О результатах заседания Совета депутатов и принятых решениях рассказал, отвечая на вопросы представителей городского телевидения «ТВ-Юбилейный» и газеты «Спутник», Председатель Совета депутатов М.Ф. ГАЦКО.
- Михаил Фёдорович, как Вы охарактеризуете прошедшее заседание Совета депутатов городского округа Юбилейный?
- Нас удовлетворила работа на этом заседании. Было рассмотрено 9 вопросов, по большинству из них приняты решения. Один из вопросов, который был не подготовлен, направлен на доработку. По остальным мы пришли к консенсусу, и все они в течение трёх часов были решены положительно.
Основным вопросом стало внесение изменений в бюджет города Юбилейного на 2012 год. Это вызвано тем обстоятельством, что мы получили субсидии из областного бюджета. Было необходимо распорядиться ими оперативно. Кроме того, произошло перераспределение наших внутренних ресурсов, образовалась экономия. Например, 256 тыс. руб. - экономия средств, получившаяся в результате заключения муниципального контракта по оплате электроэнергии по уличному освещению. Эти денежные средства нужно было распределить на другие социальные нужды. В основном же вопросы по бюджету были связаны с тем, что область выделила деньги на строительство нового детского сада, точнее нового корпуса к детскому саду №1. Это серьёзный социально значимый проект. Как вы знаете, более 20 лет в городе Юбилейном не строилось и не вводилось в эксплуатацию ни одного детского дошкольного учреждения. Образовалась серьёзная проблема - дефицит мест в детских садах, возникла многолетняя очередь, что вызывает естественное недовольство наших граждан. На протяжении последних лет городская Администрация, Совет депутатов обращались к руководству Московской области с просьбой помочь в строительстве детского сада, поскольку наш собственный бюджет не может его обеспечить. Наконец это решение принято, и в бюджет города Юбилейного пошли непосредственные денежные вливания. Депутаты с большим удовлетворением приняли решение о распределении 47 млн 250 тыс. рублей на строительство нового детского сада. Конечно, эти деньги в полном объёме не покроют потребности строительства - цена вопроса 175 млн рублей, но они позволят уже в 2012 году к нему приступить. Планируется, что в начале осени начнётся возведение первого этажа этого корпуса, рассчитанного на 160 мест. Это позволит решить проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Кроме того, мы распределили 1 млн 744 тыс. рублей на организацию детского летнего оздоровительного отдыха. Это тоже деньги из бюджета Московской области, поступившие по целевому назначению в дополнение к финансированию из Бюджета города. Что касается в целом изменений в бюджет на 2012 год, они носят социально выраженный характер. Все статьи расходов связаны с социальной сферой, поэтому разногласий между депутатами не возникло. Мы, продуктивно поработав, приняли единогласное решение утвердить изменения в бюджет городского округа Юбилейный. Это наш основной вопрос, связанный с социальной политикой.
На заседании решались и организационные вопросы. Вновь избранный Совет депутатов на период его деятельности должен сформировать депутатские комиссии. Мы потратили много времени, но продуктивно решили этот вопрос. В Совете депутатов города Юбилейного сформированы 4 постоянно действующие депутатские комиссии по основным сферам, требующим решений. Первая комиссия - комиссия по вопросам бюджета, налоговой, финансовой политики и муниципальной собственности. Её возглавил Торицын Игорь Валерьевич - грамотный специалист, кандидат технических наук. Ему вполне по силам разобраться с проблемами этой комиссии. Вторая комиссия (не по значимости, а по порядку) - комиссия по вопросам строительства, транспорта, ЖКХ, связи и экологии. Эту комиссию также возглавил опытный человек - Раевский Александр Дмитриевич - тоже кандидат наук, полковник запаса, ныне руководитель одного из предприятий города Юбилейного. Третья - комиссия по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению. Председатель комиссии - Ткаченко Григорий Иванович - полковник ФСБ, заместитель директора по безопасности НИИ КС им. Максимова. Очень важную комиссию по социальным вопросам возглавил Фролов Владимир Владимирович - известный в нашем городе человек, Заслуженный работник культуры РФ, директор муниципального Дома культуры. Таким образом, комиссии сформированы, их полномочия уже действуют. С сегодняшнего дня комиссии приступили к работе по рассмотрению документов, которые уже поступают от граждан в Совет депутатов. Предварительную проработку все проблемные вопросы будут проходить в комиссиях, а потом выноситься на заседание Совета депутатов.
