Пятница, 19.04.2024, 18:02
 Категории
Новости сайта [96]
о жизни ресурса...
Новости г. Юбилейный [1383]
все события Юбилейного
Новости г. Королёв [4706]
все события Королёва
Интервью [209]
с известными людьми
Персона [44]
об интересных людях города
Афиши и расписания [121]
мероприятий и событий
Новости МО [23]
новости Московской области
Новости ЮБиКа [0]
лучшие новости недели
 Реклама

Реклама на сайте
 Новости
 Сохранить в соцсети


Новости города Королёв
Главная » Новости городов » Новости г. Юбилейный » 2012 » Май » 4

Из истории города - второй городок Юбилейного

14:32
Знаменитое картофельное поле, принадлежавшее совхозу «Лесные поляны», через которое вели две тропинки - на станцию Болшево и к Первомайке. Многие сегодняшние ветераны, а тогда молодые офицеры и инженеры прошагали через него в «совершенно секретный институт» - НИИ-4 ААН (Академии артиллерийских наук) или, как тогда чаще говорили, в/ч 25840 по распределению. Мужчины служили Родине, а жёны (многие из которых тоже нашли работу в в/ч, военторге, а чуть позже в ведомственных детских садах и школах) и дети обживали новое место жительства.

Вместе с созданием «ракетного щита страны» и освоением космоса росли и военные городки. В 50-е годы было завершено строительство первого закрытого городка, но необходимость в новых жилых массивах, школах, магазинах и детских садах только возрастала. В 1960 году началась застройка поля. Первые дома второго городка № 21, 22, 23 — «типовые дома первого периода индустриального домостроения» — даже по конструкции отличались от последующих. Как тогда было рассчитано специалистами, строились они на 25 лет эксплуатации (правда, потом этот показатель несколько раз пересматривался в сторону увеличения), некоторые квартиры были ещё коммунальными.

С 1962 года начали возводить дома новой серии, рассчитанной по первым данным на 50 лет. Именно эти дома и создали неповторимый облик «поля». Поднимались пятиэтажки стройными рядами, создавая чёткие линии. Дома получали порядковые номера, а вот улиц не было — всё объединяло понятие второй городок.

Этапы большой стройки

В конце 50-х годов за решение квартирного вопроса у нас в стране взялся

Н. С. Хрущёв. Из своих поездок за границу он привёз идею строительства дешёвого социального жилья, тех самых «хрущёвок». Индустриальное домостроение дало скачок в развитии промышленности и позволило в сжатые сроки возвести большое количество жилья для расселения людей в отдельные благоустроенные квартиры из подвалов, многосемейных «коммуналок» и неблагоустроенных бараков, сделав это с минимальными затратами материальных ресурсов. Простые, незатейливые (без мусоропроводов, лифтов, с крошечными кухнями, коридорами и низкими потолками) массовые сооружения всё-таки стали уютными домами для тысяч людей.

Теснота квартир «хрущёвок» компенсировалась довольно просторными дворами, часто густо засаженными зеленью.

За годы руководства Н.С. Хрущёва в СССР было построено свыше 13 тысяч жилых домов, и почти все — пятиэтажки; новоселье в них отметило около 54млн граждан. Сегодня в них находится 5,8миллиона квартир — это 10% всего жилого фонда страны.

Всё это вместе со страной пережил и посёлок Болшево-1. В 1951 году было организовано «Управление начальника работ» — в Приказе начальника военноморского строительного управления центра — УНР-505. В 1957 году переименовано в 336 УНР (в/ч 55288). Знаменитые военные строители возводили все наши городки. (Именно поэтому одна из улиц Юбилейного по праву получила название улица Военных строителей).

Работы осуществляли военностроительные части 73722, 28604 и 73690. В разные годы УНР возглавляли инженер-майор А.И. Матвеев, инженер-капитан А.И. Варламов, инженер-полковник И.А. Овчаренко, инженер-полковник Г.Л. Кравцов, инженер-полковник В.И. Ел-фимов, инженер-полковник В.В. Чарник, инженер-полковник Ф.Д. Иорданиди, инженер-полковник М.М. Микитюк. Большое значение для строительства имел и растворобетонный узел 336 УНР. 44 года (с 1968 г.) руководил им И.М. Кречман. Многократно 336 УНР побеждало в социалистическом соревновании и становилось лучшим в Министерстве обороны. Спасибо сотням военных строителей, трудившихся на стройках посёлка Болшево-1!

