Слово «граффити» происходит от итальянского graffiare — «царапать». К
граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от шрифтов до изысканных рисунков.
Кстати, в городском конкурсе «Мир глазами художников», который администрация Королёва проводит с целью объединения творческих людей города, общения художников между собой, открытия новых талантов, представлена и номинация «граффити». Ну а кто знает о граффити больше, чем Александр Назаретский, оформлявший множество объектов по заказу администрации, опытный и талантливый во многих областях искусства наш земляк?
— В нашем городе вы один из известных граффитчиков. И как же так вышло, что вы увлеклись именно этим видом искусства?
— Есть такая команда — Da Boogie Crew, которая в свое время просто взорвала улицу хип-хоп-кулыурой, сыграв большую роль в ее популяризации в России. В какой-то мере именно они дали импульс к тому, чтобы я начал рисовать граффити. Укрепили начало моего творческого пути рисунки, которые я видел, проезжая на электричке.
Сначала я был один, начав рисовать в 1998 году. Я, как и большинство ребят, сначала рисовал нелегально. Это были в основном граффити на заборах, которые мало кто видел. Весной следующего года я пришел во Фрязинский тоннель— культовое место для граффитчиков. Именно там я увидел серьезные работы ребят, с которыми я вскоре стал общаться, и летом 1999 года они взяли меня в команду КГБ — «Королёв Граффити Блок».
Участники команды всегда стремились к техничному рисованию. Вообще в Королёве качество рисования стало хорошей традицией, у нас действительно есть много отличных граффити.
— Не думаю, что полиции нравились нелегальные художники. Ловили?
— Ловили (смеется). Последний раз поймали года четыре назад. Мы с ребятами рисовали недалеко от магазина «Авто-49». Никого не трогали, но жителям, видимо, это не понравилось. И вскоре к нам подошел участковый, попросил собраться. Делать нечего — мы собрались. Но проблема была в том, что разрешение на роспись стены у нас было, но не с собой. А оно обязательно должно быть на руках непосредственно во время процесса. У нас изъяли краску и обвинили в том, что мы портили сам магазин «Авто-49», хотя рисовали метрах в ста от него, если не больше. В цивилизованных странах вандализмом считается рисование на памятниках архитектуры. У нас же, когда человек рисует на обшарпанной стенке, ему пытаются инкриминировать статью за вандализм — это смешно.
— Можно ли предположить, что люди рисуют граффити ради адреналина?
— Несомненно. Мне кажется, это лежит в основе всего направления уличного искусства. Впрочем, адреналин — далеко не все чувства, которые испытывает граффитчик. Я, например, когда рисовал на товарных поездах, думал о том, что многие люди смогут узнать обо мне, увидев мои рисунки, скажем, в Екатеринбурге, куда этот поезд приедет. Поезд этот будет ходить по России, всё больше людей смогут видеть маленький «привет» от Шона (кличка Александра— прим. ред.)... Это приятно. Это некий фейм («слава» — жарг.), созданный за час.
Приведу еще пример. Граффити из Нью-Йорка тоже основаны на фейме, на узнаваемости конкретного персонажа. Такой персонаж, как TAKI 183 (Таки 183)— один из основоположников субкультуры граффити в Нью-Йорке и современных граффити в целом. Он писал своё прозвище на стенах. Оно состояло из его имени и номера улицы, на которой он проживал — 183rd Street.
Я знаю ребят, которые рисуют на электричках, они довольно часто бегают от полиции. Есть здесь элемент бравурный: «Я герой, я борюсь простив системы»... Но это ложь самому себе, как мне кажется. Человек ни с кем не борется, он борется со своими собственными страхами и навязчивыми идеями.
Вообще наша администрация идет навстречу и позволяет рисовать в городе. Но очень важно помнить, что граффити — это искусство. Поэтому слово из трех букв на заборе граффити считаться не может.
— И на конкурс оно не пройдет... Александр, хотелось бы узнать, что творилось «за сценой» в прошлом году на конкурсе «Королёв глазами художников»» в котором вы выступали как член жюри в номинации «граффити».
— В прошлом году было четыре участника, это меньше, чем могло было быть. Мы поняли, что не все ребята готовы участвовать в таком конкурсе, хотя имеют и талант, и способности. Всё дело в том, что они просто не хотят рисовать эскизы. Я поясню: в номинации «граффити» участникам предоставляется тема, по которой они должны выполнить эскиз. В прошлом году была тема «Прорыв в космос». Довольно обширная. Выиграла работа, на которой были изображены Королёв, Гагарин и Циолковский. Взлетает ракета, повсюду формулы и чертежи... Хорошая работа была, достойная. За нее ребята получили не только первое место, но и соответствующее предложение от администрации города — рисовать.
Согласно условиям конкурса работа может подаваться любая, но ее должен выполнить граффитчик. То есть работать в тандеме с художником не только не запрещается, но и поощряется! Командная работа, сплоченность и вдохновение — путь к успеху. Нужно только не забывать, что, повторюсь, рисунок должен быть воплощен именно граффитчиком.
Хороший совет дал участникам Евгений Викторович Кувинов, художник-акварелист, известный архитектор, профессор кафедры живописи МАРХИ. Как раз его мнение повлияло на то, чтобы в конкурсе появилось номинация «граффити». Он говорит, что подача работы очень важна, ведь граффити — не живопись. И именно представление эскиза, помещенного в фотографию городской среды, может помочь участнику, не занявшему призового места, получить заказ.
— А в этом году вы собираетесь участвовать?
— Да, в этом году я хотел бы побороться за приз. И даже готов агитировать других граффитчиков: нужно привлекать ребят со стороны, чтобы рос уровень.
Увидеть, как твой рисунок смотрится в ряду других, сравнить, сделать выводы. Часто такой подход помогает увидеть недоработки и понять собственные ошибки. Это толчок вперед. Это творческий конкурс, это развитие.
— Может быть, ребята как раз ждут какого-то толчка?
— Надеюсь, что это интервью подтолкнёт их к дискуссии. Этот конкурс способствует прежде всего общению между художниками и граффитчиками. Без участия в конкурсах сложно понять, что такое граффити. Надо сперва себя показать, зарекомендовать, завоевать репутацию в граффите-тусовке с помощью качественных работ.
СПРАВКА
НАЗАРЕТСКИЙ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ, фотограф и художник, родился 9 февраля 1981 года в Москве, но детство и юность провел в Королёве.
Закончил среднюю школу № 6 в Болшево в 1998 году. После получения среднего образования учился в Технологическом колледже № 14 (бывший МТК № 309) в Москве, получив специальность технолога фоторекламы. Диплом о высшем образовании Александр получил в Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТиС) в 2010 году, на кафедре моды и дизайна.
Интересоваться граффити начал весной 1998 года, а фотографией — с 2000 года.
На данный момент Александр получает дополнительное образование в Британской школе высшего дизайна по специальности «Fashion-фотография».
Источник: газета "Неделя в Подлипках"