Кроме этого мы решили ещё ряд организационных вопросов, в частности, график приёма депутатами граждан, который будет доведён до наших жителей через газету «Спутник», а также размещён на стендах при входе в Администрацию, в общеобразовательных учреждениях, где будет вестись приём. Установлено время приёма: по понедельникам с 17 до 19 часов - так удобно нашим гражданам. Также приём будут вести депутаты, избранные от политических партий - КПРФ, «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Правое дело» - в приёмных этих политических партий или в помещениях муниципальных образовательных учреждений. Мы надеемся, что наши контакты с избирателями, с нашими гражданами будут тесными. Каждый депутат уже получил указания о порядке приёма, который будет вестись в соответствии с Федеральным законом. Письменный ответ по требованию гражданина будет даваться в месячный срок. Учёт обращений, ответов и отчётов депутатов о работе с избирателями будет контролироваться Советом депутатов.
- Заседания Совета депутатов будут проводиться в прежнем режиме?
- Мы не меняем порядок работы Совета депутатов, потому что он определён нашими нормативными документами, прежде всего, Регламентом, где указано, что Совет депутатов собирается на плановые заседания не реже одного раза в месяц. Оперативно Совет депутатов будет собираться по мере надобности. День плановых заседаний - последний вторник месяца, начало заседания Совета депутатов - 15 часов.
- Если количество горожан, желающих. присутствовать на заседаниях, будет увеличиваться (что мы наблюдали и сегодня, когда присутствовали и жители, и помощники депутата Московской областной Думы, и новая заинтересованная пресса), как будете с этим справляться?
- Если потребуется значительное присутствие граждан на обсуждениях особо важных социальных проблем, Совет депутатов может заседать в конференц-зале Администрации, где количество мест гораздо больше - до 100 человек. В зале Совета депутатов помещается 20 депутатов и 10-15 приглашённых. Как вы заметили, сегодня мы специально пригласили к сотрудничеству средства массовой информации, выйдя за рамки нашего города. В частности, на заседании присутствовали представители газеты «Позиция» г. Королёва, которая намерена сотрудничать с Советом депутатов. Я думаю, что количество аккредитованных СМИ будет увеличиваться.
- Михаил Фёдорович, как председатель Совета депутатов и как избранный депутат по одномандатному округу (это большое доверие горожан), какую первоочередную задачу на этом посту, в этой должности Вы для себя видите? Какие вопросы хотели бы решить в городе Юбилейном?
- Первоочередная задача - вернуть доверие к Совету депутатов как органу представительной власти, как к органу народовластия. Не секрет, что Совет депутатов предыдущего созыва много времени тратил на «внутридепутатскую» борьбу, что не всегда было на пользу для принятия решений в интересах наших горожан. В существующем Совете депутатов нам удалось минимизировать противоречия между депутатскими объединениями. Депутаты понимают, что они, прежде всего, избранники народа, и пришли работать для людей. Поэтому наши решения будут ориентированы на социально значимые проблемы.
Мы намерены решать вопросы в интересах развития муниципальных предприятий, ведь налогооблагаемая база города формируется именно за счёт их развития. Они дают и рабочие места, и поступления в доходную часть бюджета. На сегодняшний день в городе Юбилейном 6500 -7000 рабочих мест, что, конечно, мало. Бюджет города требует гораздо больших вливаний. Поэтому мы будем рассматривать и поддерживать вопросы, связанные с созданием новых рабочих мест. Естественно, нужно создавать не столько промышленное производство (в городе нет для этого площадей), сколько - инновационные, научные подразделения, и к этому есть задел.
Кроме того, очень много вопросов вызывает охрана окружающей среды. Граждане обеспокоены судьбой Папанинской дачи, Комитетского леса, лесного массива, прилегающего к озеру первого микрорайона. Я могу сказать однозначно: в этом составе Совета депутатов есть твёрдое намерение сохранить Папанинскую дачу, не допустить её застройки, принять меры по восстановлению Комитетского леса. Этой весной депутаты лично пойдут сажать деревья. Что касается опасности застройки части лесного массива в первом микрорайоне, которая вызвала большое неудовольствие граждан, наши намерения - пересмотреть городские Правила застройки и землепользования в части этой территории и вернуть ей статус зелёных насаждений, чтобы не допустить там никакого строительства. Мы предложим организациям, которые там планировали строительство, пересмотреть свой проект и выбрать другие приемлемые места без лесных насаждений.
