Ведь, несмотря на суровые условия, в которых
работает космическая техника, при транспортировке она представляет собой
довольно нежные, капризные устройства. Перевозить их нужно по
определённым правилам, соблюдая скоростной режим, а также уровни
вибрации, температуры, влажности. Техника становится всё сложнее и
сложнее, а её стоимость — всё выше и выше.
—
Много ли новизны в разработанном вами
комплексе?— Ну, что-то сделано практически
с нуля. До 2008 года, когда мы начали над этим комплексом работать,
ничего похожего не было. Сначала мы продумывали проводной вариант, но
потом, в 2010 году, следуя общей тенденции внедрения беспроводных сетей,
от него отказались. Окончательная беспроводная разработка более
надёжна, удобна в эксплуатации и менее
затратна.
— Из чего состоит ваш датчиковый
комплекс и какие функции он выполняет?—
Комплекс состоит из базовой станции и набора беспроводных датчиков.
Базовая станция и необходимое количество датчиков устанавливаются в
вагон с контролируемым грузом, а сигналы с них поступают в вагон
сопровождения, в котором находится поездная бригада. Кроме того что вся
информация отображается на мониторе, установленном в вагоне
сопровождения, она оперативно (через GPRS) поступает в Москву, в
ситуационный центр, который находится в ОАО «Российские космические
системы».
Сейчас наша номенклатура беспроводных
датчиков включает в себя три типа этих устройств: датчик контроля
ускорений, датчик контроля состояния сухих контактов и беспроводной
модуль-приставка к газоанализатору. Эти три составляющие позволяют
контролировать большую часть параметров транспортируемых грузов
ракетно-космической отрасли. Надо сказать, что эта система только
начинает внедряться, раньше контроль при перевозке, скажем, «Протонов»
был исключительно визуальным.
— Найдёт ли
ваше детище применение в других отраслях, помимо
космической?— Думаю, что у системы
мониторинга в целом очень широкие возможности использования. После
доработки под конкретные задачи заказчика она может быть применима при
перевозке любых ценных и опасных грузов — от скоропортящихся продуктов
питания до нефтепродуктов. К примеру, можно оборудовать автопарк,
который занимается перевозкой продовольствия, и в диспетчерском пункте
наблюдать, какая температура и влажность поддерживаются в каждой машине.
А в какой-то другой отрасли, возможно, потребуется контролировать
вибрацию, когда речь идёт о хрупких изделиях. Участвуя в авиасалоне, мы
убедились в своевременности нашей разработки: интерес к ней есть, и мы
надеемся наладить деловые контакты для её дальнейшего коммерческого
использования.
Статьи по теме "Королёв на авиасалоне МАКС-2011"