Зональный семинар-практикум для учителей-логопедов и воспитателей «Современные педагогические технологии в развитии связной речи детей дошкольного возраста» прошёл в «Центре развития ребёнка - детском саду № 1 «Журавушка». В нем приняли участие главный специалист отдела дошкольного образование Министерства образования Московской области О.В. Антонова, педагоги городов Королёва, Фрязмна, Ивантеевки, представители Управления образования и учебно-методического центра Юбилейного.
Тема и место проведения семинара-практикума выбраны не случайно. В детском саду № 1 накоплен большой опыт коррекционно-развивающего обучения детей в специализированных группах, создана уникальная коррекционно-развивающая служба и специальный центр. Участникам семинара были предложены несколько открытых занятий.
Учитель-логопед О В. бит лова показала занятие в старшей логопедической группе по теме «Работа с текстом цепной организации с детьми старшего дошкольног о возраста» с испольэова-ннем элементов авторской программы Как отмечали после занятия специалисты, это очень сложный уровень работы, прекрасное владение вниманием детей с хорошими результатами. Но в группе для всех было веселое занимательное творчество - создать свой собственный рассказ, отправными точками которого становились предлагаемые педагогом картинки Основная короткая мысль повествования: «Собака увидела а лесу ежа, но не смогла его укусить, потому что он свернулся в клубок». Но столько возможностей узнать новое и, главное, проговорить все эта
Оксана Владимировна тонко направляет развитие сюжета и речи. В руках педагога осенний лист - «где можно спрятать осень?» В начало рассказа - «пошли гулять осенним днем». Так возникают детали и сравнения. На картинке с собакой появляется дополнительный запрещающий знак - как ее назвать, если нельзя сказать слово «собака». Дети находят ответ: можно назвать породу - «овчарка» или позвать по имени - Рекс И опять запрещающий знак - нельзя сказать «ёж». Педагог под-сказывает «Он свернулся а клубок» и поясняет: «В рассказе вы поняли о ком идёт речь? Значит, слово «он» а данном случае заменило слово «ёж», И такие открытия в собственном языке дети делают постоянно, расширяя возможности речи, развивая мышление
Во 2 секции участники семинара попали на занятие а старшей логопедической группа воспитателя Е.С. Фурсовой «Использование ТРИЗ-технологии для развития связной речи». ТРИЗ - «теорию решения изобретательских нечасто используют в дошкольном Но именно в этом возрасте ре-
И Екатерина Сергеевна прекрасно показала, как применить ТРИЗ-технологию на речевом занятии, объектом рассмотрения на котором стал,,, обыкновенный чайник. Или необыкновенный - на картинках каких только нет - старинных, современных, стеклянных, металлических, разных по форме. А еще в чайнике скрыта опасность - электричество, кипяток. У чайника есть друзья - сковорода, кастрюля. Как изобразить такие предметы? Это могут только дошколята с буйной фантазией - лечь на пол, и вот уже «скворчит сковорода», руки в боки - и ты уже сахарница... В этом и смысл триз-технологий - развивать и поддерживать креатизм, одновременно развивая речь. Итог всех исследований - придуманная и хорошо рассказанная сказка о чайнике и божьей коровке
Занятие «Моделирование как прием в обучении детей связной речи» провела в средней группе воспитатель Н.М. Краева. Здесь гости старались -не дышать», понимая как сложно работать с детьми, недавно пришедшими в детский сад Мастерство педагога быстро снимает напряжение - в веселой зарядке все улыбнулись друг другу и гостям. А потом началась -сказка»: просит помощи зайчик - а «Теремке» все животные перепутались Надо собрать всех по порядку Несколько кусочков картона разных размеров и цветов, но детская Фантазия и подсказки воспитателя превращают их а героев сказки. Кто пришёл первым в теремок? Мышка - маленькая серенькая - вот он самый маленький квадратик, а медведь - самый большой и коричневый Картонки сложены по размерам Теперь можно всё представить и рассказать. И происходит чудо - малыши говорят, живо представляя всех героев.
После открытых занятий обмен опытом продолжился в зале. Интересным было сообщение воспитателя логопедической группы Т.В. Малаховой об игровых технологиях и применении опорных знаков, символов и схем, которые позволяют в любом процессе включать все виды памяти (зрительную, тактильную, двигательную и т.п.) и облегчают процессы запоминания и мышления. Практически все а зале записали схемы запоминания месяцев времён года (их с удовольствием используют дети): например, осень - всё засыпает и первые буквы месяцев сложились в СОН (сентябрь - октябрь - ноябрь)
О речедвигательных играх для развития речи рассказал воспитатель Н.Н. Максимова «Движение ведет за собой слово», «что говорим, то и показываем» - вот основа таких занятий, которые помогают расслабиться, создать звуковые и зрительные образы, поднимают эмоциональный уровень восприятия.
Учитель-логопед Н.В. Чернова в своем выступлении обратила внимание на современные здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе, применяемые в «Журавушке»: биоэнергопластику, соединившую тренировку артикуляционного аппарата и кисти рук, и кинезиотерапию - технологию развития умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Всё это помогает активизировать интеллектуальную деятельность детей, развивает координацию, улучшают память и внимание, повышает стрессоустойчивость. Несложные (на первый взгляд) движения руками (например, смена в быстром темпе положения руки -«кулак-ребро-ладонь» или рисование синхронно двумя большими пальцами горизонтальной восьмерки) опробовали все присутствующие Оказалось, упражнения требуют концентрации внимания, сосредоточенности и определённых навыков Но кроме этого они принесли улыбки и хорошее настроение Все на несколько минут почувствовали себя детьми.
Общее обсуждение было очень детальным и доброжелательным. Вот только несколько мнений гостей: «Очень приятное впечатление. Высокий профессионализм, грамотно построенная структура семинара...». «Огромная работа дружного коллектива», «...полное владение современными технологиями Заряжает на работу», «Выше всяких похвал!» И все говорили о необходимости налаживать широкие контакты между специалистами разных городов, сотрудничать, повышая общий уровень Подводя итоги, представитель Министерства образования Московской области О В Антонова поблагодарила за труд коллектив «Журавушки», сотрудников Управления образования, УМЦ и отметила, что все участники семинара «зарядились энергией и переполнены положительными эмоциями и чувствами». «Потрясающе!» - высшая оценка не только данного мероприятия, но и всей работы детского сада «Журавушка»
Источник: газета "Спутник"