- В отличие от предыдущих, в Совете депутатов этого созыва много военных. Видите ли Вы в этом плюсы (поскольку у нас всё-таки город военной науки), и какие, по Вашему мнению, изменения в работе Совета это вызовет?
- Вы правильно заметили, что в нынешний состав Совета депутатов вошли многие представители военной профессии. У нас 12 офицеров, в основном это выходцы из 4 ЦНИИ и 50 ЦНИИ, люди грамотные. В том числе 4 кандидата наук, что позволяет, на достойном уровне решать стоящие вопросы. Кроме того, проблемы военнослужащих для нас близки. На прошедшем заседании мы при рассмотрении отложили вопрос, который как раз был связан с привидением наших внутренних муниципальных Правил в соответствие с федеральным законодательством. Было предложено убрать норму о том, что муниципалитет решает вопросы предоставления служебного жилья военнослужащим. С точки зрения федерального законодательства это правомерно, потому что Министерство обороны должно само решать эти проблемы. Но мы не взяли на себя ответственность в нашем городе ввести такое изменение, потому что военнослужащие в Юбилейном - категория незащищённая в социальном плане, и, прежде всего, в жилищном вопросе. Вы знаете, что на территории 4 ЦНИИ МО РФ в нескольких лабораторных корпусах проживают сотни семей военнослужащих. И Министерство обороны практически не решает вопрос предоставления им служебного жилья. Что касается муниципалитета, здесь надо серьёзно поработать, решить вопросы, как это делать, выработать механизм. Поэтому в ходе серьёзных прений, мы решили не спешить с изменениями наших Правил. Надо их серьёзно переработать, для чего будет создана рабочая группа, в которую войдут представители как Совета депутатов, Администрации города, так и командования 4 ЦНИИ. Эта рабочая группа на протяжении одного месяца будет вырабатывать соответствующие рекомендации. Прямо скажем, что на протяжении 7 лет (!), как возникла эта правовая коллизия между федеральным законом и нашими муниципальными актами, вопрос не решался. Сейчас мы специально определили срок 1 месяц, понимая, что вопрос важный и его решение нужно ускорить.
- Уже поднимался вопрос об изменении Регламента работы самого Совета депутатов, в частности, о работе в нескольких комиссиях. На этом заседании вопрос не рассматривался, но в будущем планируется изменение Регламента?
- Безусловно. Регламент - это важный внутренний документ, определяющий работу Совета депутатов. И здесь многое требует изменений. Прежде всего, мы хотели бы видеть работу Совета депутатов более демократичной. В частности, у нас вызывает неприятие норма Регламента, (нынешнему составу Совета депутатов она досталась «по наследству») о передаче голоса отсутствующего депутата. Эта норма приводит к тому, что депутаты расхолаживаются, не прибывают на заседания, передавая свой голос, а кто-то один голосует тремя-четырьмя голосами. Мы предлагаем эту процедуру отменить. Кроме того, есть и другие моменты, вызывающие у нас вопросы. Регламент писался давно, и в нём есть нормы, противоречащие другим законам, в том числе федеральным и региональным, поэтому мы в ближайшее время намерены на заседаниях сформированной комиссии по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению подготовить новую редакцию Регламента Совета депутатов.
Что касается участия депутатов в нескольких комиссиях, это вопрос мы также обсуждали. Большинство депутатов высказались против, поскольку это не ведёт к эффективной работе комиссий. Комиссия должна быть чётко сформированной по количественному составу и по всей направленности. Возникла даже проблема: депутаты почти все хотели работать в комиссиях по бюджету и по строительству. А кто же будет работать в комиссии по законодательству и в социальной комиссии? Хотя для наших граждан важнее вопросы социальные - образование, здравоохранение, культура и т.д. И как бы некоторые депутаты не предлагали, большинством голосов принято решение: комиссии должны быть по численности одинаковые - по 5 человек, и депутат должен постоянно работать в определённой комиссии. Если же у него есть желание принять участие в работе другой комиссии, он может это делать, но с правом совещательного голоса. При возникновении серьёзных вопросов, которые потребуют решения сразу нескольких комиссий, мы можем провести совместное заседание депутатских комиссий. Уверен, что состав сформированных комиссий позволит нам успешно работать.