С 1954 по 1960 годы на территории первого городка были введены в эксплуатацию 10 жилых домов общей площадью 14216 кв. м, построены офицерская столовая, офицерское общежитие квартирного типа общей площадью 2888 кв. м. На первом этаже общежития разместились аптека, узел связи, парикмахерская. Введён в эксплуатацию трёхкорпусной детский сад.

В 1961—1964 гг. на территории первого городка вошли в эксплуатацию ещё 5 домов с общей площадью 18304 кв. м,промышленно-продовольственный магазин, магазины «Мясо-рыба» и овощной. Открылось ателье по пошиву военного обмундирования, гарнизонная поликлиника и второй детский сад.

В 1957-1960 годах для обеспечения городков питьевой водой высокого качества были построены первые артезианские скважины — сложные инженерные сооружения, глубиной 120—160 м.

За 1960—1965 годы введено в эксплуатацию 31 жилой дом с общей площадью 12570 кв. м. Сданы булочная, промышленно-продовольственный магазин, аптека и парикмахерская, здание управления военной торговли, школы № 3 и № 4, узел связи и АТС, два детских садика, ГДО и Дом пионеров (1-й городок). В 1971 году введены в эксплуатацию баня и бассейн, в 1974 — детский сад в городке № 3, в 1977 году — пожарное депо.

Одновременно развивалась лабораторная база НИИ-4. К этому времени полезная площадь зданий составила 85 тыс. кв. м.

За 1973—1985 годы построено 22 жилых дома на 2615 квартир. В третьем городке возведён общественно-торговый центр, в который вошли: продовольственный магазин (общей площадью 1831 кв. м), магазин промышленных товаров (1587 кв. м), кафе на 84 посадочных места, почта, телеграф, детская библиотека, сооружение гражданской обороны общей площадью 393 кв. м. Были построены книжный магазин и магазин канцелярских товаров во втором городке, магазин промышленных товаров. В эти же годы были введены в эксплуатацию аптека, сберкасса (3 микрорайон), АТС-515 на 10 тысяч номеров, детский сад на 280 мест, четырёхэтажное здание (2810 кв. м) поликлиники на 375 посещений в день. В 1976 г. были построены: новая общеобразовательная школа № 5 на 31 класс, капитальные склады для военторга 858, в том числе прирельсовый склад продовольственных и промышленных товаров во 2 микрорайоне.

Детство второго городка

Второй городок рос не по годам, а по месяцам. Все панельные дома были разными по цвету — зелёные с жёлтым в разных сочетаниях, белые полосы по стыкам. Только один дом № 39 выделялся строгим серо-синим цветом, и поэтому на долгие годы в местных разговорах он получил прозвище «милицейский».

Новосёлы с энтузиазмом благоустраивали дворы, спортивные площадки, скверы. Каждый двор был особым миром. Асфальтовые дорожки, в центре —   зелёное пространство, которое в те времена было действительно зелёным. Трава по колено с вкраплениями цветов —  колокольчиков, ромашек... Практически сразу жители стали сажать деревья — клёны, липы, берёзы, ясени.

Тонкие прутики трогательно оберегали, сооружая вокруг каждого подпорки. По вечерам в жаркое время обязательно выходили поливать. Пока деревья были небольшие, около каждого подъезда разбивались клумбы. Сажать цветы выходили «всем миром» и по вечерам наслаждались дивным запахом душистого табака или ночных фиалок.

Практически у каждого подъезда стояла скамейка (причём настоящая — со спинкой). Не знаю, кто придумал, или это было просто принято, но площадки, ведущие непосредственно к подъезду, были огорожены ажурными перголами из тонких реек (конструкции с одной стороны опирались на стены и крыши подъездов). И на них каждый год что-то вилось — душистый горошек, повитель, декоративная фасоль. Все зелёные оазисы были огорожены заборчиками из таких же реек.

