Визит врио губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева в Королев не был из разряда «снег на голову» или, не дай бог, тайным посещением, типа классического «к нам едет ревизор». О визите было заранее объявлено за несколько дней. За эти дни можно было многое сделать для того, чтобы сгладить острые углы между позицией Администрацией города, давшей разрешение на строительство скандальной многоэтажки на Спартаковской возле дома-музея Марины Цветаевой и инициативной группой жителей, подписавших протест против этого строительства. Тем более, что заранее объявленной целью визита врио губернатора была задача «защитить дом Марины Цветаевой». И многое было сделано.
11 марта в Администрации Королёва проводится широко разрекламированное совещание об устройстве сквера возле дома-музея. На совещании присутствовала Администрация города в полном составе: руководитель Администрации города Елена Логвиненко, заместители руководителя Игорь Тюляков, Наталья Гринько, Павел Андреев, главный архитектор Виктор Ли, директор дома-музея Марины Цветаевой Зоя Атрохина, представители служб, работающих в сфере благоустройства. На совещании обсуждался проект обустройства сквера, представленный ландшафтным дизайнером Мариной Мироновой. По результатам совещания было принято решение завершить обустройство сквера к концу июня. Проектом предусматривалось создание амфитеатра на месте сбора поклонников поэтессы и обустройство главной и нескольких маленьких алей, превращавших сквер не только в место исторической памяти, но и в достопримечательность города, в уютное место для прогулок и отдыха живущих по соседству королевцев. Именно тех, чьи подписи в основном и стоят под петицией протеста, дошедшей до Правительства Подмосковья и давшей такой общественный резонанс. Казалось, что одного этого решения достаточно, чтобы сбить волну протестов.
Накануне визита депутат городского Совета Людмила Гомза встречается с жителями этого микрорайона, знакомится с их претензиями и вопросами к Администрации города, руководству Совета депутатов. После этого Людмила Гомза встречается с заместителем руководителя Администрации города Игорем Тюляковым, курирующим вопросы строительства и архитектуры. На все вопросы жителей Игорь Тюляков дает аргументированные ответы, широко освещенные местными СМИ. Из ответов, по крайней мере, ясно, что с формальной точки зрения (точки зрения закона) строительство 22-х этажного дома на Спартаковской полностью легитимно, у строителей имеются все разрешительные документы. Казалось, у протестующих из рук выбит последний аргумент, так как вступило в силу решение городского и апелляционного суда в пользу Администрации города, признавшим иск о незаконности строительства дома на Спартаковской инициативной группы безосновательным и лишенным доказательной базы. Из ответов Игоря Тюлякова ясно, что согласно проекту застройки этого квартала (прошу заметить, проект от 2006 года, сегодняшняя Администрация формально не имеет к нему отношения, кроме обязанности исполнять давно принятые решения) помимо серии из 22-х этажных домов здесь должна быть построена школа на 360 мест, детский садик ни 150 мест, подземные паркинги, объекты инфрастуртуры. Всем протестующим объясняется, что строящийся дом не нарушает законодательство Российской федерации об охране памятников, так как от него до дома Марины Цветаевой – 90 метров, а до сквера – 70 метров. Как говорится в народе «комар носа не подточит».
Казалось бы, что после этого протестные настроения должны сойти на нет, визит врио губернатора пройти на «ура», а Андрей Воробьев накануне ответственейшей предвыборной борьбы за пост Губернатора области мог всенародно объявить: «Дом-музей Марины Цветаевой спасен».
Однако события развивались несколько по иному сценарию. Об этом можно судить по достаточно жесткой реакции самого врио губернатора, успевшего уже вечером, после возвращения из Королёва, сделать интернет-рассылку подмосковным СМИ, которая утром была размещена на сайте Правительства Московской области. В рассылке сообщалось, что врио губернатора распорядился приостановить строительство 22-этажного дома на Спартаковской на две недели для изучения всей документации на это строительство, также в рассылке сообщалось, что по требованию Андрея Воробьева приостановлена выдача всех разрешений на коммерческое строительство в городе. Было объявлено об увольнении заместителя руководителя Администрации Игоря Тюлякова, курирующего вопросы строительства в Королёве. Очевидно, что Игорь Тюляков не может единолично отвечать за все градостроительные проблемы города Королёва, которые складывались годами и не могут быть решены в одночасье. Но в этой ситуации кого-то просто необходимо было использовать в роли жертвенного животного, просто для того, чтобы немного выпустить пар.
Почему Андрей Воробьев прореагировал так жестко в отношении тех лиц, которые отвечают за градостроительную политику города Королёва? Почему все предупредительные меры, предпринятые городскими властями для сглаживания ситуации, не дали эффекта? Между прочим, на Андрея Воробьева произвело прекрасное положительное впечатление и посещение ЦУПа, и РКК «Энергия», и сеанс связи с МКС, и встречи с ветеранами космонавтики и молодыми работниками космической отрасли. Но этот огромный заряд позитива не смог нейтрализовать то возмущение жителей города, которое было буквально выплеснуто на врио губернатора и во время встречи на Спартаковской и во время встречи с общественностью города в ДиКЦ «Костино».
Можно долго пересказывать тот перечень проблем, поднятых жителями на этой встрече с Андреем Воробьевым, но единственная и настоящая причина протестных настроений в городе Королёве на сегодняшний момент одна.