- Депутат, отсутствующий на заседании, должен привести уважительную причину. Если её нет, вы можете применить какие-то санкции?
- Депутат должен подчиняться внутренней дисциплине. Участие в работе Совета депутатов, в работе депутатской комиссии - это обязанность депутата. Если депутат болен, в отпуске, в командировке - это уважительная причина. Если чрезвычайное обстоятельство, требующее присутствия в семье, - тоже, но остальные причины уважительными быть не могут. В этой связи мы можем применять к депутату меры воздействия - обратить внимание, вынести порицание. На депутатов, избранных от политических партий, есть и внутрифракционное воздействие - депутат может быть исключён из фракции, и в этом случае он складывает свои депутатские полномочия. У политических партий большие списки (на выборы шли по 10 - 15 человек), соответственно место депутата, не справляющегося со своими обязанностями, занимает тот человек, кого политическая партия выдвинула по партийному списку.
- Кто определяет эффективность работы депутата, каков механизм?
- Если депутат выиграл по одномандатному округу - таких у нас 10 человек, - определять эффективность его работы будут граждане. Они вправе отозвать депутата, если он не справляется со своими обязанностями. Такой механизм есть, и в Уставе городского округа Юбилейный заложена такая процедура. Что касается депутатов, избранных по спискам политических партий (напомню, их 10:4 - от КПРФ, 3 - от «Единой России», по 1 -от «Справедливой России», ЛДПР и «Правого дела»), то здесь решает партия - справляется депутат или нет. Внутренним решением партийной фракции депутат исключается. В этом случае Совет депутатов согласится с таким решением.
На сегодняшний день в Совете депутатов образована и зарегистрирована официальным порядком только фракция КПРФ, в которую вошли 11 человек. Рассматривается вопрос о регистрации фракции «Единая Россия» - 4 депутата. Остальные политические партии представлены по одному депутату, и они не готовы образовать столь малочисленные фракции. Да и наш внутренний Регламент говорит о том, что фракция может быть образована тремя и более депутатами, хотя федеральный закон разрешает регистрацию и при меньшем количестве депутатов.
- Как Вы считаете, в таком небольшом Совете депутатов есть ли смысл во фракционном делении. Ведь есть депутаты, которые прошли по одномандатному округу, их люди выбирали по личным качествам, а не потому, что они принадлежат к какой-то партии. Здесь же эти депутаты входят в партийную фракцию. Не ограничивает ли это их полномочия как представителей народа?
- В вашем вопросе есть рациональное зерно, но не мы определяем правила формирования Совета депутатов. В соответствии с федеральным и областным законами сегодня Совет депутатов формируется именно таким образом - половина по одномандатным округам и половина - по спискам политических партий. Как вы понимаете, легче управлять группами депутатов, объединёнными в политические фракции. Но здесь меньше простора для представления интересов граждан. Мы будем работать по закону и, конечно, сохраним народное представительство. У нас 10 одномандатных округов, и от каждого интересы граждан представляет один депутат. Они будут встречаться с гражданами, решать вопросы этого избирательного округа, вести приём непосредственно на территории одномандатного округа. Проблема только в том, что в Совете предыдущего созыва у каждого округа было два депутата, теперь по одному. Но мы надеемся, что это не повлияет на связь с нашими избирателями и позволит решать вопросы нашего муниципального образования так же конструктивно. Что касается представительств политических партий, сейчас наши граждане очень часто политизированы (это показали и декабрьские, и мартовские выборы), в этой связи депутаты, избранные по спискам от политических партий, также будут полезны в работе нашего муниципального Совета депутатов.
В заключение разговора представители городских СМИ поблагодарили М.Ф. Гацко за подробный и открытый разговор, пожелали успехов в его работе и работе Совета депутатов, выразив надежду на дальнейшие встречи.
Источник: газета "Спутник"