С одной стороны двора большое пространство — стоянки на 8—10 машин (сейчас там везде «ракушки» — малопривлекательные, ржавые) — по тем временам его вполне хватало. А с другой — специальные столбы с натянутыми верёвками для сушки большого белья (и никому в голову не приходило, что его могут украсть или испачкать).

Что отличало первые десятилетия второго городка — душевность отношений. В дома въезжали одновременно — практически все мужчины были офицерами-ровесниками, многие вместе учились и служили. Дни рождения отмечали всем подъездом. И помощь в трудные минуты всегда приходила от самых близких — от соседей. Может быть поэтому понятие «дом» включало не только квартиру, но и подъезд, двор. Лестницы, окна, стены мыли вместе и по «душевной потребности», а субботники на улице превращались в большой праздник, где участвовали все — «от мала до велика».

Для младшего поколения пространство очень чётко делилось на «у дома» и «за домом». «У дома» — это значит там, куда выходят подъезды домов — лицо двора. Здесь стояли столы со скамейками, где взрослые играли в шахматы, а дети — в шашки и домино. Малыши любили песочницу с замечательным большим «грибом». На весёлые игры —    «хали-хало», «вышибалы», «штандарт», «разрывные цепи» (о которых современные дети практически не знают) — выходили сразу больше десятка школьников. Много позже во дворах появились металлические качели, лесенки и горки.

«За домом» игры были совершенно другие — прятки, «казаки-разбойники». В тайне делались «секретики» — в земле, в маленькой ямке, прятали «сокровища» —  цветные стёклышки, цветы, фантики, всё это накрывалось стеклом побольше и присыпалось землёй. Показывать можно было друзьям, смахнув верхний слой, — получалось «окошко» в земле. Здесь же играли в «дочки-матери», в «школу», «магазин» и подобные большие игры, когда выносили одеяла и стелили прямо на траву.

Яблоки и вишни можно было сорвать прямо здесь — во многих местах в пространстве «за домами» были посажены фруктовые деревья. Это была целая эпопея. Где-то выкорчёвывали молодой колхозный сад (по рассказам взрослых), и часть деревьев была посажена в первом городке около поликлиники, а остатки привезли к новым домам во второй городок. Деревья уже были большие, их с трудом посадили, но они все прижились. Некоторые из них до сих пор растут и даже изредка плодоносят одним — двумя яблоками.

И, конечно, весь городок был «отдельным» счастливым мирозданием, замкнутым с двух сторон железной дорогой, забором института (в те времена деревянным зелёным с несколькими вышками, на которых всегда стояли солдаты) и узкой асфальтовой улицей (сейчас ул. Б. Комитетская), вдоль которой шли большие металлические вышки электролинии. За ней начинался почти деревенский мир дачного посёлка «Ленинец» (именно от него нам достались в наследство названия улиц: Пушкинская, Ленинская, Маяковского, Заводская.), куда ходили гулять.

Здесь были какие-то заповедные места, тропинки. Все улицы и маленькие деревянные домики располагались вокруг большого забора, до сих пор хорошо знакомого юбилейчанам — дачи Папанина. В старых садах удивительно пели соловьи (да так, что их было слышно во всём городке). Весной за каждой калиткой распускалась сирень. И чтобы украсить зал школы на последний звонок часто можно было постучаться в любую из них и просто попросить. Хозяйки с улыбкой через несколько минут выносили сотню веток —  столько, что потом их ставили в зале в вёдрах. Спросить и сказать, «сколько это стоит», ни у кого в голову не приходило. Это была чисто советская доброта и щедрость, когда главная плата — «спасибо», «пожалуйста» и улыбка.

Физкультура и жизнь

Особое место в жизни второго городка занимал стадион — даже сейчас, показывая дорогу, старожилы часто говорят: пройдёте «через стадион», хотя, конечно, то, что есть сейчас, стадионом назвать нельзя. А тогда стадион жил (немаловажную роль при этом играл забор, который его огораживал: он не был проходным двором — туда шли специально, хотя и пройти всегда можно было) — офицеры играли в футбол и волейбол и не только в дни так называемого физо, но и в выходные.