На всех встречах Андрей Воробьев призывал жителей и власти города к диалогу. Об этом в своем комментарии сказал и Глава города Валерий Минаков, призывая жителей города не высказывать протесты и не писать петиции, а в деловой и спокойной обстановке разговаривать с властью. Прекрасное предложение, но страдающее однобокостью, о которой стоит напомнить Главе города: диалог - это взаимное общение двух сторон, обмен мнениями и равноправный подход к обеим точкам зрения: представителей власти и представителей народа. Диалог по определению не может быть односторонним. Рассмотрим на примере застройки квартала, в котором согласно проекту должно быть построено 14-ть 22-х этажных домов. Дом на Спартаковской – уже 7=й по счету. Уже более шести лет жители этого микрорайона протестуют против этой застройки. Это бывший дачный район низкоэтажной застройки, первоначально тихий и зеленый уголок. Строительство многоэтажек, против которых протестуют жители этого микрорайона полностью нарушает исторический облик этого района города. Шесть лет жители «ведут диалог» против строительства здесь «каменных мешков» (по определению А.Ю. Воробьева). А что толку, на самом деле никакого диалога с жителями, к которому призывают представители власти, нет! Вот и получают власти города вместо диалога петицию в Правительство Московской области. Теперь рассмотрим еще один пример. По плану застройки в этом квартале должны быть построены школа, детский садик, объекты инфраструктуры. А что построено кроме семи 22-х этажных домов? Детский сад обещают – к 2014 году. Из ответа Игоря Тюлякова ясно, что про школу на 360 мест «помнят», осталось только определиться с местом её строительства и найти «источник финансирования». Каким образом для «запланированного объекта» до сих пор не определено место строительства? И будет ли она построена вообще?
В своих поездках по Подмосковью Андрей Воробьев столкнулся с массовыми протестными настроениями жителей области, вызванные отставанием строительства социальной застройки от коммерческого строительства. Да, мы живем не при социализме. Сейчас главная задача коммерческой строительной фирмы – получить разрешение на строительство, обремененное минимальными социальными обязательствами, построить жилые дома, продать квартиры и получить прибыль. Это железный закон капитализма – основной способ существования любого объекта – получение прибыли. Желания и чаяния рядовых людей в расчет при этом не берутся. Даже попадись совестливый коммерсант и начни он делать добрые дела, сразу разорится. Закон джунглей, господа, привыкайте. Но для этого и существуют местные органы власти, чтобы взять под свой контроль жилищное строительство, направить его на выполнение интересов города. Почему при таком масштабном коммерческом строительстве (14 домов) не построена школа и детский сад? Тут хоть обустраивай сквер, хоть не обустраивай, хоть веди диалог, но без массового протеста не обойдешься.
Глава города Валерий Минаков, комментируя визит врио губернатора, заметил, что жилье главное для жителей Королева, этого требуют интересы градообразующих предприятий города, которым надо обустраивать свой рабочий персонал. Да, действительно, надо сроить новое жилье, надо расселять жителей аварийного и ветхого жилья. Но какой ценой? Генеральный план застройки Королева предусматривает ввод в эксплуатацию около 2 миллионов квадратных метров жилья. Для расселения жителей аварийных и ветхих домов нужно 400 000 квадратных метров. То есть остальное жилье коммерческие фирмы продадут на рынке с целью компенсации своих затрат и получения прибыли. Оставшиеся метры приобретут иногородние. Естественно, не пенсионеры, это активно работающие люди, имеющие детей. Работать в подавляющем количестве случаев они будут за пределами Королёва. В Королёве уже 100 000 личных автомобилей. Добавим сюда еще 100 000 автомобилей новых собственников жилья, которые практически все будут выезжать на работу за пределы Королева, по улице Пионерской, которая не справляется с нынешним потоком автотранспорта. Прикинули? Эту ситуацию не спасет даже новая дорога через Лосиный остров. То есть одна из проблем – проблема выезда из Королева при коммерческом способе решения проблем только усугубится.
В какие школы, детские сады пойдут дети «новых переселенцев?». Где те новые объекты соцбыта, готовые принять этих новоселов? В городе стоит вопрос о строительстве новых больниц, поликлиник. Разве новые переселенцы помогут сократить эти очереди в этих учреждениях? В Королеве более 4000 детей стоят на очереди в детские сады. Эту острейшую проблему планируется решить к концу 2014 года. Но, осуществляя принцип коммерческой застройки, привлекая новых жителей, может только усугубить проблему. Стоит ли напоминать, что у этих 4000 детей – почти столько же неработающих мам. Вот вам необходимый кадровый резерв, который можно ввести на предприятия и учреждения Королева без строительства жилья для новых специалистов градообразующими предприятиями города. В свое время и проблему выезда и въезда можно решить по-другому, без расширения старой и строительства новой дороги, если бы осуществлялся принцип комплексного планирования. Почему при существующем кадровом голоде в Королеве тысячи горожан выезжают ежедневно на работу за пределы города? Если бы части их была предоставлена работа в городе, то отпала бы и проблема утренних и вечерних пробок на Пионерской. Может лучше вместо нового выезда из города спланировать меры по созданию рабочих мест в Королеве?
Действительно, визит Андрея Воробьева обнажил очень много нерешенных проблем в городе Королёве, которые накапливались годами. Но, вместе с тем, в ходе этого визита был назван и рецепт для решения этих проблем – диалог с жителями города. Именно диалог, а не монолог власти. В виде опросов, в виде реальных, а не игровых публичных слушаний. Тогда, в ходе этого диалога и будет выработаны решения наших проблем.
Источник: ЮБиК - Юбилейный и
Королёв