Но главное — каток зимой. Дядя Вася и его жена (к сожалению, никто не смог мне подсказать их фамилию), жившие в доме № 34, вдвоём управлялись с таким, как сейчас говорят, сложным сооружением. Залитое ровнейшее пространство (потому что заливалось по всем правилам из шланга вручную постепенно) было огромным — ни с какими сегодняшними хоккейными площадками не сравнить. Периодически открывались ворота, заезжала машина для чистки снега, хотя, в основном, чистили вручную. Кто хотел побыстрее, брали большие скребки на несколько человек и очищали себе территорию. Но обычно этого не требовалось — лёд был в отличном состоянии. Переодеть коньки можно было в теплушке. И каждый вечер — музыка (почему-то почти все вспоминают песни «Как хорошо быть генералом» и «У леса на опушке. », может быть они звучали чаще всего). С нескольких домов каток освещали прожектора. Это был центр — здесь встречались с одноклассниками и друзьями. По большому кругу бегали взрослые на беговых коньках с огромными лезвиями, мальчишки играли в хоккей на «канадках», девчонки выделывали пируэты на фигурных. Кстати, абонемент на весь зимний сезон стоил один рубль.

Ломалось всё постепенно: снесли забор, потянулись во все стороны тропинки. Стадион умер.

Правда, уже в этом веке здесь появилась детская площадка, беседки. В хорошую погоду, конечно, на скамеечках вокруг сидят и пожилые люди, и мамы с колясками, но пространство бывшего стадиона всё равно словно неухоженное.

А вокруг деревья, посаженные с душевной теплотой на субботниках. Первое поколение детей городка с гордостью говорили: «Вот это дерево посадил папа», потом появилось; «Это дерево посадил дедушка». Сейчас старшее поколение почти ушло, а парк — настоящий — живёт! Низкий поклон им за это! Недаром второй микрорайон сейчас самый зелёный в городе.

Течение времени

Только через много лет, когда деревья во втором городке выросли, стало понятно, что их слишком много, что во многих местах они слишком близко к стенам домов, новые жильцы первых этажей вырубали даже сирень и жасмин — в квартирах стало сыро. Кто-то выходил защищать посаженные берёзы и липы.

Но изменилось не только это — менялся общий дух. Дружные соседи разъезжались. Въехавших в квартиры ничего не связывало. Подъезды стали только ступеньками, где уже можно курить, пить, писать на стенах и, простите за горькую правду, справлять нужду (и не только малую). Появились железные двери, домофоны, но почти везде за ними нет главного — нет дружного подъезда, людей, связанных не только ступенями, но и семейной дружбой.

Очень многое поменялось на улицах в девяностые — асфальт развалился, машины и люди уничтожили зелёные островки. Ничто не ремонтировалось, пришла почти разруха. Но винить по большому счёту некого: через это прошла вся страна. Пустота в магазинах, когда в военторге по талонам покупался вожделенный килограмм крупы или бутылка растительного масла, а очереди — к булочной (сейчас это кафе «Дилижанс») за хлебом (который давали строго один чёрный и белый в руки по «карточке покупателя») от тогдашнего военторга (сегодняшнего «Дикси») через здание поселкового Совета (сегодня здесь редакция газеты «Спутник» и другие организации)— метров двести.

По счастью, наши городки (а к этому времени их стало уже четыре), избежав судьбы многих военных поселений, не развалились. Пришло время восстановления и новой жизни — исчез с карты Подмосковья посёлок Болшево-1 города Калининграда, став в 1992 году самостоятельным городом Юбилейным.


Дворы 2-ого городка, 1968 год                Дворы 2-ого городка, 2012 год



В статье использованы материалы книги «Строители наукограда» и воспоминания жителей


Источник: газета "Спутник"
Категория: Новости г. Юбилейный | Просмотров: 5644 | Добавил: Джин | Рейтинг: 5.0/3

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar

Похожие новости:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Новости
  Статистика
  ЮБиК рекомендует